Просмотр содержимого документа
«Классный час "Природа-отражение человеческой души"»
Классный час
«Природа – отражение человеческой души»
Цель:
продолжить формирование понятий у учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на природу, на возникновение экологических проблем;
привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам ближайшего окружения;
воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты окружающего нас мира.
Межпредметные связи: философия, биология, экология, литература, химия, изобразительное искусство
Оборудование: ноутбук, слайд-шоу «Природа».
План классного часа
1.Вступительное слово ведущего.
2.Высказывания античных философов.
3.Музыка о природе.
4.Природа глазами художников.
5.Музыка о природе.
6.Афоризмы известных писателей и поэтов о природе.
7.Фильм о загрязнении среды.
8.Стихотворение об уничтоженном лесе.
9.Стихи Н.Заболоцкого.
10. Экологические знаки.
11. Экологические поговорки.
12. Заключение
Ход классного часа.
Ведущий: Сегодня мы проводим классный час на тему:
«Природа – отражение человеческой души».
Некоторым учащимся мы хотели бы раздать экологические знаки, которые к концу вам необходимо расшифровать.
(Раздаются экологические знаки)
1 ученик:Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико
Цветет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите –
Ночную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой ёлки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница, ландыш,
Лесная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте,
Растущие дико!
Как много
В нашем мире красоты,
Которой часто мы не замечаем.
Все потому,
Что каждый день встречаем
Её давно знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака,
Река, цветы,
Лицо любимой мамы,
И Пушкина летящая строка, и то, что человек
Красив делами.
Но есть ещё другая красота,
Которая не кажется красивой.
К примеру
Красота крота.
Крота?
Да – Да!
Или пчелы трудолюбивой,
Или змеи, лягушки и жука.
Или другого странного «народа»
Не зря все бесконечные века
Его ваяла
Вечная природа.
Вглядись в лицо
Любого существа –
И ты увидишь,
Как она права!
(Л.Николаенко)
Ведущий: О природе размышляли во все времена – от античности до наших
дней.
2 ученик:Стихи персидского и таджикского поэта Омара Хайяма
(около 1048 – 1123 г.г.)
Круг небес ослепляет нас блеском своим.
Ни конца, ни начала его мы не зрим.
Этот круг недоступен для логики нашей,
Меркой разума нашего неизмерим.
3 ученик: Вильям Шекспир
Ведь природу улучшают
Тем, что самой природой дано.
Искусство также детище природы.
Когда мы к ветви дикой прививаем
Початок нежный, чтобы род улучшить,
Над естеством наш разум торжествует,
Но с помощью того же естества.
4 ученик:немецкий романтик и философ Фридрих Шеллинг (1775-1854) написал прекрасные строки о природе:
«Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее.
Она творит вечно новые образы; что есть в ней, того еще не было; что было, все ново, - а все только старое. Мы живем посреди нее, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над нею никакой власти.
Она все. Она сама и награждает, и наказывает, и мучит. Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и вселюбяща. Все в ней непрестанно. Она не ведает прошедшего и будущего; настоящее ее – вечность. Она добра. Я славословлю ее вместе со всеми ее делами. Она всемудра и тиха. Не вырвешь у нее признания в любви, не выманишь у нее подарка, разве добровольно подарит она».
Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»
5 ученик: Человек испокон веков наблюдал за природой и еще первобытные люди пытались изобразить животных и другие элементы природы в своих наскальных рисунках. На всем протяжении развития цивилизации полотна великих художников отражали отношение человека к природе: их восхищение, страх, уважение и любовь.
(Демонстрация картин о природе)
И. Шишкин. Утро в сосновом лес у
А. Куинджи. Берёзовая роща
И. Левитан. Золотая осень
Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»
Ведущий: Нет ни одного литературного произведения, где не было бы описания природы, великие поэты и писатели говорят о природе следующее:
Афоризмы известных писателей и поэтов о природе.
Гёте
Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда
строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Герцен
В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется
в свете в совершенно готовом виде.
Толстой Лев Николаевич
Никакое самолюбивое волнение не может устоять против успокоительного,
чарующего влияния прекрасной и спокойной природы.
Тютчев Федор Иванович
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Ведущий: Природу видели и оценивали по-разному: славили, покоряли, познавали, очеловечивали...
Уже в начале IX в. начало осознаваться новое, по сути эксплуататорское отношение к природе. С развитием хозяйственной деятельности, а именно промышленности , у человека появилось потребительское отношение к природе, стремление ее покорить.
«Человек – царь природы» - был лозунг того времени.
6 и 7 ученики. Спор человека и природы
Человек: «Я- человек! Я – царь природы!»
Природа: А я – сама Природа! Я – сама себе царица!
Человек: Ты мной покорена! Я властен над тобой.
А давай поспорим. Кто выиграет, тот и царь.
Природа: Тебе меня не переспорить! Ну, что ж, давай.
Человек: Я изобрел «железного коня», что почвы твои распахал.
Человек: Я научился повышать плодородие почвы удобрениями.
Природа: Самый плодородный слой с пашни уносят вода и ветер
Человек: Я научился бороться с сорняками, насекомыми-вредителями и
болезнями, используя химические препараты.
Природа: Которые вместе с удобрениями вымываются с полей и загрязняют
меня. В лесах и степях гибнут насекомые, птицы, звери, а в озерах
лягушки и рыбы, большинство которых могли послужить тебе
пищей.
Человек: Я создал культурные растения, которые давали высокий урожай.
