Просмотр содержимого документа
«классный час "Путь к здоровью. Дыхание"»
Бюджетное образовательное учреждение Вологодской области «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху»
«Путь к здоровью. Дыхание».
Зернова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
г. Грязовец
2016 г.
Пояснительная записка.
Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Перед современным обществом остро встаёт вопрос сохранения здоровья всех его членов, и в особенности детей. Возникает необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон в области укрепления здоровья нации. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но мы должны стремиться научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически
В.А.Сухомлинский в своей педагогической практике всегда очень внимательно относился к здоровью своих воспитанников, понимая, что именно здоровье выступает мерой качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром.
Большую часть времени дети проводят в школе-интернате. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающего мира.
Перед педагогом часто встает вопрос: как рассказать ребенку о сложных явлениях нашей жизни, не раня еще не окрепшую психику, не разрушая пока еще чистого детского восприятия окружающего мира, не давя на сознание и волю юного человека.
Каждый из нас видит реализацию этого плана в школе и старается способствовать укреплению здоровья детей класса через создание благоприятных условий для формирования у детей бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни. Наша школа в прошлом учебном году работала над общешкольным проектом «Мы за ЗОЖ». В рамках проекта прошли тематические классные часы, встречи со специалистами, спортивные состязания, экскурсии, участия в различных конкурсах и многое другое.
Учителя начальных классов разработали проект «Энциклопедия здоровья». Каждый класс начальной школы готовил свой «лист здоровья» и защищал его перед сверстниками и экспертами. Были затронуты темы о правильном питании, здоровом сне, дыхании, крепком сердце, осанке и др.
Ребята класса были активно включены в работу. Им было интересно узнать о своём здоровье и о том как сохранить его. Поэтому в этом учебном году я решила продолжить работу в данном направлении и разработать внеурочный курс «Путь к здоровью».
Курс «Путь к здоровью» направлен на формирование у детей ценностных ориентиров здорового образа жизни:
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
•сформировать представление о строении человеческого тела и его органах;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Надеюсь, что данная разработка на тему «Путь к здоровью. Дыхание» будет полезна для педагогов начальных классов. Она представляет собой информационный материал с игровыми практическими элементами на тему «Дыхание». Разработка может использоваться как классный час, как внеклассное занятие для детей 8-10 лет.
Содержание разработки
Цель: формирование у учащихся знаний о правильном дыхании, потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
-пропагандировать здоровый образ жизни;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
-заинтересовать учащихся изучением вопросов о правильном дыхании и укрепления здоровья;
- формировать позитивное восприятие мира учащимися класса;
В жизни главное — здоровье, Согласитесь, господа. И к нему с большой любовью Мы относимся всегда.
- Дорогие ребята мы продолжаем наш путь к здоровью. Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы оставаться здоровым? (Слайд №2)
2. Введение в тему занятия.
- Прочитайте слова известного древне-римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь» (Слайд №3).
Как вы их понимайте? (ответы детей)
Именно дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка» от которой зависит наша жизнь. Практическая часть занятия. Давайте обратимся к словарю определений и посмотрим, что такое дыхание? (Практическая работа со словарём Ожегова): Дыхание - втягивание и выпускание воздуха легкими.
Дыхание - процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми организмами.
-Давайте попробуем узнать, сколько времени человек может не дышать?
Для этого сделаем глубокий вдох и задержим наше дыхание, кто на сколько может?
(Выставляем секундомер, делаем все глубокий вдох и задерживаем дыхание)
Подведение итогов: Кто дольше всех смог не дышать?
(Слайд № 4) Информация от Знайки:
Установлено, что человек может обходиться без пищи около 50—70 суток, без воды — примерно 10 дней, а вот без дыхания — всего несколько минут. Дыхание сравнивают с самой жизнью.
(Слайд № 5)
В нашем мире есть люди, которые тренируют своё дыхание и устанавливают рекорды по задержке дыхания.
Например, Том Ситас из Германии установил новый мировой рекорд задержки дыхания под водой: 22 мин. 22 сек. Этот рекорд занесён в книгу рекордов Гиннеса. До этого мировой рекорд принадлежал Швейцарцу Петеру Кола. Кола провел под водой без акваланга 19 минут и 21 секунду.
