Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.
Познакомиться с методами выхода из конфликта.
Дать определение понятия «компромисс».
Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;
Оборудование:
* презентация «Конфликты в нашей жизни»;
* инструментальная музыка;
* реквизит для игры «Перетягивание каната»;
* карточки с описанием конфликтных ситуаций;
* карточки для групповой работы;
* инструкция доля медиаторов;
* эмблемы синего, коричневого, зеленого цвета;
* квадратики черного, красного, зеленого цвета;
* Памятки.
Ход занятия:
В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.
1. Организационный момент
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Придумайте свой конец сказки?
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
«Конфликты в нашей жизни или…» (Показ слайда №2) Пока тема нашего разговора звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку.
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…
Работа над темой занятия:
1.Определение понятия «конфликт».
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
-Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №3, 4)
Слайд №3.
Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. (Уильям Линкольн)
Слайд №4. КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.
2. Игра «Перетягивание каната».
-Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната. (Играют)
-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?
-А из – за чего он мог возникнуть?
Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.
-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?
Ученики дают варианты ответа. В качестве вывода – показ слайда №5
Слайд №5
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:
-участники конфликта (оппоненты);
-предмет конфликта.
3. Упражнение «Да – нет»
-А теперь разыграем другую ситуацию.
(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).
-Я дежурил вчера.
-Нет.
-Дежурил.
-Нет.
-Да.
Нет и т.д.
-Конфликт ли это? Почему? (Ученик дают варианты ответа)
-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.
-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);
-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);
-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).
(Краткий комментарий содержания слайда).
4. Работа в группах.
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Слайд №7
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
Слайд №8
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
Слайд №9
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Слайд №10
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы – показ слайдов №7-10.
Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. (Показ слайда №11)
Слайд №11.
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
5.Игра «Триада»(интерактивная игра в группах).
Работа в группе
Поделить класс на три группы и разыграть ситуации:
- первая выступает с позиции родителей;
- вторая с позиции детей;
- третья – группа независимых экспертов, которая оценивает выступления первой и второй групп, определяет, кто был более убедителен, может озвучить свои аргументы для той или иной стороны.
Ситуации для проигрывания:
1. Мама пришла с работы и пытается проверить у дочери приготовленные уроки, дочь, она отказывается показать тетради. (Слайд № )
2. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!». (Слайд № )
3. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются... (Слайд № )
Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
7.Игра «Подели шары».
-А теперь я попрошу вас разделиться на группы для проведения дискуссии. Посмотрите, пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого пьедестал коричневого цвета, во вторую – те, у кого он зеленого цвета, а в третью те, у кого пьедестал синего цвета.
Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится одна минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения, затем показывает вторая группа, а вариант решения предлагает третья группа, далее показывает третья группа, а вариант решения предлагает первая.
Варианты решения конфликта:
оба проиграли;
оба выиграли;
один выиграл, другой проиграл.
-Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный?
-Так как же можно продолжить тему нашего классного часа? (Показ слайда №13)
Слайд №13
«Конфликты в нашей жизни или выиграть может каждый»
III. Итог.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
«Да» – красный квадратик
«Нет»– черный
«Сомневаюсь» – зелены
Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
(Е.Евтушенко)
-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
-Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.
Приложение №1
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
Ищу компромиссы.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
На доске:
1
6
11
А
2
7
12
Б
3
8
13
В
4
9
14
Г
5
10
15
Д
Обработка результатов теста:
Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Интерпретация:
«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
Литература:
* Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.
* Родительские собрания в 5-11 классах. Н.И.Дереклеева. Москва, издательство «Вако», 2005г.
* Ваш беспокойный подросток. Р.Т.Байярд. Москва, 1991г.
* Как помочь ребенку войти в современный мир? Под ред. Т.В.Антоновой. Москва, 1995г.
* Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов В.Н. Москва, 1999г.
* Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др. Москва, «Просвещение», 1991г.
Упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Мама пришла с работы и пытается проверить у дочери приготовленные уроки, дочь, она отказывается показать тетради.
Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».
3. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...
Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
Ищу компромиссы.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста:
Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Интерпретация:
«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(150) "Классный час по теме « Конфликты в нашей жизни, пути их решения и предотвращения » "
["seo_title"] => string(94) "klassnyi-chas-po-tiemie-konflikty-v-nashiei-zhizni-puti-ikh-rieshieniia-i-priedotvrashchieniia"
["file_id"] => string(6) "142385"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1418289321"
}
}