kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Храм Сергия Радонежского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподобный Сергий Радонежский

(слайд 2)Будущий подвижник родился в первой четвер­ти XIV в. в Ростовской земле. Дата его рождения точно неизвестна: на основаниии, косвенных свидетельств источников одни историки называют 1322 г., другие — 1314 г. Согласно  древнему ростовскому преданию, родители Сер­гия — боярин Кирилл и его жена Мария жили не в самом городе, а в его окрестностях. Их усадьба находилась в трёх верстах к северо-западу от Ростова — там, где позднее возник Троицкий Варницкий монастырь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Храм Сергия Радонежского"»

Краснодарский край

г. Усть – Лабинск муниципального образования

Усть –Лабинский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.В. Суворова





«Храм

Сергия Радонежского»





Работу выполнила Гринченко Юлия

ученица 8 класса МБОУ СОШ № 1

имени А.В.Суворова





Усть-Лабинск 2015



Преподобный Сергий Радонежский

(слайд 2)Будущий подвижник родился в первой четвер­ти XIV в. в Ростовской земле. Дата его рождения точно неизвестна: на основаниии, косвенных свидетельств источников одни историки называют 1322 г., другие — 1314 г. Согласно  древнему ростовскому преданию, родители Сер­гия — боярин Кирилл и его жена Мария жили не в самом городе, а в его окрестностях. Их усадьба находилась в трёх верстах к северо-западу от Ростова — там, где позднее возник Троицкий Варницкий монастырь.

        О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений — посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о "великом старце”, как называли Сергия современники, содержится глав­ным образом в его житии. Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417— 1418 гг. В середине XV в. труд Епифания был отредактирован другим известным книжником —. Пахомием Сербом (Логофетом) — и  лишь в таком виде дошёл до наших дней. Согласно житию, Варфоломей уже с детства был отмечен Божьей благодатью. Многочисленные чудесные знамения (знаки, приметы) убеждали Кирилла и Марию в "богоизбранности” их среднего сына. Незадолго до рождения Варфоломея мать была в церкви на воскресном богослужении. Трижды, в самые важные моменты литургии,младенец прокричал во чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в "постные” дни недели-среду и пятницу. Достигнув семи лет, Варфаломей чудесным образом овладел грамотой — с помощью ангела, явившегося ему в поле под дубом в виде старика-монаха.

Около 1328 г. великий князь московский Иван  Калита, получив от хана Узбека ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское, принялся  сводить счёты со своими недругами в Восточной Руси. В Ростове, где было  немало сторонников тверских князей, его воеводы учинили подлинный погром. Часть ростовчан была принудительно переселена в московские земли Среди них был и боярин Кирилл со семейством. Они стали жить в селе  (Радонеж), на лесной и безлюдной северо-восточной окраине Московского княжества.

             В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника. Однако лишь после смерти родителей он смог осуществить свой замысел. Вместе со старшим бра­том Стефаном, который после безвременной кончи­ны жены принял монашество, Варфоломей поселился среди глухого леса в урочище (на холме) Маковец, отдалённом от Радонежа на расстояние около 12 вёрст. Братья выстроили бревенчатую келью и неболь­шую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в трёх лицах Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и единения.     Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушёл с Маковца. Он поселился в Москве, в Богоявленском монастыре. Варфоломей остался один, упорно не желая вернуться к людям. Изредка его навещал некий "игумен Митрофан”, о котором известно только одно: именно он постриг юношу в монахи и дал ему свое имя — Сергий.

   Постепенно в монашеской среде стал распрост­раняться слух о молодом отшельнике, живущем на Маковце. К Сергию начали приходить иноки, желавшие подвизаться на духовный подвиг вместе с ним. Так сложилась небольшая община, рост которой Сергий поначалу ограничивал "апостоль­ским числом” — двнадцать. Однако со временем всякие ограничения были отменены. Монастырь быстро рос, отстраивался. Вокруг него стали селиться крестьяне, появились поля и сенокосы. От прежней глухомани не осталось и следа.

  В 1354 г. живший в Переяславле-Залесском епископ Волынский Афанасий по поручению митрополита Алексия поставил Сергия во игумена (настоятеля) и одновременно рукоположил его в сан священника. Вскоре в Троицком монастыре был введён общежительный устав. Это было смелым новшеством, т.к. почти все русские монастыри того времени придерживались так называемого особножительного устава, при кото­ром каждый инок устраивался в обители так, как позволяли ему его средства. Приходя в монастырь, богатые и знатные люди пользовались здесь теми же привилегиями и благами, что и в миру.

