Просмотр содержимого документа
««коллективная творческая деятельность, подходы, технологии»»
Методические рекомендации для классных руководителей «КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ»
Коллективные творческие дела – наиболее распространенная форма организации учащихся. Она может быть очень продуктивной и успешной в воспитательной практике, если опирается на четко выстроенные цели, задачи и своим содержанием продолжает системную линию продвижения к идеалу, усвоению культурных ценностей, опыта отношений и деятельности, обеспечивающих развитие ребенка как личности и индивидуальности.
Первичным здесь является не форма и способ организации детей и подростков, а цели и содержание коллективного творчества
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КТД
Коллективные творческие дела – жесткая организационная форма коллективной деятельности, направленной на пользу и радость участников самого процесса и окружающих их людей.
Это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся в поле позитивной деятельности активности, коллективного авторства и положительных эмоций.
Организационными постулатами и методическими идеями технологии коллективных творческих дел являются:
сочетание индивидуального и коллективного творчества;
коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;
ответственность каждого за результат общего дела;
творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее приток новых идей;
самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива в поле влияния творческих и одаренных лидеров;
ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;
разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;
развитие потребности в личностном росте.
Для достижения оптимального результата эти идеи должны работать на каждом этапе подготовки и организации коллективного творческого дела.
Последовательность действий может быть следующей:
коллективное и индивидуальное целеполагание;
коллективное и личностное планирование дела;
подготовка и проведение творческого дела;
индивидуальный и коллективный анализ; подведение итогов;
самоорганизация и мотивированная деятельность в культурном пространстве проводимого дела;
коллективобразование вокруг сформировавшегося общего интереса в процессе подготовки и проведения творческих дел.
Главные особенности планирования коллективного творческого дела:
высокая мотивация и активность каждого участника;
планирование на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;
стимулирование авторских идей, признание ценности всех предложений, в том числе и не принятых для реализации;
признание авторского вклада организаторов, конструкторов, аналитиков, оппонентов и исполнителей;
возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел в цепочке единой темы;
учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;
поступательное усложнение содержания.
Подготовка творческого дела объединяет в себе вышеуказанные идеи и направлена на создание воспитательной, развивающей, культурной, социальной, интеллектуальной и информационной среды образовательного процесса. Важным на данном этапе являются:
добровольность принятия на себя той или иной роли, поручения группы;
свобода выбора творческого коллектива, свобода самоопределения в процессе деятельности;
широкое разнообразие коллективных и творческих заданий.
На этапе проведения творческого дела важные позиции занимают:
направленность дела на достижение общей идеи и цели, на развитие коллектива и конкретной личности;
сочетание индивидуальных и коллективных заданий, действий, которые создают возможности для самовыражения;
социальное признание успехов, конкретного вклада каждого участника творческого дела через систему разнообразных форм и методов;
добровольность участия и свобода творчества.
Подведение итогов – это качественная оценка результатов проведенного дела, характера отношений, переживаний и размышлений детей и взрослых. Это:
своеобразный анализ личностного роста, сплоченности коллектива, глубины взаимопонимания и осмысления возможностей, способностей, проявлений, понимание себя и других;
формирование общей и личностной позиции через выявление различных точек зрения, через включение в обсуждение итогов дела каждого участника, использование вербальных и невербальных (цветопись и др.) приемов обратной связи.
Алгоритм проектирования творческого дела
формирование «образа желаемого результата»;
соотнесение его с реальной ситуацией и возможностями;
определение способов достижения этого образа;
поиск ресурсов, необходимых для приближения конечной цели;
сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием;
внесение необходимых корректив.
Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки творческого дела
консультация по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;
актуализация поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;
отбор специальной литературы, информации для конструирования содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;
конструирование модели системы подготовки и организации творческого дела;
определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;
осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;
определение условий для оптимальной реализации проекта;
составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;
конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;
прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;
выработка четкой позиции на целевое управление.
