Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Умники и умницы" 5-6 класс»
Конкурс «Умники и умницы»
Цель мероприятия:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка; - способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Ход игры.
Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на конкурс «Умники и умницы”. Этот час мы проведем с вами в форме турнира между учащимися 5 и 6 классов.
Представление команд.
Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на вопросы:
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
Сколько слогов в слове да? (1)
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
0тгадайте загадку: с виду – клин, а развернёшь – блин (Зонтик).
Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).
Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол). .
Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
Главная песня государства (Гимн).
Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
Конкурс 2. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
Конкурс 3: Собери пословицу.
Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.
Ваша задача – собрать пословицы.
В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)
С миру по нитке – (голому рубашка)
Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)
Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)
За маленьким погнался – (большое потерял)
Куй железо (пока горячо)
Терпенье и труд (все перетрут)
Век живи – (век учись)
Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)
Жизнь прожить (не поле перейти)
11. Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.
12.Любишь брать, люби отдавать.
13. С кем поведешься, от того и наберешься.
14. Что посеешь, то и пожнешь.
Конкурс 4. Расставьте гласные.
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.
- Каждой команде предлагается карточка с ребусом. В течение 1 минуты учащиеся должны разгадать ребус:
А) Е2 мы сели за 100л, о5 прилетели 40и и с3жи.
(Едва мы сели за стол, опять прилетели сороки и стрижи)
Б) Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
(Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку)
Конкурс 7 : Найди ошибки.
Карточка.
Я шол по лестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Конкурс 8. Веселая грамматика».
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
храбрый
сильный
гордый
мудрый
грубый
веселый
умный
крепкий
смелый
добрый
болтливый
богатый
хвастливый
ленивый
бедный
Конкурс 9. Игра «Расшифруй слова»
1. ДЛАЯЙТЕКАЛ
Прогони собаку, не тревожа птицу, (дятел, лайка)
2. ГКАРВОЗАДИСЬКА
Где цветок, где рыба отгадать попробуй (гвоздика, карась)
З.СММАСОРОЛЕДИННОКА
Гриб клади в корзину, ягоду - в лукошко, (маслёнок, смородина)
Конкурс 10. Конкурс писателей.
Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс писателей.
“Раскрасим текст прилагательными”. Прилагательное – это волшебное средство языка, с помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.
Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.
Раздаётся текст И.С. Тургенева.
Текст.
Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.
Подведение итогов.
Подошло к концу наше мероприятие . Хочу закончить его словами поэтессы Марии Комисаровой: Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка. Им выткана его основа Для поколений на века. Он создал чудо тени, света, И звука взлёт, и слова лад, Им жизнь поэзии согрета, В нём звёзды вечности горят.
Храните всё богатство нашего языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык и изучайте его. Он откроет вам целый мир.