Классный час посвящен теме формирования правовой культуры учащихся. Учащиеся стали участниками викторины "Знаток права", поработали в парах по составлению пословиц о праве, стали участниками постановки "Что такое хорошо и плохо".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Сам себе юрист».»
Классный час «Сам себе юрист». ( Подросток и закон)
Нет более вредного и страшного животного,
чем человек, нарушающий законы
Савонарол
(настоятель монастыря во Флоренции)
Цель: Формирование правовой культуры учащихся (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять)
Задачи: 1.Формировать правовую культуру учащихся (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять). 2. Развивать коммуникативные способности учащихся.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с терминами, конверт.
Форма: Беседа с элементами практикума.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
Прочитайте на доске тему нашего занятия. На занятии вы узнаете о том, к чему приводит нарушение законов и какова ответственность за них.
2. Основная часть.
Вступление.
Люди по-разному поступают и действуют, и мы должны учиться оценивать свои поступки и поступки других людей, а помогут нам в этом законы.
- Что такое закон? (обязательные для всех правила поведения, установленные государством, за нарушение которых наступает юридическая ответственность)
-О чём говорится в законах? (что человек должен делать, а что нельзя).
-Прочитайте высказывание мудреца.
- Как вы понимаете это высказывание?
Вывод: человек, нарушающий законы, не заслуживает звания человека.
К сожалению, не каждый подросток осознаёт совершаемые им противозаконные действия, которые ведут к тяжёлым, трудноисправимым последствиям.
Статистика.
Ежегодно подростками совершаются более 145 тыс. преступлений, и практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
- Что произойдёт, если подросток нарушит правила поведения, закреплённые в законах?
- Что вы понимаете под словом ответственность? (обязанность отвечать за свои поступки)
-Назовите виды юридической ответственности?
*Определите вид юридической ответственности (установите соответствие)
Ученик совершил прогул в школе Гражданско-правовая (с 14 лет - порча имущества
Порвал дневник одноклассника
Учащийся нецензурно выражался в школе Уголовная
Ученик нахамил учительнице во время
урока
Избил одноклассника Дисциплинарная (с 14 лет – за нарушениетрудовых обязанностей)
Унижение слабых и младших
Старшеклассник оскорбил ученика Административная (с 16 лет)
Совершил кражу сотового телефона
Вывод: за любое противозаконное действие наступает ответственность.
Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом классе среди вас находится подросток, который нарушает законы. Вот его словесный портрет.
- рост
- цвет волос
- овал лица
- телосложение
- одет
- особые приметы
(учащиеся находят ученика в классе, подходящего под описание)
Итак, правонарушитель задержан. Спасибо за помощь.
- Кого называют правонарушителем?
А теперь побываем в роли следователя (следователь – лицо, которое ведёт следствие)
(учащиеся задают вопросы правонарушителю: - Что совершил?, Когда?, Где? …)
Рассказ правонарушителя: Я с друзьями в школе вёл себя очень плохо: матерился, награждал своих одноклассников и учителей обидными словами, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова, дрались, приставали к малышам и просили деньги. Избили двух одноклассников.
- Есть ли в действиях подростков противоправные действия?
- В чём это выражается?
-Как такие действия называются?
- Можно ли было предотвратить действия подростков?
-Как?
-С какого возраста наступает уголовная ответственность?
*Определите, какие поступки в большей мере ведут к совершению преступления:
- Ломать деревья
- Унижение одноклассников
- Плохая учёба и оставление её
- Ловить рыбу
- Брать чужие вещи
- Ложь, даже без причины
- разводить костры
- доказательство правоты с применением силы
Вывод: в случае нарушений законов вы окажитесь у опасной черты.
На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них и посмотрим на них глазами юриста.
Викторина: «Знаток права» за правильные ответы выдаются жетоны)
- В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю» («Тараканище»)
- Назовите сказку, где 2 невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его («Царевна – лягушка»)
- В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить эту собственность на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство птицы было случайно уничтожено мелкой серой личностью («Курочка – ряба»)
- Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»)
- В этой сказке речь идёт о спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив ТБ, погибает («Колобок»)
- C пчёлкой водиться – в медку находиться, а с жуком связаться – в навозе оказаться.
- Прочитайте пословицы
- Что их объединяет?
Вывод: будьте всегда осторожны с теми, с кем вы связываетесь, никогда не доверяйтесь людям, в чьих принципах вы не уверены. И счастье нашей жизни в большей степени зависит от разумного выбора наших товарищей и друзей. Если они плохо выбраны, то могут довести вас до падения, если же они хороши, то могут возвысить вас.
Что для вас в школе является законом?
В Уставе записаны ваши обязанности.
- Назовите их.
- Вы их соблюдаете?
* Постановка «Хорошо и плохо» (Читают ребята)
Автор:
Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: « Что такое хорошо, а что такое плохо?
Папа Кодекс показал и ответил строго:
Папа:
Кто его не уважал, тому дали много.
Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе
Надо делать хорошо и не надо плохо.
По дороге мальчуган побежал не глядя
Ясно всем: он хулиган
И, на горе пап и мам, уж не станет дядей.
Помни каждый гражданин, знай любой ребёнок:
Красный свет необходим для регулировок.
Кто зелёный свет любил, посмотри, сынуля,
Лет до ста уже дожил. Молодец, дедуля!
В подворотне за углом молодёжь толпится
Рюмок звон и дым столбом – кто ж так веселится?
Кто–то в лужицу прилёг отдохнуть с подружкой,
Стал как свинтус паренёк, а подружка хрюшка.
Плохо, если на досуг взгляды однобоки,
Для хороших для подруг наливайте соки!
Вот какой-то паренёк шустрый, невысокий,
Утащил ваш кошелёк – это очень плохо!
Если ты зарплату хочешь получить отличную,
То использовать ты можешь занятость вторичную.
Вышел мальчик на балкон (подышать он вышел)
Нецензурный лексикон сразу он услышал.
Автор:
Мальчик Кодекс изучал, наклонился кроха,
Грозно пальчик показал и ответил:
Мальчик:
«Плохо!»
Должен каждый говорить языком приличным
И тогда мы будем жить в обществе отличном!
- Какие нарушения описаны в стихотворении?
(В стихотворении подняты вопросы современности - часто встречающиеся среди подростков административные правонарушения)
-Дайте несколько деловых советов: что можно сделать, чтобы в школе перестали выражаться нецензурными словами, курить, хамить, унижать слабых, вымогать деньги, сигареты.
3. Заключительная часть.
Читая каждую вторую букву, расшифруйте главную мысль нашего занятия:
Б з к а за
у п в о т с и т з у ю п я к б и поступки
д н т а и д т о надо
г о в т о в а е д ч а г т р ь отвечать
Обращение воспитанника Котельнической ВТК к своим сверстникам (16 лет, осуждён на 3, 5 года)
«Пусть тот, кто думает, что здесь хорошо, приедет на экскурсию. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к маме. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам карабкаешься. Никто тебе не поможет. Нужно ещё суметь за себя постоять. Знал бы, что меня ждёт…»
Учитель: Ребята, мне хочется верить, что после нашего занятия вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!