Просмотр содержимого документа
«Классный час«О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»»
МОУ «Школа №138 г. Донецка»
Классный час, посвящённый
Году Великой Победы
«О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
Разработка
классного руководителя
МОУ «Школа № 138 г. Донецка
Кушнерик Натальи Николаевны
Донецк, 2020
Классный час, посвящённый Году Великой Победы
«О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!
Александр Твардовский
Цельклассного часа:
- формирование у обучающихся патриотических чувств, активной гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и подростками роли их предков в судьбе мира; мотивация обучающихся к достижению в освоении основных образовательных программ высоких предметных, метапредметных и, прежде всего, личностных результатов.
Задачи классного часа:
- углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны;
- расширить знания обучающихся о героях Великой Отечественной войны;
- воспитать патриотов Родины, способных встать на защиту государственных интересов страны;
- содействовать формированию и развитию классного коллектива как благоприятной среды развития патриотизма обучающихся.
Ход урока
Звучит музыкальная видеозаставка
1. Вступительное слово учителя
- Добрый день, дорогие ребята, начинаем устный журнал «Разговор о главном".
Учитель: С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слёз!
(К.М. Симонов)
Учитель: Ребята, о чем эти строки?
Учитель: Что для вас память?
Учитель: Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания?
Учитель: А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти?
Упражнение «Ассоциации»
Учитель: Скажите, а что такое война? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
Упражнение «Даты и события» (презентация)
Учитель: Посмотрите на экран. Вы видите даты и фотографии событий.Определите, о чем говорят нам эти цифры.
Столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война.
3. 09.05.1945 (салют, гвоздики, Георгиевская ленточка, знамя победы над Рейхстагом)
Дата окончания войны.
4. 75 (календарь 9 мая 2020, ветераны)
9 мая 2020 г. – 75-летие Великой Победы.
Учитель говорит под фонограмму песни «Священная война» А. Александрова
В обычный летний день 21 июня 1941 года всё шло своим чередом: взрослые работали, школьники готовились к выпускным вечерам, девчонки играли в "дочки-матери", а мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Никто не подозревал, что через несколько часов всё это уйдёт в прошлое. У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство... “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний разговор.
Звучит фоновая музыка Г. Свиридова «Романс»
Учитель: Героев нашего сегодняшнегоурока объединяет одно: в 1941 году все они были детьми. Но время неумолимо… И сегодня, уже они - последние свидетели самой страшной войны двадцатого столетия. Из осколков их детской памяти мы узнаем другую войну: войну, которую увидел маленький человек. Узнаем, что пережили люди, когда были в вашем возрасте.
2. Основной этап. Актуализация материала
Учитель: Говорят, на войне детей не бывает. Но эта война затронула миллионы детских жизней. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о войне, увиденной детскими глазами. Эта война страшнее, чем запечатленная взрослым взглядом…
Видеоклип «Дети войны»
Учитель: Из воспоминаний узницы фашистского концлагеря Валентины Ивановны Лисовской о многострадальном детстве, мытарствах и ужасах, которые пришлось ей пережить.
« …Я родилась 12 января 1938 года в деревне Новосокольнического района Великолукской области, в большой дружной семье, в которой уже было пять сыновей и четыре дочери.
Нашу счастливую жизнь разрушила война. Великие Луки самоотверженно защищались от фашистов, но немецким войскам удалось захватить город и деревню, в которой проживала моя семья. Начались страшные испытания для местных жителей. Как–то старшие братья решили пробраться на склад к немцам, чтобы своровать сгущенку, я увязалась с ними. Братья, заметив немцев, сунули меня в бочку из-под сгущенки (я была маленькая и бежать не могла) и пустились наутёк. Отмывалась я потом долго в речке, но сгущёнки домой принесла.
Еще был случай. Пришли к нам партизаны, а тут облава по деревне. Мама их уложила в кровати, укрыла чем попало, а меня растрёпанную и размалёванную, сверху положила с табличкой «Тиф». Немецкие солдаты, увидев странного ревущего ребёнка, побоялись делать обыск и ушли. Ночью братья переправили партизан в лес на самодельных санках. На этих же санках мы доставляли потом в лес продукты партизанам.
В 1942 году фашисты согнали в сарай и сожгли стариков и малолетних детей из двух соседних деревень. Местные жители прятались в лесах и подвалах, а тех, кто не успел скрыться, погрузили в товарные вагоны и отправили в концлагерь «Освенцим», в том числе и меня с двумя старшими сёстрами и братом. На тот момент мне было 5 лет. Дети работали с утра до вечера: ногами месили глину и цемент, заготавливали дрова, убирали с полей колоски и овощи, а фашисты все время держали нас «на мушке». Мы голодали, кормили нас одной кормовой свёклой и комбикормом, хлеба давали всего лишь 100 г на день, а воду пили из болота. Сон был кратким, и зачастую всю ночь узники страдали от насекомых – паразитов.
