Классный час по теме "Мы такие разные, но мы всё- таки ВМЕСТЕ!" Цели:
Образовательные:
познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
выявить основные черты толерантности;
сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитательные:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
Развивающие:
продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.
Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».
Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! Наша первая встреча в этом учебном году посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду:
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность. (Слайд 2)
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро.
Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.
Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Ученик:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!
Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 8)
Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в многонациональной станице, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.
«Аукцион знаний»
– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
– Назовите священную книгу мусульман (Коран)
– Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
– Назовите священную книгу православных. (Библия)
– Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
– Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)
Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 13)
Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.
Ведущая: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»
Учитель: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?
Учитель: Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 30) Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?
Ведущий: (слайд 31) Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. (Слайд 32) Все – мы разные, все мы – равные! (Слайд 33)
ЛЕГЕНДА
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковы
Ученик:
терпимый и терпеливый;
считающийся с чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Ведущая: Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
Учитель: Наша школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки
. (Слайд 42) Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наша станица стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наша станица и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р