(Слайд № 6)Рассказ ребёнка по схеме.
-Давайте вспомним с помощью каких органов мы дышим?
Нос и рот — это начало дыхательных путей. Воздух в носу очищается, согревается, увлажняется. Очищенный воздух по гортани и трахеи, а потом через «живые» трубочки попадает в легкие. Легкие состоят из двух половин — правой и левой. Защищены легкие ребрами. В легких много воздуха. При вдохе они расширяются, при выдохе сужаются, и воздух выходит.
Практическая часть.
- Выдыхаемый воздух можно увидеть, если его выдувать через трубочки в воде. Попробуем? (Дети дуют в трубочки воздух, опустив их в стакан с водой.)
(Слайд № 7) Сообщение школьной медсестры.
К сожалению, органы дыхания тоже болеют. О заболеваниях органов дыхания нам расскажет школьная медсестра.
Болезни органов дыхания занимают ведущее место среди патологий, развивающихся в детском возрасте. Они многообразны и возникают в результате инфекций, аллергических реакций и воздействия различных провоцирующих факторов.
Рассмотрим основные болезни органов дыхания у детей.
Ринит (насморк) представляет собой воспаление носовой слизистой оболочки.
Ларингит является воспалением слизистой оболочки гортани. Начинается приступ кашля и проблемы с дыханием.
Фарингит – это воспаление слизистой оболочки глотки. Заболевание сопровождается болевыми ощущениями, першением и чувством дискомфорта в горле.
Ангина представляет собой воспаление небных, язычной или носоглоточной миндалин. При ангине наблюдается температура до 40 градусов и ухудшение общего состояния.
Бронхит – это заболевание бронхов воспалительного характера.
Пневмония является очень опасным заболеванием в результате воспаления легочных тканей инфекционного направления, приводящим к нарушению легочных функций, изменению газообмена в организме и дыхательной недостаточности.
Запомните, если вы заболели, то сразу необходимо обратиться за помощью к врачу. Нельзя заниматься самолечением. Только врач может поставить правильный диагноз и назначить правильное лечение. Будьте здоровы.
(Слайд № 8)
Профилактика заболеваний органов дыхания – необходимая поддержка, в которой нуждается наш организм. Бедные наши органы дыхания. Давайте вместе подумаем, как себе помочь, чтобы наши лёгкие оставались здоровыми и красивыми.
Первое правило. Чтение стихотворения «Дядя-курильщик»
Как за столиком в буфете Дядя курит – дым столбом! Выбрось, дядя, сигарету - Задымилось всё кругом!
Ну зачем ты, дядя, куришь? И не слушаешь врача; Почернел ты, будто буря,
Как на юге саранча!
Всех ты ядом травишь, дядя, И себя не бережёшь; Всё дымишь, на стену глядя! Всё внутри себе сожжёшь. Кирилл Авдеенко
-Чего не нужно делать, чтобы сохранить наши лёгкие в порядке?
Не курить и избегать помещений, где курят.
(Слайд № 9.) Второе правило. Полюбите прогулки на свежем воздухе в парке или в лесу.
Ребята, а чем мы дышим? (Кислородом, воздухом)
Правильно, а что помогает вырабатывать кислород? (растения)
А где растений больше дома или на улице?
Дышите полной грудью. Это поможет снять напряжение трудного дня и увидеть, как прекрасен и разнообразен мир, в котором мы живем. Обязательны ежедневные прогулки в любое время года! Время – от 1,5 до 2 и более часов в день.
(Слайд №10)
Правило третье. Закаляйтесь водой и солнцем.
Профилактические действия в первую очередь заключаются в закаливании организма, и не имеет значение взрослый это или ребенок. Закаливаться нужно постепенно. Нельзя сразу зайти и вылить на себя ведро холодной воды или пролежать на солнце целый день. Должно быть плавное увеличение интенсивности и времени воздействия закаливающего фактора. Нельзя допускать переохлаждения, чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур. Разумно подвергать закаливанию как уязвимые для воздействия внешних факторов части тела (шея, стопы, поясница), так и все тело.
