Просмотр содержимого документа
«Классный час «Труд красит человека»»
Классный час «Труд красит человека»
Последние социологические исследования говорят о резком снижении среди молодёжи значимости труда, об очень низкой внутренней готовности к трудовой деятельности. Социологи отмечают, что у многих подростков, работа, профессия связываются не с развитием своих способностей, не с желанием принести пользу обществу, а с высокими доходами, с возможностью удовлетворить неограниченные материальные потребности.
План классного часа.
Проблемная ситуация «Два плуга»
Интерактивная беседа.
Мини-лекция «Что труд даёт человеку».
Игра «Окончание пословицы»
Ринг профессий.
Игра «Угадай профессию»
Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
Устные рассказы «Профессии наших родителей»
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
Проблемная ситуация «Два плуга»
- Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Интерактивная беседа.
Учитель:
- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной).
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах (Труженик и лентяй).
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
3. Мини-лекция «Что труд даёт человеку»
Учитель.
- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха»? В нём труд - высшее мерило богоугодности человека.
Ещё один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд – это источн6ик радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
4. Игра «Окончание пословицы»
Учитель.
- в русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором. Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
- Деревья смотри в плодах,…(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(всё перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течёт)
Маленькое дело…(лучше большого безделья)
Горька работа…(да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье….(а где и терпенье)
Не сиди, сложа руки, …(не будет и скуки)
Не спеши языком, … (спеши делом)
Любишь кататься…, (люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Всякое дело человеком ставится,…(и человеком славится)
Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде)
5. Ринг профессий.
Учитель.
- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий».
В игре участвуют 3 команды (по количеству рядов).
По очереди вы должны по очереди называть по одной профессии. Если команда не вспомнит название профессии в течение трёх секунд, она выбывает из игры. Игра продолжается пять минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!
Дети по очереди называют профессии. Проигравшие выбывают и садятся на свои места.
Игра закончилась. Победил (номер) ряд. Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
6. Игра «Угадай профессию»
Учитель.
- Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл её «поистине праведным искусством»
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам бог.
- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
- оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие) К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся её. А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться» можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звёзды шоу- бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, реклам. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Из дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают всё то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
1. Кто они по профессии?
2. Чем занимаются ваши родители на работе?
3. чем привлекает их эта профессия?
8. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
Учитель.
- А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий.
У меня к вам два вопроса.
1. Какая профессия вам больше всего нравится?
2. И чем она вас привлекает?
9. Заключительное слово.
Учитель.
- В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога.
Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесёт им счастье»
10. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель.
- Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей.
- Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о плугах.
- Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.
- Удивило, что мы знаем профессии, связанные в основном, с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.
- Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.
- Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно самая полезная для души.
- Подумаем, какие ещё профессии могут быть полезными для души.