Говоров, А.А., Куприянова, Т. Г. История книги. - М.: Светотон, 2001. - 400 с.
Егорова Т.С., Журнал «Начальная школа» №8 за 1992г. Утренник: «Береги книги».
Сидоров, А.А. Книга и культура. - М.: Наука, 1979. - 287 с.
Школьная библиотека и музей истории книги – образовательное пространство школы. : Библиотечное пространство новой современной школы.-М.: Школьная книга, 2010., с. 15-20.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Приветствие.
2. Актуализация опорных знаний.
- Начнем с загадки.
Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
- Что же это такое? (Книга).
3. Сообщение темы мероприятия. Мотивация учебной деятельности.
- О чем сегодня пойдет речь?
- Ребята, а почему мы затронули именно эту тему? (Забыли про книгу, мало читаем, привыкли к телевизору, компьютеру и т.д.).
- Да, ребята, как вы уже сказали, в последнее время мы увлеклись телевизором и компьютером. Многие стали забывать про книгу и перестали ее читать.
4. Основная часть классного часа.
4.1 Слово учителя.
- Хочется, чтобы сегодняшний классный час напомнил нам об этом чуде - книга.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова сказаны французским мыслителем Дени Дидро. Поэтому читать надо, по возможности, много.
- Книги – как мудрые люди. Нужно не только читать книгу, но и говорить с ней, спорить, размышлять над ней, чтобы она обогатила тебя духовно, направила бы на путь поиска и созидания. Книги – как мудрые люди. Они спокойно ждут, когда с ними поговорят.
-Вот какие советы дает нам книга.
Советы книги.
Читай меня от начала до конца.
Не торопись, когда меня читаешь.
Если ты меня читаешь, то запомни, пожалуйста, мое название и фамилию автора, который меня написал.
Не пропускай строчки и страницы.
Не пропускай незнакомые слова, а спроси их значение у старших или посмотри в словаре.
Обдумывай прочитанное.
Если я тебе понравилась, то посоветуй почитать меня другу.
Старайся читать вступительную статью и послесловие.
- А теперь поиграем в игру, вспомним, какую одежду носят книги.
Игра «Доскажи словечко».
- Подскажите сами.
По толстой корочке картонной
Идет оранжевая кошка!
Куда ее ступает ножка,-
То называется … (обложка)
Открою самый первый лист,
Мне подскажи названье.
Там для беседы собрались:
Заглавье, автор, год изданья. (Титульный лист, т.е. начальный)
Все листы в любой из книг
Держит очень хорошо.
Ты держать его привык.
Это книжный … (корешок)
Когда их листаешь,
Они словно птицы,-
Крылами нам машут.
Что это? (Страницы)
- Итак, вы хорошо знаете, из чего состоит книга, значит часто берете ее в руки.
4.4 Жалобы книг.
- Многие дети думают, что книга – это просто сшитые в один переплет листы бумаги. Но это далеко не так, они тоже умеют разговаривать и плакать, но лишь тогда, когда мы, люди, этого не слышим.
Послушайте книжные жалобы. Они боятся рассыпаться на листочки.
Я думаю, с вами никогда не случится история, которая произошла с одним мальчиком.
4.5 Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Книжка про книжку»
обучающимися.
Стихотворение С.Я. Маршака «Книжка про книжку».
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые.
Без конца и без начала.
Переплеты – как мочала,
На листах каракули.
Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой, Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две.
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щеголь,
А теперь на склоне лет,
Он растрепан и раздет.
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: «сия
География моя.
Кто возьмет без спросу,
Тот останется без носу!»
- Как нам быть?- спросили книжки.
- Как избавиться от Гришки?
- Какими были книжки у Скворцова Гришки? (Грязные, лохматые, рваные, горбатые).
- А вот еще похожая история.
Инсценировка басни М. Ильина «Две книжки».
(Входят две книжки: одна растрепанная, измазанная чернилами, опирается на палочку; другая – чистая, аккуратная).
Однажды встретились две книжки. Разговорились меж собой.
– Ну, как твои делишки? – одна спросила у другой.
(Тяжело опускается на стул).
– Ох, милая, мне стыдно перед классом…
Хозяин мой обложку вырвал «с мясом»!
Да что обложка! Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
– Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы умолчу,-
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!
– Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…
Ох, милая, мне стыдно перед классом!..
(2-ая книга уходит, опираясь на палочку, 1-ая книга провожает ее)
- Итак, послушав басню о двух книжках, нам стоит задуматься о правилах обращения с книгой.
- Посмотрим, чего еще боятся книги, от чего они болеют?
Мокнет книжка под дождем.
Она испортится потом.
Как боюсь я грязных рук!
Страшно мне становится.
А меня сегодня Вовка
Сбросил с полки очень ловко.
Все листочки изодрал
И обложку разорвал.
Я стою на полке,
Пыль глотаю только.
- Можно так относиться к книгам?
- Нам стоит задуматься о правилах обращения с книгой.
Правила обращения с книгой.
- Давайте вспомним, что с книгами нельзя делать:
Нельзя перегибать книги.
Нельзя загибать книжные страницы.
Нельзя закладывать в книги карандаши.
Нельзя писать и рисовать в книгах.
Нельзя брать книги грязными руками.
Нельзя читать книги во время еды.
Нельзя читать книги на солнце.
- Итак, книги боятся грязи, сырости, солнечных лучей, пыли.
А что больше всего любят книги? (Больше всего книги любят бережное отношение, чистоту).
Поэтому класть книгу нужно только на чистые столы и парты.
(Показать, как надо пользоваться книгой: как держать, перелистывать страницы, где хранить).
Переворачивай, придерживая страницу аккуратно за верхний край, чтобы не порвать ее.
Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
Если книжка заболела.
- И если книжка заболела по разным причинам, ее срочно нужно лечить. Ни одна болезнь у книг сама собой не проходит.
Как только заметили в книге что-то неладное, сразу же окажите ей срочную помощь. Чем быстрее вы ей поможете книге, тем лучше. И сами будьте «книжными докторами» и действуйте «хирургическими инструментами» (ножницами, кисточками, клеем), «ставьте диагнозы»: «травмирована лицевая сторона обложки», «заболевание внутренних органов» (рассыпались страницы) и др.
Для книжек, которым пора лечиться,
Открылась «книжная больница».
Доктором может быть каждый из вас.
В свободный день и свободный час.
Книжная лечебница «Помоги учебнику».
- А сейчас мы с вами отправимся в книжную лечебницу и поможем нашим книжечкам. (Дети объединяются в группы, берут старые книги, заранее приготовленными учителем, и «лечат» их с помощью клея, ножниц и бумаги.)
5. Итоги классного часа.
- Самое большое счастье для книги – быть нужной, востребованной, полезной людям. Я желаю, чтобы у каждого из вас был большой друг в жизни – книга, которую нужно беречь, любить. И она расскажет, какие вы добрые, отзывчивые, добросовестные.
И помните, народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает. И я уверена, что вы будете вежливыми читателями. Помните, что чистую книгу приятнее всего держать в руках.
Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Книжка про книжку».