Комплекс воспитательских часов: "О дружбе" и "Заповеди нашего класса"
Комплекс воспитательских часов: "О дружбе" и "Заповеди нашего класса"
В данном комплексе представлены разработки двух воспитательских часов.
1. "О дружбе"- на выявление представлений детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствование успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся; содействие формированию дружного коллектива класса.
2. "Заповеди нашего класса" - на определение в процессе коллективной творческой работы заповедей жизнедеятельности классного коллектива; способствование формирования у учащихся потребности строить собственную жизнь и жизнедеятельность своего коллектива на основе духовно-нравственных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс воспитательских часов: "О дружбе" и "Заповеди нашего класса" »
1. Воспитательный час «О дружбе»
Цели:
1) выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
2) способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
3) содействовать формированию дружного коллектива класса.
Подготовительная работа.
I. Дети учат стихотворение Л. Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даетему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» —
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба — это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда? '
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь На то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдает.
Друг не тот, кто льстит, ;а тот, кто спорит,
Тот, кто, не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ, не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба — это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
II. Готовится инсценировка «Мальчишки и девчонки»
П е р вы и. Ты где вчера был?
В т ор о и. Я вчера с Танькой в кино ходил.
П е р в ы и. С Танькой в кино ходил, и не стыдно?
В т о р о и. А чего вдруг стыдно?
Первый. Да она же...
Второй. Чего?
Первый. Да она же,.. как ее...
В т о р о и. Да что?
П е р в ы и. Да она же девчонка!
Второй. Ну и что?
П е р в ы и. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел
Второй. Почему?
Первый. Да потому что девчонки, это...
В т о р о и. Ну что — девчонки?
Первый. Да девчонки, они же ...
Вт о р о и. Ну что — они?
П е р в ы и. Да они же с косичками.
В т о ро и. Подумаешь, с косичками. Что же тут такого? А Танька тем более без косичек.
П е р в ы и. А это еще хуже.
Второй. Почему же хуже?
Первый. Потому что дергать не за что.
В т о р о и. А зачем их дергать?
П е р в ы и. А что с ними еще делать?
В т о р о и. Поговорить можно.
П е р в ы и. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки.
Второй. Ну почему же про рющечки? Мы с ней про книжки говорили.
Первый. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.
Второй. Ничего и не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.
Первый. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля,си, кошка ехала в такси. Она все равно зубрила. Сегодня все стихотворение от начала до конца рассказала, а на второй строчке заикнулась.
В торой. Плохо учила, наверное, вот и заикнулась.
П е р в ы и. И вообще все они ябеды и трусихи.
В т о ро и. Кто ябеда? Таиька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?
Первый. Так я же не знал, что это уж. Я думал, что это удав гадючий.
Второй. Вот ты испугался, а Танька его в руках держала.
П е р в ы и. Конечно, удавы девчонок не трогают.
В т о р о и. Это почему же?
Первый. Потому что они... они... плаксы все они...
Второй. Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел?
Первый. Тебе хорошо говорить, а у меня шишка, знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила.
Второй. Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула.
Первый. Зато в футбол она играть не умеет.
Второй. Зато она лучше всех в классе в теннис играет.
П е р в ы и. В теннис!Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки. Девичья игра. То ли дело бокс. А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!
Второй. Подумаешь шея. В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.
П е р в ы и. Таких глупых?
Второй. Это почему же глупых? Танька глупая?
П е рвы и. А бала бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.
В торой. Почему?
П е р в ы и. Она получше кого-нибудь нашла.
Второй. Кого же это?
П е р в ы и. Да меня хотя бы.
В т о р о и. Да она с тобой не пойдет.
Первый. Посмотрим, как не пойдет.Вот пойду и приглашу ее в кино.
Второй. Кого, Таньку?
Первый. Не Таньку, а Таню.
В т о р о и. Так она же это...
Первый. Кто?
В т о р о и. Девчонка.
П е р в ы и. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.
В т о р о и. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим её в кино
Первый. Пошли.
(Измайлов Л. Мальчишки и девчонки // Для вас, ребята! М., 1976. С. 71-72)
III. Учитель подбирает аудиокассету с песней О дружбе.
IV. Учащиеся выполняют задание: найти пословицы и поговорки о дружбе.
V. Школьный библиотекарь оформляет выставку книг о дружбе.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске запись: Дружба — это-..;
б) у каждого ученика должны быть листочки бумаги и
ручка;
в) магнитофон и аудиокассета с песней о дружбе;
г) выставка книг о дружбе.
Звучит аудиозапись песни о дружбе.
II. Учитель в своем вступительном слове разъясняет цель предстоящего разговора и предлагает учащимся продолжить записанный на доске неоконченный тезис: Дружба — это ..,Дети записывают на листочках свои размышления, а затем они по желанию зачитывают свои мысли о том, что такое дружба. Классный руководитель во время выступлений учеников составляет на доске перечень ключевых слов, с помощью которых учащиеся пытаются охарактеризовать понятие «дружба».
Ш. Классный руководитель:
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц поговорок. А какие из них вы знаете?
Дети называют пословицы и поговорки о дружбе.
IV. Учитель предлагаетпрочитать первую часта» стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе» и ответить на следующие вопросы:
Что такое дружба, по мнению автора?
С какими его мыслями следует согласиться?
А с чем вы не согласны?
Что вы можете рассказать о своих друзьях?
Дети по желанию отвечают на вопросы учителя.