Технология коллективной подготовки творческого дела
создание условий для продуктивной коллективной мыследеятельности (спец. информация, мотивация, посадка участников и др.);
информация преподавателя, постановка цели, выявление позиции учащихся на поставленную цель («Я-позиция»);
заявление позиции педагога на проект деятельности;
актуализация коллективных (групповых) целей;
мотивация учащихся к коллективной проектной деятельности, организация индивидуального и коллективного проектирования;
обсуждение представленных проектов, их анализ и оценка, выбор наиболее оптимальных вариантов и элементов содержания, форм творческого дела;
оценка практической ценности позиций на предстоящее дело, заявление позиции педагога, выработка общей позиции;
коллективное определение и принятие основных элементов и этапов предстоящей творческой деятельности;
определение противоречий, проблем; определение способов реализации проекта и разрешение противоречий;
систематизация полученной информации по проекту, составление «либретто» общего проекта;
определение творческой группы для доработки проекта сценария, составление программы коллективной и индивидуальной деятельности;
методические рекомендации формирования творческих групп, инструктаж их лидеров;
подготовка средств и создание условий для организации КТД;
разработка, обсуждение и принятие коллективных правил, законов, норм, алгоритмов, методических рекомендаций по подготовке, организации и завершению КТД.
КАЛЕЙДОСКОП КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
Развитие лидерских способностей осуществляется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.
Каждый день, каждый час жизни в нашем лагере «Лидер» удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность лидерцы становятся богаче умом и сердцем, становятся сильнее и лучше. Руководители лагеря, их воспитатели стараются найти деятельность абсолютного совпадения, дела интересные, современные, соответствующие возрасту, полу, потребностям, притязаниям ребят. В этих делах форма и содержание должны быть в гармо-нии. Существуют сотни и тысячи моделей творческих дел. У каждого свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей. Вашему вниманию предлагается целый «калейдоскоп» творческих дел для вашего класса, отряда, группы, для урока и внеклассной деятельности. Пробуйте, изобретайте новые, моделируйте старые КТД. Удивляйте, радуйте, обогащайте, развивайте.
Образовательные маршруты, формы деятельности, интеллектуально-познавательные дела, проекты, игры
Агитафиша, академия наук, академия творчества, аукцион идей, аукцион знаний, аукцион трудовых сюрпризов, анкета общественного мнения, аксиомы лидерства, афиша настроений, афиширование знаний, идей и т.д., афиша полезных и нужных дел, азбука таланта, азбука лидера, агитатор (коммуникативная игра), аббревиатура лидера, «Агитпункт» (организационно-коммуникативная игра), Агентство печати и новостей, автостоп (форма учебных занятий и деятельностных игр), Ареопаг (деловая игра). Багаж лидера, банк идей, беседа за круглым столом, беседа в кругу, бизнес-игра, брифинг, бюро по трудоустройству (игра).
Гильдия лидеров, Гордиев узел (интеллектуальная игра), газета живая, глобальные новости, город мастеров, гуманитарный конгресс, гуманитарная конференция, герой дня.
«Дом, в котором мы живем», диспут, дискуссия, день озвученных интервью, деловой экспресс, дискуссионный час (стол), диспут-клуб, дипломатический коридор (интеллектуально-тактическая игра), дипломатический этикет, «Дело мастера боится», «Дебаты» (коммуникативная игра), диалоги о …, «Дело №…», «Дебют», «Декрет о…», «Дуэль знатоков», достижения науки, доктрина, договор о сотрудничестве, «До востребования» (позиционная игра), дневник наблюдений, день лидера, диффузные лидер-группы.
Журнал рукописный, журнал устный, «Журналист» (пресс-игра), журналистские расследования.
Закон гармонии, заповеди добродетелей, знак доверия, ЗУД (знай, умей, действуй), загадки профессионалов, заочное путешествие, защита проекта, зубрежка коллективная, залежи деловых советов.