Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
Деловая игра
«Выборы председателя Совета школьников»
Методическая разработка
для заместителей директоров
по воспитательной работе,
педагогов-организаторов
Составитель:
Федосова Г.Ю.,
заместитель директора
по воспитательной работе
Берёзовский
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………6
3. Заключение…………………….…………………………………………….7
4. Список литературы………………………………………………………….8
5. Приложения
Памятка кандидату в ученическое самоуправление школы № 8.
Памятка для членов избирательных комиссий.
Памятка избирателю.
Обращение организаторов к школьникам и родителям.
План игры.
5а. План мероприятий по организации и проведению выборов в Совет школьников.
5б. Положение о выборах в Совет школьников.
5в. Встреча с кандидатами.
Бланк избирательного бюллетеня.
Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня.
Список избирателей.
Листовка.
Фотографии.
Самоуправление нельзя «взять»,
нельзя «дать», нельзя «ввести».
Его приходится годами
вырабатывать и отрабатывать.
1. Введение
В связи с демократическими процессами, происходящими в современном российском обществе, встают проблемы, связанные с гражданским образованием обучающихся, которые должны знать, что представляют собой демократия и свободное общество, причем дети должны изучать демократию не только на уроках обществознания и других предметах, но и как образ жизни, оказывающий влияние на жизнь самих обучающихся, способствующий формированию у них активной жизненной позиции, знакомящий их с правами и обязанностями граждан демократического общества, работой демократических институтов. Через свою практическую деятельность школьники должны усвоить, что демократия – это не застывшая форма и требует совместных усилий, компромиссов и толерантности граждан друг к другу.
Знакомство с демократическими процедурами, в том числе с процедурами демократических выборов, может проходить в форме деловой игры, которая поможет создать школьное самоуправление, рабочие модели демократических структур. Внутри ученического коллектива хорошо регулярно проводить голосование по самым насущным вопросам школьной жизни. Эта работа дает возможность ознакомить обучающихся с общечеловеческими ценностями, обучить их моделям поведения, присущим демократическому обществу. Если школьники научатся думать сами за себя, выбирать себе лидеров и менять их, принимать нужное решение, то они быстро поймут, как функционирует гражданское общество.
Цели и задачи игры
Способствовать формированию у обучающихся политической культуры, гражданской зрелости, развитию творческого самостоятельного мышления, осмыслению политических ценностей, осознанию эффективности влияния масс на политическую жизнь страны.
Формировать у обучающихся умение определять свое место в решении актуальных социально-политических задач, стоящих перед обществом, воспитывать у них моральную и правовую ответственность за происходящее.
Формировать личное отношение обучающихся к рассматриваемым проблемам.
Выявить, какие знания, практические навыки нужны обучающимся для полноценного участия в демократическом процессе.
Сформировать у обучающихся навыки участия в избирательном процессе и научить правилам ведения дискуссии.
Участники игры:
В игре принимают участие обучающиеся 5 - 9 классов. Все участники игры делятся на 5 групп:
I группа – кандидаты в Председатели Совета школьников, их доверенные лица.
II группа - СМИ: печать (информационный стенд, школьная газета «Школьные страницы»), телевидение «12 канал».
III группа – организаторы выборов (штаб, избирательная комиссия).
IV группа – независимые наблюдатели.
V группа – электорат.
Описание ролей
Кандидат в Председатели Совета школьников:
- разрабатывает предвыборную программу;
- вырабатывает стратегию и тактику предвыборной кампании;
- проводит встречи с избирателями и представителями СМИ, завоевывает голоса избирателей.
- участвуют в выработке стратегии и тактики предвыборной компании своего кандидата;
- создают положительный имидж кандидату в Президенты;
- организуют встречи кандидата с избирателями;
- разрабатывают, изготовляют и распространяют агитационные печатные материалы.
Журналисты:
- обеспечивают освещение избирательной кампании;
- берут интервью у кандидатов, избирателей, членов избиркома, дают информацию о кандидатах – политический портрет, задают вопросы на пресс-конференциях, изучают проблемы и темы, пишут статьи.
- редактор школьной газеты проводит совещания с журналистами, распределяет задания между журналистами, проверяет репортажи, статьи и отвечает за выпуск газеты.
Фотокорреспондент:
- иллюстрирует ход избирательной кампании, не ущемляя достоинства кандидатов.
Организаторы избирательной кампании:
Штаб и избирательная кампания.