(Слайд №11)
Правило четвёртое. Воздух и чистота в помещении
Нужно проветривать помещения 4-5 раз в сутки. Оптимальная температура в комнате — 22°С. Полезен сон при открытых окнах летом и форточках зимой. Устраивайте в комнате влажную уборку. Ведь пыль содержит много бактерий, которые вредны для организма человека. Бытовой мусор нужно выносить каждые 1-2 дня. Чтобы не допустить заболеваний верхних дыхательных путей, человек обязан по возможности избегать помещений с загрязненным воздухом. Вред для организма представляют не только промышленные пары, но и дым от костра, на котором сжигается мусор.
(Слайд № 12)Дышать надо через нос.
-С помощью чего воздух попадает в лёгкие? А как вы думайте нос или рот лучше очистит воздух и нагреет его?
Правильно, это нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
(Слайд № 13)Правильно питайтесь.
Чтобы каждая клеточка дыхательного механизма была здорова, очень важно правильно питаться, употребляя продукты, которые полезны для легких. На столе должны ежедневно присутствовать продукты, способствующие укреплению иммунитета и естественному очищению дыхательной системы.
Одним из таких продуктов является морковь, ее полезные свойства работают за счет содержания бета — каротина. Именно благодаря этому веществу происходит укрепление и питание ткани легких.
Кисломолочные продукты и молоко. Благодаря тому, что содержат в большом количестве органический кальций, они способствуют нормальному процессу жизнедеятельности ткани легких.
Цитрусовые и шиповник. Эти продукты богаты С витамином, отличающимся способностью укреплять иммунную систему, тем самым защищая легкие от опасных патогенных микроорганизмов.
Мед (липовый, хвойный, гречишный). В этом удивительном во многих отношениях продукте содержатся витамины, микроэлементы, оказывающие тонизирующее действие на бронхиолы и улучшающие отхождение мокроты.
А также вы должны употреблять в пищу: капуста брокколи, чеснок и лук, свеклу, ананасы.
(Слайд № 14) Делайте дыхательную гимнастику.
Свои лёгкие нужно развивать. Для этого можно свистеть в свисток, надувать воздушные шарики, дуть в мыльные пузыри. Давайте поработаем.
(ребята по желанию свистят в свисток, надувают шарики, дуют мыльные пузыри)
Существует и зарядка для дыхания. Она поможет научиться правильно дышать. Мы с вами будем учиться выполнять некоторые дыхательные упражнения, которые разработала оперная певица Стрельникова Александра Николаевна.
Слайд 15. Упражнение «Ладошки»
Поверните ладони от себя и согните их в локтях так, что они были направлены строго вниз.
Начинайте делать резкие, шумные вдохи, сжимая при этом ладошки в кулачки (иногда данное упражнение так и называют - «кулачки»).
Делайте подряд 4 вдоха, а затем выдыхайте. Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.
Слайд 16 Упражнение «Насос»
Встаньте прямо, ноги на ширине или шире плеч. Плечи опущены, руки вдоль туловища.
Начинайте делать вдох и медленно наклоняться, сжимая газету или представляя, что у вас в руках рукоятка от насоса. Помните, что вдох должен быть шумным.
Выполняйте наклон ритмично на 8 счетов.
Делайте выдох и возвращайтесь в исходную позицию. Отдохните пару секунд.
Упражнения будем повторять и на уроках, и дома.
(Слайд 17) Подведение итогов.
Скажите, что полезного и нового вы сегодня узнали?
О чём вы хотите сегодня рассказать своим родным?
Понравилось ли вам занятие?
Давайте обратимся к словам маленького поэта Ани Никулиной:
Быть здоровым — это модно! Быть здоровым — это модно! Дружно, весело, задорно.
Список литературы
Митяева А.М.: Здоровый образ жизни. - М.: Академия, 2008
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
Стихи о здоровье. Источники: http://beauty-in-health.net/stihi/stihi-o-zdorove-dlya-detej
http://obovsem.2x2forum.com/t821-topic
Рекордсмены Книги Гиннеса. Источник: http://joy4mind.com/?p=1766#ixzz4OgD3jV2f
Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н. Источник: http://pererojdenie.info/praktiki/kompleks-uprazhnenij-dyxatelnoj-gimnastiki-strelnikovoj.html
Голованова Н.Э., Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б.: Первый шаг по дороге в медицину.-Санк-Петербург, СпецЛит, 2016