классный час, посвященный 170-летию Абая Кунанбаева
Классный час, посвященный 170-летию Абая Кунанбаева
Аба?й (Ибраги?м) Кунанба?ев (29 июля (10 августа) 1845, Семипалатинская область, ныне Восточно-Казахстанская область — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик.
Настоящее имя — Ибрагим (Ибра?им — араб. аналог имени пророка Авраама), но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиулы.
Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинской области (по нынешнему административному делению Восточно-Казахстанская область) в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева). Семья Абая была потомственной аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час, посвященный 170-летию Абая Кунанбаева»
КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»
Классный час,
посвященный 170-летию Абая Кунанбаева
Классный руководитель Варгунина О.П.
КГУ «средняя школа имени Сейфуллина»
Классный час, посвященный 170- летию Абая Кунанбаева
Тема классного часа: «170- летие Абая Кунанбаева»
Целевая аудитория: 1-11 классы
Дата проведения: 21 февраля 2015 год
Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева
Образовательная – способствовать расширению и углублению знаний учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева; показать значение произведений Абая для подрастающего поколения.
Развивающая - развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной, анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить формирование умения анализировать прочитанное
Воспитательная - вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности; раскрывая идеи поэта, просветителя.
Методы:
Словесный – рассказ
Наглядный - презентация
Приемы критического мышления: «Кластер», синквейн
Частично-поисковый метод
Форма: групповая, практическая
МПС: казахская литература.
Тип классного часа: интегрированный
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся
Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев.
Ни в раннем, ни в позднем периоде истории
казахов не известно имя поэта,
превосходящего его по величию духа
Ахмет Байтурсынов
Учитель задает детям вопрос: «Что вы знаете про Абая?». Анализируя ответы детей, подводит к теме классного часа.
- Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова.
Сейчас учащиеся 6 класса покажут, что же они знают о жизни этого великого человека. Знают они не так уж и мало и вы сейчас в этом убедитесь.
Сценка (Анель, Влад, Алина сидят полукругом на стульях и ведут беседу)
Влад: Ребята, давайте поговорим о чём –нибудь важном и интересном.
Алина: Предложение принимается!
Анель: О чём же будем говорить?
Влад: Да о том, что узнали недавно. Я вот, например, узнал, что настоящее имя Абая - Ибрагим. Оказывается , его мама в детсве звала Абаем, что в переводе означает “внимательный”.
Алина: А я прочитала о том, что Абай с раннего возраста начал писать стихи, но первое стихотворение было напечатано, когда поэту было сорок лет и называлось оно “Лето”.
Анель: Послушайте, кроме того, что Абай писал стихи, он ещё был талантливым композитором.
Влад: Абай Кунанбаев знал несколько языков и переводил на казахский язык произведения Лермонтова, Крылова. Особенно ему нравилось переводить А.С.Пушкина.
Алина: А почему?
Анель: Да потому что взгляды Пушкина были во многом схожи со взглядами Абая. И кто знает, если бы Александр Сергеевич так рано не ушёл бы из жизни, то они обязательно бы встретились.
Алина: Ребята я придумала! А давайте, почитаем стихи Абая.
Амина: Не для забавы я слагаю стих,
Не выдумками наполняю стих.
Для чутких слухом, сердцем и душой,
Для молодых я свой рождаю стих.
Кто сердцем прозорлив и чуток, тот
Поймет, что в каждый я влагаю стих.
Даша: Сам хозяин ты судьбы своей.
Труд — отрада, лень — жестокий бич.
Мало толку в пышности речей,
Если смысла знанья не постичь...
Будь разборчив в пути своем:
Если ты талантлив — гордись
И надежным лишь кирпичом
В стену строящуюся ложись.
Убегающий видит путь,
Догоняющий — вслед спешит.
Воля с разумом их ведут,
Справедливость — вот свет души.
Удержи корысти порыв,
Похвалы не ищи, — смотри.
Недостатки искусно скрыв,
Лишь в борьбе победу бери!
Волю дав хвастовства словам,
Не мечтай других превзойти:
Возбуждая зависть, и сам
Оступиться можешь в пути.
Тверже ногу, шагай смелей, -
И тогда не погибнет труд,
Речи тех, кто учит детей,
Как зерно в земле, прорастут.
- Спасибо, ребята. Стихи эти написаны давно, но по поднятым в них проблемам современны. В них отразились моральные и гражданские идеалы поэта. Глубокие мысли и трогательное заботливое отношение поэта к судьбе молодого поколения всегда, во все времена питали и продолжают питать умы и чувства людей.
Сейчас ученица 10 класса Суворина Юлия, которая приготовила презентацию о поэте, познакомит вас с биографией Абая Кунанбаева.
- Произведения “Слова назидания” были написаны Абаем в пожилом возрасте. В нём он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека.
“Слова…” написаны просто, доступно и интересно.
Послушайте некоторые из них.
“Слово третье” “Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусливости ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете”.
“Слово восемнадцатое” “Красивым и сильным делает человека его ум, образованность, честь и обаяние”.
“Слово тридцать первое” “Для того, чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре условия.
Первое: Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет.
Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно утоляешь ими жажду.
Третье: Следует по нескольку раз повторять услышанное, чтобы закрепить его в памяти.
Четвёртое: Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства”
Групповая работа. Учитель предлагает учащимся выполнить задания в группах.
Задание 1. дети оформляют и защищают КЛАСТЕР. В центре листа бумаги написано слово АБАЙ, учащимся необходимо в виде схемы изобразить свои ассоциации по данной теме. Затем спикер от каждой команды защищает свою работу. Учитель подводит итог.
Задание 2. кубик Блума – учащиеся одной команды бросают кубик и составляют вопрос для другой команды, начинающийся на то слово, которое выпало на кубике. По 3 вопроса.
3. Закрепление. Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
1. В каком году родился А.Кунанбаев? (10 августа 1845г )
2. Назовите настоящее имя Абая. (Ибрагим)
3.Как звали отца Абая: (Кунанбай Ускенбаевич)
4. Кто являлся первым воспитателем и учителем Абая? (бабушка Зере)
5. В каком городе Казахстана открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая? (Семей)
6.Что раскрывал в своих произведениях Абай Кунанбаев? (пороки людей, высмеивал социально зло и невежество)
4.Рефлексия. Учащимся предлагается составить синквейн на слово «Абай»