Конкурсная программа для учеников 4-7 классов посвящена морякам, флоту и морским сражениям. Данные конкурсы можно провести с детьми на каникулах или приурочить к празднику День защитника Отечества. Конкурсы помогут будущим воинам, морякам проявить эрудицию, смекалку и ловкость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурсная программа "Корабли и моряки"»
Конкурсная программа «Корабли и моряки»
Конкурсная программа для учеников 4-7 классов посвящена морякам, флоту и морским сражениям. Данные конкурсы можно провести с детьми на каникулах или приурочить к празднику День защитника Отечества. Конкурсы помогут будущим воинам, морякам проявить эрудицию, смекалку и ловкость.
Для проведения данного мероприятия необходимо разбить участников на 2 команды.
Оформление и необходимый инвентарь:
1. Карта России. Флажками отмечены города Калининград и Мурманск.
2. Кегли, мяч, канат, 2 веревки для завязывания морских узлов.
3. Таблички с названиями самых разных продуктов (мясо, капуста, картошка, морковь, лук, помидоры, зелень, лавровый лист, соль, сметана; яйца, масло, соль; сухофрукты, сахар, пряники, манная крупа, огурцы,йогурт.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Наша встреча сегодня посвящается морскому флоту. Двум командам «моряков» на кораблях «Бригантина» и «Могучий» предстоит доставить из порта Калининграда в порт Мурманска очень ценный груз: дружбу, верность и багаж знаний о кораблях и моряках.
- А теперь прошу команды поприветствовать друг друга и всех присутствующих в зале.
Приветствие команд.
Конкурс «Морской словарь»
- Наш первый конкурс называется «Морской словарь». У представителей каждой профессии имеются слова и выражения, понятные только им. Есть они и у моряков. (за правильный ответ – 1 балл)
Что для моряков означают выражения?
1. Семь футов под килем. (Пожелание благополучного плавания. Киль – продольный брус по всей длине судна в середине его днища.)
2. Лечь в дрейф. (Остановить судно, идущее под парусами. Для этого паруса располагают таким образом, что одни под действием ветра должны гнать корабль вперед, другие – назад. Таким образом, судно остается почти на месте.)
3. Держать нос по ветру. (Когда попутный ветер наполняет паруса, судно движется вперед, то есть носом по ветру.)
4. Бить склянки. (Склянки – получасовой промежуток времени у моряков, обозначаемый ударом в колокол. До XVII века на кораблях использовались стеклянные песочные часы, которые также назывались склянками; каждые полчаса ударял колокол. Несмотря на то, что склянки давно вышли из употребления, выражение «бить склянки» осталось до сих пор.)
5. Отдать швартовы. (Отвязать судно от причала. Швартов – канат, трос, которым привязывается морское судно к причалу.)
- Я благодарю команды за прекрасные ответы. Пока жюри подводит итоги первого конкурса, прошу зрителей ответить на мои вопросы.(Если при проведении мероприятия зрителей нет, то данную викторину можно провести с командами-участниками. Правильный ответ – 1 балл)
Викторина для зрителей
1. В каком году был основан Российский флот, и кто является его основателем? (В 1696 году по указу Петра I началось строительство Азовского флота.)
2. Как называется флаг Российского флота, и что означает его символика? (Андреевский флаг. Белый цвет – символ веры, косой крест – символ верности.)
3. Моряка Балтийского флота называют «балтийцем». А как называют моряка Каспийского флота? («Каспийцем».)
4. Что такое аврал на корабле? (Спешная, обычно по тревоге, работа на судне всей команды.)
5. Что означает выражение «выбирать якоря»? (Поднять якорь.)
6. Как называется рулевое колесо на корабле? (Штурвал.)
7. Мерой скорости автомобиля является километр. А что является мерой скорости корабля? (Узел. Он соответствует одной морской миле в час, то есть 1,852 километра в час.)
8. Кто такой флагман? (Командующий флотом, а также корабль, где находится командующий.)
9. Как называется соединение военных кораблей? (Эскадра.)
10. Как называется внутреннее жилое помещение на корабле, в котором располагаются матросы? (Кубрик.)
11. Какое отношение к морю имел первый космонавт Ю. А. Гагарин? (Ю. А. Гагарин был летчиком морской авиации.)
- Я благодарю зрителей за ответы.
Подведение итогов.
Конкурс штурманов
На каждом корабле имеются капитан, штурман, лоцман, боцман и, конечно же, кок. Я прошу выбрать в своих командах штурманов. Подойти ко мне штурманов обеих команд. Прежде чем начнется следующий конкурс, команды должны ответить на один вопрос. Отвечает та команда, капитан которой первым поднимет руку. А вопрос мой такой: кто такой штурман и какова его роль на корабле? (Штурман – это специалист по вождению кораблей. Он прокладывает курс корабля и отмечает движение судна.)
Первым выполняет задание штурман, чья команда правильно ответила на вопрос.( Правильный ответ – 1 балл)
Задание штурману команды «Бригантина». Покажите на карте, какие моря будет проплывать ваш корабль, следуя курсом из Калининграда в Мурманск. (Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево.)