Начал содержать скот на больших фермах.
Природа: Но зерно и мясо год от года дорожают, ведь теперь они получают-
ся не только за счет бесплатной солнечной энергии, но и за счет энергии
расходуемой нефти, угля, газа.
И при всем этом, накормить себя досыта тебе не удалось.
В бедных странах миллионы людей голодают. И с каждым годом
голодающих становится все больше и больше.
Человек: Я увеличил площадь пашни за счет уменьшения площади лесов,
осушения болот и орошения сухих земель.
Природа: Но все это оборачивается потеплением климата и засухами.
Таких примеров можно привести очень много.
Обладая высоким разумом и интеллектом, ты ведешь неразумную
деятельность. Ты нарушаешь гармонию во мне и можешь сдвинуть
все мои стихии: наводнения, землетрясения, вулканы, ураганы…
И вот тогда я не спасу тебя, дитя мое, и ты - погибнешь.
Человек: О, боже! Ведь ты действительно права!
Я не столько творил, сколько натворил.
А ты воистину - царица! Ты мать! Я лишь дитя твое!
Ведущий: И человек понял, что, покоряя природу, он ничего хорошего не добьется. И пошел он учиться в школу природы, и она дала ему главный урок на тему: «Делай как я».
8 ученик: Современная наука доставляет знания, правильность которых в целом не вызывает сомнений. Но возникающая на ее основе техника позволяет использовать научные знания для осуществления далеко идущих планов по покорению природы. Однако это никоим образом не помогает решению вопроса: какова же ценность достигаемого таким образом прогресса? Можно, скажем, покорить природу, но можно и стать жертвой этого порабощения.
9 ученик: Человек осознал свою мощь. Однако удивление перед собственной мощью, восхищение перед силой собственного разума изначально не натолкнули его на мысль: «Так ли и то ли я делаю в природе? Не угрожаю ли я своей кипучей деятельностью ей погибелью? Ведь с ее гибелью погибну и я». Человек еще долго продолжал наслаждаться своей мощью, нанося природе все новые и новые раны, уничтожая леса, загрязняя реки, озера, моря, океаны, создавая очаги экологических бедствий по всей планете...
Демонстрация фильма: «Загрязнение окружающей среды ».
10 ученик:Наш дом стоял у леса, прислонен
К тропинке, что вела к покоям птичьим.
Трель жаворонка там была лесничим,
И радуга вела на небосклон.
Лес полон был поющей синевы
От нежных арф его ветвей звучащих
Имел он форму к небу восходящих
Листвы зеленых ливней и травы.
Едва я выходила за порог,
Как попадала в мир уединенья.
Был лес – мое зеленое забвенье
От всех моих забот, от всех тревог.
Лишь жаворонок в небе голубом,
Струн радуги касаясь, пел беспечно.
И мнилось, что они пребудут вечно:
И песнь, и тишина. И лес, и дом…
(на экране – изображение уничтоженного леса)
Ведущий:Сегодня взгляды ученых на отношения человека и природы изменились. Человек осознал, что мир слишком сложен, чтобы можно было познать его до конца. Стала очевидной и невозможность прогнозирования последствий крупных вмешательств человека в жизнь биосферы. На сегодняшний день мы имеем уже слишком много печальных последствий таких вмешательств.
Как же все-таки примирить две эти могучие силы, как достичь гармонии в отношениях Природы и Человечества?
11 ученик:Н.Заболоцкий, мудрый человек и поэт с обостренным чувством
Природы, писал:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
12 ученик:Н.Заболоцкий, видимо, все же не мог себе представить остановившееся в своем интеллектуальном развитии человечество. Иначе никак не объяснить такие его строки:
Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь
Природы очистительная сила!
Ей все равно с дороги не свернуть,
Которую сознанье начертило.
Учительница, девственница, мать,
Ты не богиня, да и мы не боги,
Но все-таки как сладко понимать
Твои бессвязные и смутные уроки.
13 ученик: Возможно нет гармонии в самом Обществе, в отношениях людей друг к другу, в отношении человека к себе? Я очень много думала об этом и
наконец поняла, что прежде чем понять и познать природу, необходимо понять и познать самих себя. Загляните вглубь своей души, посмотрите, есть ли в ней место для любви к природе. Природу надо не покорять, а любить и сохранять ее красоту и величие. Возможно, именно любовь и гармония в обществе и в природе спасут человечество от самоуничтожения.
14 ученик:Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е. Евтушенко)
Ведущий: вамбылирозданы экологические знаки ,которые необходимо расшифровать. (Все учащиеся, у которых были эти знаки, выходят и по очереди рассказывают)
Ведущий: Наш сегодняшний разговор хотелось бы завершить экологическими поговорками, которые называют «законами» Барри Коммонера:
Экологические поговорки:
«Все связано со всем».
Это значит, что нельзя разрушать биосферу, и человек, по словам академика Моисеева, должен коэволюцировать с биосферой, т.е. совместно развиваться.
«За все надо платить».
Это значит, что для улучшения экологической ситуации нужны большие деньги. Неслучайно, в «Концепции устойчивого развития» первым этапом улучшения экологической ситуации является стабилизация экономики.
«Все надо куда-то девать».
Это значит, что без отходов нам не обойтись. Но отходов должно быть мало, и они должны быть надежно захоронены на территории своей страны, а не вывозится в бедные страны.
«Природа знает лучше».
Этот закон направлен против идеологии сциентистов, которые считают, что человек «умнее природы». Природу нельзя покорять. С ней надо сотрудничать.