Штаб:
- организует подготовку и проведение игры, расписывает роли, знакомит участников с этими ролями, готовит программу просвещения избирателей, плакаты, объясняющие процесс голосования, распространяет листовки, регистрирует кандидатов, организует пресс-конференции, политические дебаты, встречи кандидатов с избирателями, приглашает гостей, подводит итоги выборов.
Избирательная комиссия:
Председатель избирательной комиссии:
- организует работу комиссии, ведет заседания, утверждает решения.
Заместитель председателя:
- помогает в работе и замещает председателя.
Секретарь комиссии:
- организует делопроизводство.
Члены комиссии:
- принимают решения, готовят вопросы к заседаниям.
Независимые наблюдатели:
- наблюдают за ходом избирательной кампании, следят за правильностью проведения голосования.
Трудоёмкость, ограничения
Незнакомые с процедурой выборов учащиеся могут проявить несерьезность, субъективность при выборе кандидатов.
Необходимо, чтобы КАЖДЫЙ осознал, насколько активно пройдут выборы, настолько ответственным будет выбор учащихся, настолько каждый может влиять на организацию дел в школе, их соответствие ЕГО интересам!
Выборы – лишь самое начало, многое зависит от дальнейшего функционирования Совета школьников.
Успех проводимой акции во многом зависит от будущего председателя Совета школьников, его личностных и организаторских качеств, качеств лидера.
Проведение выборов требует большой помощи классных руководителей как людей, имеющих «избирательный» опыт и опыт участия в избирательных кампаниях.
Важно пресечь применение силы и методов черного пиара!
Основная часть
Ход игры:
I этап
Организаторы по классам совместно с классными руководителями организуют изучение Положения о выборах Председателя Совета школьников /Приложение 5б/, знакомят участников с целями и задачами игры, её этапами, вариантами ролей, которые они будут исполнять. /Приложение 5, 5а/
II этап
В соответствии с Положением «О выборах Председателя Совета школьников» проводится выдвижения кандидатов в Президенты, сбор подписей в их поддержку, регистрация кандидатов и их доверенных лиц избирательной комиссией. Готовятся предвыборные программы кандидатов./Приложения 1,2,3,4/
Избирательная комиссия выбирает место проведения выборов, вырабатывает форму избирательного бюллетеня, составляет списки избирателей, протоколы подсчета голосов, готовит оборудование для избирательного участка. Между членами комиссии распределяются обязанности:
- выбирают председателя избиркома, заместителя председателя, секретаря.
СМИ освещают ход предвыборной кампании. Журналисты берут интервью у кандидатов, организаторов, проводят с ними пресс-конференции, пишут репортажи, выпускают газеты, информационные бюллетени. /Приложения 6, 7, 8, 9/
III этап
Встречи с избирателями и политические дебаты. I тур избирательной кампании. Кандидаты выступают перед избирателями со своими программами, во время политических дебатов отвечают на вопросы избирателей, представителей СМИ и общественности. Их сторонники приносят лозунги и приветствуют своих кандидатов./Приложение 5в/
IV этап
Выборы. На собрании всех участников игры председатель избиркома объясняет процедуру голосования. Затем все участники приглашаются на избирательный участок. Им вручаются бюллетени. Происходит процедура голосования. На избирательном участке присутствуют независимые наблюдатели, представители СМИ. После окончания голосования вскрывается урна, подсчитываются голоса, составляется протокол голосования, объявляются его результаты./Приложение 10/
V этап
Подведение итогов выборов. На общем собрании обучающихся 5 – 9 классов в торжественной обстановке объявляется победитель.
Заключение
Как показала практика, деловая игра «Выборы председателя Совета школьников» оказалась наиболее эффективным методом для обучения школьников не только избирательному процессу и избирательному праву. В ходе игры подростки имели возможность на практике познакомиться с основами парламентской процедуры, риторики, основами журналистики. Увлекательная форма игры дала возможность ребятам проявить фантазию, раскрыть свой творческий потенциал. А некоторым подросткам игра помогает раскрыть в себе и организаторские способности.
Мероприятие носит большой воспитательный эффект, так как способствует развитию общечеловеческих ценностей, созданию прочного детского самоуправления в школе, толерантности. Знакомство с демократическими процедурами, в том числе с процедурами демократических выборов, позволит учащимся с ранних лет учиться думать самим за себя, выбирать себе лидеров, принимать нужное решение, а так же понять, как функционирует гражданское общество.
Список литературы
Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]: методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
Классному руководителю о самоуправлении в классе [Текст]: методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 148с.
Школа лидерства [Текст]: методические рекомендации / под ред. Е.М. Смекаловой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.