В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Немцы испытывали новые лекарства, предварительно инфицировав узников. Заключенных искусственно заражали в качестве эксперимента малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях. Выжили немногие, да и те потом всю жизнь страдали от увечий и перенесенных болезней. На детях также испытывали действие лекарственных препаратов. Для проведения опытов у них удаляли все зубы, даже здоровые, под кожу вживляли живых вшей. Почти два года я вместе со всеми заключенными находилась на
испытании лекарств и забора крови. Со слезами на глазах я вспоминаю о транспортерной ленте, куда остриём вверх были вбиты гвозди. На эту ленту укладывали детей, которых накануне вечером купали, и прокатывали по ней. Было нестерпимо больно, из ран текла кровь, которую, стекавшую по специальным желобкам, собирали и отправляли на фронт для немецких солдат…»
Учитель: Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего, искалеченное детство.
«…До прихода советских войск фашисты успели расстрелять или уничтожить почти всех узников в газовых печах. Тела складывали в два ряда: ряд брёвен, ряд трупов, а посреди – проход, но поджечь не успели. Когда в наш отсек вошли советские войска, нас оставалось двое: меня на транспортёре везли в газовую камеру, а брат Арсентий где-то успел спрятаться. Один из солдат – Сергей Сергеевич Худяков – автоматом сдернул меня с ленты и поднял. Тут подбежал мой брат и сказал, что я его сестра. Они нас забрали с собой на фронт, где брат стал «сыном полка», а так как я была маленькая, меня сдали в детский дом в Каунасе. Через два года меня нашла мама, а после войны мы нашли папу, брата Арсентия и сестру Зинаиду»
Учитель: Наш устный журнал продолжается. Дети войны пережили то, что, казалось бы, пережить невозможно. Их истории - это не пафосные рассказы о героических подвигах, а воспоминания из жизни простых мальчиков и девочек, о которых должны знать вы, современные дети. Им пришлось узнать, что такое война – настоящая, а не та, в которую
они понарошку играли во дворе. Голод, бомбёжки, похоронки с фронта, ужасы оккупации и слезы матерей – такие совсем недетские испытания выпали на их долю. История каждого из них – это частичка истории нашей страны.
Послушайте еще истории о детской судьбе, искалеченной войной (учащиеся рассказывают о детях-героях )
3. Заключительная часть. Итог классного часа
Беседа с учащимися
Учитель: Может ли жизнь ветеранов служить примером для современного молодого поколения?
Рассуждения детей
Учитель: Сегодняшнее поколение начинают забывать о том, какой ценой нам досталась Победа. Будете ли вы больше интересоваться о тех далеких днях войны? Нужно ли проводить такие мероприятия в школе?
Учитель: Спасибо вам за то, что поделились своим мнением. Дай вам Бог, дети, чтобы войну вы видели только в фильмах!
Учитель: Сегодня мы много узнали о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть
любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Напоследок хотелось бы вспомнить воспоминания писателя Виктора Петровича Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили» [7].
До глубины души трогают эти слова писателя-фронтовика. Очень хотелось, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!».
4. Рефлексия
Учитель: В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания».
Минута молчания
Под музыку па экране появляется изображение вечного огня, который сменяется изображением горящей свечи.
Учитель: Свеча памяти. Свеча, чьё сияние всегда заставляет настроить наши сердца на волну памяти. Свеча, которая никогда никого не оставляет равнодушным. Свеча, которая способна зажечь в нас ту искру добра, которой никогда не бывает много.
Под звуки записи «Стук сердца» учитель читает стихотворение и зажигает свечу памяти
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы в мире больше не было войны!
Учитель: Спасибо Вам за внимание! Берегите себя и своих родных.
Анкета
Вопросы 1. Как вы одним словом можете определить свое представление о Великой Отечественной войне? ( Хаос· Память· Ужас· Страх· Дедушка· Борьба и противостояние· Победа любой ценой· Ветераны· Героизм и сила воли· Грусть· Взрывы и грустная музыка· Цена победы и жизнь после войны.
Вопрос 2. Ваше отношение к той войне.
Вопрос 3. Нужно ли открывать архивы?
Вопрос 4. Что такое патриотизм сегодня?
Вопрос 5. Что думаете вы, современная молодежь, о Великой Победе?
Вот некоторые выдержки из ваших анкет:
- Понимаю, что за те 5 лет произошло то, что не должно было происходить вообще. Это была большая общечеловеческая ошибка.
- Эта война – главное событие в истории нашей страны тогда и сейчас. Мое отношение – это страшно.
- Я могу сказать, что меня восторгает то, что люди пересиливали страх и спасали Родину.
Я бы сошла с ума от страха за близких, жизнь. Меня восхищает их сила воли.
- Проявление героизма, сложенного из миллиона судеб. Несмотря на все проблемы, народ боролся и отдавал жизнь за общее дело. К войне отношусь негативно. А подвиг – он объединяет общество. Это очень важно сейчас, сейчас общество объединилось, сохраняя память об этой войне.
- Я представляю себя на месте солдат войны – это очень страшно. И, конечно, огромное уважение к этим людям, сплоченность предков поражает.
- Ужасные мысли и чувства. Очень негативное отношение.
- Большое испытание, большие потери.
- Отношение негативное. Страшно представить, как после этого можно было продолжать жить. Может быть, это прозвучит странно, но очень хочется попасть туда.