Задание штурману команды «Могучий». Покажите на карте, мимо каких стран будет проплывать ваш корабль, следуя курсом из Калининграда в Мурманск. (Мимо Польши, Германии, Дании, Швеции, Норвегии.)
Конкурс лоцманов
- Штурманы могут вернуться к своим командам, а я прошу подойти ко мне лоцманов обеих команд.
Дорогие моряки, ответьте на мой вопрос: кто такой лоцман и какова его роль на корабле? (Лоцман – специалист по проводке судов в пределах определенного участка, где требуются особо точные знания местных условий плавания.)
Представьте, что расставленные в линию кегли – это подводные скалы, которые встретятся на пути ваших кораблей. Лоцманы должны провести свои суда мимо подводных скал, а именно, ведя одной рукой мяч, пройти между кеглями.
Проводится конкурс.
- Русские моряки внесли большой вклад в российскую и мировую историю: им принадлежат географические открытия, научные исследования и литературные произведения. Давайте вспомним несколько моментов славной истории морского флота России.
1. Одним из самых известных флотоводцев мира является Федор Федорович Ушаков. В чем его заслуги? (Во-первых, Ушаков не проиграл ни одного из данных им сражений; во-вторых, он создал новую модель ведения морского боя, залог успеха которого – не численное и техническое превосходство, а смелый, точный маневр командира.)
2. Христофор Колумб, как известно, открыл Америку. Русским морякам принадлежит заслуга в открытии другого континента, считавшегося недостижимым. Какой континент открыли наши моряки? Когда это произошло? (В 1820 году русские шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева во время кругосветного плавания открыли Антарктиду.)
3. На Приморском бульваре в Севастополе стоит памятник с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример». В память о каком событии поставлен этот памятник? (В мае 1829 года старый бриг «Меркурий», командиром которого являлся капитан-лейтенант А. И. Казарский, в проливе Босфор вступил в неравный бой с двумя новыми, хорошо вооруженными турецкими кораблями и, проявив исключительную отвагу, вышел из боя победителем.)
4. В 1827 году в знаменитом Наваринском сражении чудеса храбрости и героизма проявил экипаж линейного корабля «Азов», которым командовал замечательный флотоводец М. П. Лазарев. В том же сражении приняли участие воспитанники Лазарева, которые позже, в 1853–1856 годах, возглавили оборону Севастополя. Кто они? (П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Г. И. Бутаков.)
- Я благодарю участников за ответы на вопросы и давайте подведем итоги конкурсов штурманов и лоцманов.
Подведение итогов.
Конкурс коков
- Дорогие моряки, прошу вас ответить на два вопроса. Кто такой кок? (Повар на корабле.) Как на корабле называется кухня? (Камбуз.)
Я прошу подойти ко мне коков обеих команд. От кока часто зависит настроение и здоровье команды. Сейчас наши коки продемонстрируют нам свое мастерство. На столе разложены таблички с названиями самых разных продуктов. Нашим кокам предстоит выбрать таблички с названиями тех продуктов, которые необходимы для того, чтобы приготовить щи, пожарить яичницу и сварить компот.
Оценивается не только быстроту выполнения задания, но и правильность подбора продуктов.
Итак, коки должны приготовить щи, пожарить яичницу, сварить компот. Внимание! Конкурс начинается!
Таблички с названиями продуктов: для щей – мясо, капуста, картошка, морковь, лук, помидоры, зелень, лавровый лист, соль, сметана; для яичницы – яйца, масло, соль; для компота – сухофрукты, сахар.
Конкурс боцманов «Перетягивание каната»
Ведущий. Дорогие моряки, прошу вас ответить на вопрос: кто следит за чистотой на корабле? (Боцман.)
Я прошу подойти ко мне боцманов обеих команд. Боцман, как правило, знает все. Он распределяет работу на палубе корабля, знает силу и способность каждого моряка. Наши боцманы получают такое задание: выбрать из своей команды четверых моряков, которые вместе с ним примут участие в конкурсе по перетягиванию каната. Я прошу команды встать по разные стороны черты, проведенной мелом на полу. Победит та команда, которая сможет за одну минуту перетянуть соперников на свою сторону. Внимание! Состязание начинается!
Состязание по перетягиванию каната.
Конкурс капитанов
- Наступило время конкурса капитанов. Я прошу подойти ко мне командиров кораблей. Капитан знает и умеет все, иначе он не был бы капитаном! Сейчас мы проверим, так ли это.
Дорогие капитаны, вот вам по веревке. Вам нужно завязать морской узел. Теперь обменяйтесь узлами. Задание такое: за одну минуту вы должны развязать морской узел соперника. Победит тот капитан, чей морской узел соперник не сможет развязать. Итак, начали!
Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша встреча. Я благодарю команды и зрителей за великолепную игру. Давайте подведем итоги нашего мероприятия.