          Совершенно иначе был устроен общежительный монастырь, киновия, идею которого подробно разработал один из "отцов церкви”, крупнейший христианский богослов Василий Великий (около 329—379 гг.). Здесь предусматривалось имущест­венное равенство монахов, которое достигалось благодаря отсутствию у них какой-либо личной собственности. Всем достоянием монастыря рас­поряжалась иноческая община во главе с игуме­ном. Монахи питались из общего котла в братской трапезной, носили одинаковую одежду и обувь, безоговорочно повиновались распоряжениям игумена и "старцев” — наиболее уважаемых духовных наставников молодых.     Киновия давала миру наглядный образец идеальных отношений между христианами. Вмете с тем общежительное устройство монастыря превращало его во вполне самостоятельную в  экономическом отношении общину тружеников, делящих время между молитвами о спасении мира и собственной души и прозаическим крестьянским трудом. Утвердив "общее житие” на Маковце, что стоило ему немалых усилий и волнений, Cергий начал животворную для русской церкви "монастырскую реформу”. При поддержке церковных и светских властей сам радонежский игумеи ближайшие ученики в XIV—XV вв. основали  несколько десятков новых монастырей. Большинство из них возникли в лесной глуши, вдали от дорог, и лишь со временем обросли и деревнями. Так называемая "монастырская колонизация”, у истоков которой стоял Радонежский, позволила создать опорные для земледельческого освоения ярославско-костромского Заволжья и Русского Севера.

 Жизнь инока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размеренна и небогата событиями. Однако Сергию не раз приходилось покидать Маковец и совершать миротворческие походы, с тем чтобы вразумить князей и заставить  их прекратить гибельные для страны усобицы. Чувствуя огромную духовную ответственность за всё, что происходило на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утверждать правду Евангелия перед лицом ожесточившегося мира. Следуя заветам древних христианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком — порой с риском для жизни — ходил с призывами к   миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань.

Чутко откликаясь на призывы страждующего мира, Сергий с особым вниманием следил  за тем, что происходило внутри самой церкви. После кончины митрополита Алексия в феврале 1378 началось длившееся до 1390 г. "мятежное время” — период ожесточённой борьбы за власть между различными церковно-политическими группировками. Сергий глубоко переживал это.

Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 г., преданный своим недавними союзниками, князь Дмитрий оказался  один на один с надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями Нуждаясь в моральной поддержке и благословении на  борьбу с врагами, Дмитрий отправился к Сергию в Маковец. Великий старец не только ободрил  князя и предрёк ему победу, но даже отправил с ним  двух своих монахов. Оба они стали живым свидетельством того, что радонежский игумен — самый авторитетный в то время церковный деятель -признал войну с Мамаем священным долгом  христиан.

       Посылая своих иноков на бой с "погаными”, Сергий нарушал церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие. Победа на Куликовом поле была одержана в день  большого церковного праздника —Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками как  ещё одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле. Сама эта идея возникла ещё во времена Киевской Руси  и была  развита Андреем Боголюбским применительно к Владимиро-Суздальской зем­ле. Иван Калита, посвятив главный храм Москвы Успению Богоматери, также настаивал на том, что именно его владения находятся под особым попечительством Пречистой.

Молитва Пресвятой Богородице сопровождала весь иноческий путь Сергия. На его родине, Ростове, главный храм города был посвящен Успению Богоматери. Любимой келейной иконой подвижника была "Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Согласно житию, он каждый день пел хвалебную песнь Пречистой — акафист.

Однажды Сергий долго и самозаб­венно молился перед иконой Бого­матери. Вероятно, это была та самая, небольшая по размерам, но очень выразительная по манере изображения икона Одигитрии, которая до сих пор хранится в музее Сергиева Посада (бывший Загорск) и, согласно старой монастыр­ской традиции, считается любимой келейной иконой Сергия.

Закончив молитву, старец обратился к своему ученику, келейнику (т.е. жившему с ним в одной келье монаху) Михею, со словами: "Чадо! Будь бдителен и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам сейчас”.

И тут же раздался голос: "Вот Пречистая грядет!” Услышав голос, Сергий стремительно вышел из кельи. "И вот свет ослепительный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Пет­ром и Иоанном, в несказанной светлости блис­тающую. И когда увидел Её святой, он упал ниц, не в силах вынести нестерпимый этот свет, — повествует автор "Жития Сергия”. — Пречистая же своими руками прикоснулась к святому говоря: „Не ужасайся, избранник мой! Ведь я  пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, в об обители твоей..."”Богоматерь обещала Сергию и впредь защищать монастырь от опасностей и оказывать ему покровительство. "Сказав это, стала она невидимой”

 Это, несомненно, было добрым предзнаменованием не только для  монастыря, но и для всей Руси. Автор жития сообщает точную дату "явления”, ограничившись лишь косвенным указанием- в пятницу. Некоторые биографы Сергия считали, что  данное событие произошло в конце 1379 г. в  обстановке тревожного ожидания большой войны с татарами. В этом случае оно приобретало значение, которое служило для русских людей вестием грядущей победы над ордынцами.

Вскоре после кончины троицкого игумена "явление Богоматери Сергию” стало одной из тем для иконописцев. Они изображали "векикого  старца” предстоящим Пречистой. Одна из таких икон — "Явление Богоматери Сергию”, написанная в конце XVI в. на доске от старой гробницы  святого, — стала святыней русских воинов. Она   сопровождала русских воинов во многих кампаниях, начиная от войны   с Польшей 1654—1667 гг. и кончая Первой мировой.             