V. Классный руководитель просит учеников написать на листочках пять наиболее важных качеств характера, которые они ценят в своих друзьях.
Дети записывают эти качества, а затем по желанию высказывают свое мнение. В это время педагог на основе данных высказываний составляет на доске перечень наиболее ценных качеств харатера друга.
VI. Классный руководитель:
Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие
же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера друга, которые и вам присущи.
Ученики выполняют задание.
VII. Классный руководитель;
Я очень рада, что вас окружают такие добрые и заботливые люди, которые стараются вам помочь, поддержать вас И вам с ними интересно и легко. Но я обратила внимание на то, что мальчики дружат только с мальчиками, а девочки — только с девочками. Я знаю, что некоторые мальчики считают невозможной дружбу с девчонками. Вот об этом диалог двух мальчиков в сценке «Мальчишки и девчонки». Два ученика разыгрывают эту сценку. После ее исполнения происходит коллективное обсуждение вопроса: «В чем убедились мальчики?»
Мальчики класса записывают на листочках свое мнения о том, какими чертами характера должна обладать настоящая девчонка, а их одноклассницы пытаются определить те качества характера, которые должны быть свойственны настоящему мальчишке.
Учащиеся по желанию называют вслух записанные им качества, а учитель фиксирует их на доске.
VIII. Классный руководитель предлагает посмотреть составленные перечни слов на доске и определить те слова, которые чаще всего повторяются.
В процессе совместной работы учащиеся определяют эта слова (доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь), ведь именно они позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».
Итоговые суждения сравниваются с мнениями учеников о дружбе, высказанными в начале классного часа.
IX. Учитель предлагает в завершение состоявшегося разговора о дружбе послушать вторую часть стихотворения
Л. Измайлова «Монолог о дружбе».
Воспитательный час — мастерская общения
«Заповеди вашего класса»
Цели:
определить в процессе коллективной творческой работы заповеди жизнедеятельности классного коллектива;
способствовать формированию у учащихся потребности строить собственную жизнь и жизнедеятельность своего коллектива на основе духовно-нравственных ценностей.
Подготовительная работа.
I. Подбор учителем литературы по теме классного часа для себя и учеников.
II. Изготовление бумажных лент для работы микрогрупп учащихся.
III. Подготовка другого инвентаря для проведения мастерской общения.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на каждом столе лежат фломастеры, бумажные ленты, «Толковый словарь пословиц и поговорок»;
б) на классной доске записаны из «Краткого толкового словаря русского языка» несколько значений слова «заповедь» и два незаконченных предложения (все записи на доске закрываются занавеской).
Ход проведения.
I. Учащиеся и воспитатель садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате.
II. Вступительное слово воспитателя предлагающего ученикам провести классный чае в форме мастерской общения и попробовать ответить на вопрос: «Что необходимо для того, чтобы общение состоялось?» Учащиеся отвечают по желанию, не вставая.
III. Индукция.
Классный руководитель задает учащимся два вопроса:
1. Кто любит читать книги Редьярда Киплинга?
2.-Почему вам нравятся его произведения?
Желающиедают ответы на эти вопросы. Учитель предлагает послушать стихотворение Р. Киплинга (название стихотворения— «Заповедь» — детям не называется).
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил — жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит; «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
IV. Социализация.
Воспитатель задает несколько вопросов, но не все сразу, а поочередно — после получения ответов детей на предыдущий вопрос. Вопросы воспитателя:
7. Какие размышления и чувства вызвало это стихотворение?
2. Как бы вы его назвали? Нечему?
3. Автор назвал его «Заповедь». Как вы понимаете смысл этого слово?
Учащимся предлагается выбрать одно из перечисленных на классной доске значений слова «заповедь», которое в наибольшей степени соответствует содержанию Стихотворения. Затем третьеклассники пытаются найти ответы на следующие вопросы:
1. Для кого Р. Киплинг написал «Заповедь»? Зачем?
2. Для кого вообще пишутся заповеди? Кем? Для чего?
3. Какие заповеди вы знаете?
После высказываний детей учитель рассказывает о десяти христианских заповедях и после этого предлагает ученикам подумать о необходимости и возможности определения заповедей своего класса.
V. Социоконструкция. Воспитатель показывает учащимся «Толковый словарь Пословиц и поговорок» и дает задание группам: используя материалы словаря, предложить одну заповедь для коллектива класса, которую необходимо крупными буквами написать на бумажной ленте и «оживить» ее с помощью пантомимы. При выполнении задания дети строят работу в группах в соответствии со следующими правилами и алгоритмом действий:
7. Ищу заповедь сам.
2. Предлагаю заповедь по очереди.
3. Обсуждаем тихо, выбираем, одну.
4. Один пишет, остальные «оживляют» заповедь.
5. Вместе «сигналим» о готовности группы продемонстрировать результат выполнения задания
VI. Социализация.
Каждая группа по очереди «оживляет» избранную заповедь, а другие группы учащихся пытаются по пантомиме узнать инсценируемую поговорку или пословицу. Если не удается ее угадать, то она зачитывается. Вспитательтоже называет свой вариант заповеди.
VII. Рефлексия.
Воспитатель предлагает учащимся прочитать на классной доске фразу и после группового обсуждения вставить в нее пропущенные слова. На доске написано следующее
Знать заповеди нужно для того, чтобы в классе... Но только
знать их недостаточно, потому что Надо...
Группа учащихся предлагает записать Заповеди класса в Дневник путешествий класса и поместить их в классном уголке. Но, главное, по мнению учителя и учеников, нужно выполнять.