За полгода до кончины Сергий передал игуменство своему ученику Никону и "начал безмолвствовать”. Отрешённый от всего мирского внимательно-сосредоточенный, он словно готовился к далёкому пути. В сентябре 1392 г. недуг стал совсем одолевать старца. Предчувствуя приближение смерти, он велел собрать монахов — обратился к ним с последним наставлением. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и "страннолюбие” — заботу о нищих и бездомных. 25 сентября 1392 г. великий  старец отошёл в мир иной.

Уже вскоре после кончины Сергий стал почи­таться троицкими монахами как святой. В 1422— 1423 гг. над могилой Сергия был выстроен каменный собор во имя  Троицы. Роспись собора и его иконостас были наполнены артелью под начальством Андрея Рублёва. Эти стенописи не дошли до настоящего времени: они были заменены на новые в 1635 г.

Скромному радонежскому игумену суждено  было  обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покро­вителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье. К образу Сергия обращались в тяжёлые для России времена.

Имя Сергия было и остаётся символом духовного  богатства русского народа.

Местная религиозная организация Православный приход храма Преподобного Сергия Радонежского

города Усть-Лабинска Краснодарского края (слайд 3)

 

улица

Д. Бедного 197 -195       

(на 22 марта 2010 год)

















Храм однопрестольный,

История:

Православный храм во имя преподобного Сергия Радонежского был полковой, построен в середине XIX века, каменный. В 1864 году храм был передан жителям ст.Усть-Лабинской от Ставропольского полка. От этого храма на территории ныне существующей воинской части остался лишь фундамент.
В период с 1918 по 1947 годы в Свято-Сергиевском храме священником служил протоирей Александр Венивольский.

В 1947 году по неизвестным причинам храм преподобного Сергия Радонежского на территории воинской части был разрушен. В 1947-1948 годах священник Александр Венивольский и отец Николай (фамилия неизвестна) оборудовали здание храма по ул.Демьяна Бедного, 197.
Много священников служило в  Свято-Сергиевском храме с 1947 года по настоящее время. Каждый из них оставил в этом храме частичку своей души, ума и сердца, помогая всем жителям станицы и всего Усть-Лабинского района.

Старое здание было освящено в 1953 году Митрополитом Алексием при настоятеле протоиерее Петре Гудзь,

до 2002 года - это Свято-Сергиевский молитвенный дом , ;

после государственной перерегистрации:

Местная православная религиозная организация храм  Преподобного Сергия Радонежского города Усть-Лабинска Краснодарского края Екатеринодарской и Кубанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

(слайды 4-6)

 

фото в день освящения нового храма -  15 июля 2007 год,

В 1989 году священником Леонидом Черных начата подготовка к строительству нового, более вместительного храма во имя преподобного Сергия Радонежского — третьего храма того же названия на одной и той же улице Демьяна Бедного.
По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в 1992 году был вырыт котлован, и началось строительство нового храма, которое продолжалось под руководством протоиерея Леонида Черных до июня 2004 года. 
В сентябре 2003 года была сооружена колокольня с шатром, куполом и красивым ажурным крестом.
С 20 января 2005 года настоятелем храма прп.Сергия Радонежского в г.Усть-Лабинске назначается благочинный Усть-Лабинского округа протоиерей Александр Черных, который продолжил строительство храма. 
18 июля 2005 года, на престольный праздник храма было начато поднятие куполов, и в течение трех дней здание храма увенчали 5 куполов с крестами.
В течение 2005 года было осуществлено сооружение кровли храма и монтаж окон, и в 2007 году была изготовлена изгородь – произведена кирпичная кладка и установлены кованые заборные секции и ворота, территория храма была выложена брусчаткой.

 

 

внутренее убранство молитвеного дома Пасхальная неделя 2007 год.

17 июля 2007 года Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором был освящен вновь построенный храм преподобного Сергия Радонежского города Усть-Лабинска

( фото внизу в день освящения, благословение Владыки)

 

 

 

(фото вверху встреча Владыки Исидора, на территории храма выстлана дорожка травой и живыми цветами)

 

В 2007 году 15 июля Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором был освящен новый красивый храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, который строили всем миром в течении 16 лет, и благодаря благотворительной организации "Вольное Дело, а также предприятий и организаций, частных предпринимателей, колхозов , Агрохолдинга города Усть-Лабинска в 2007 году закончили строительство храма, благоукрасили территорию, выстроили красивую питьевую часовну в центре двора, и красивый кирпичный забор с коваными воротами.

 

 

 

 

 



Фотография участницы фотоконкурса "Православные храмы и монастыри земли Кубанской глазами молодежи" Моргуновой Алены Юрьевны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час "Храм Сергия Радонежского"

Автор: Солодовникова Жанна Витальевна

Дата: 16.04.2016

Номер свидетельства: 319467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "КЛАССНЫЙ ЧАС "СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. СВЯТАЯ РУСЬ" "
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyi-chas-siergii-radoniezhskii-sviataia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "149940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420374704"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект и презентация на тему "Святой Сергий Радонежский" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-i-priezientatsiia-na-tiemu-sviatoi-sierghii-radoniezhskii"
    ["file_id"] => string(6) "115309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411921630"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час "Достойные сыны Отечества" "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-dostoinyie-syny-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "206295"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430146717"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства