Данное мероприятие призвано обобщить знания детей об осенних явлениях в природе; развивать художественные способности, творческую активность детей, кругозор; воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность; формировать чувство командной взаимовыручки; привлекать родителей к общению с детьми, к сотрудничеству со школой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, отгадайте загадку и тогда вы узнаете, чему посвящён наш урок.
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
- Правильно – к нам в гости пришла Золотая Осень, красивое и немного грустное время, так как прошло тёплое лето. Разная она бывает весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но всё же это такое прекрасное, такое чудесное время года и мы не будем грустить! Мы будем путешествовать по осеннему царству. В нашем путешествии примут участие три команды. Увидим, какая команда самая эрудированная. Ну, что ребята, в путь.
Затем раздаются ребятам три вида карточек, одни с изображением кленового листа, другие с изображением дубового, а третьи с изображением берёзового.
- Ребята, у всех вас есть карточки. На них разные изображения: на одних кленовые, на других – дубовые листья, а на третьих – берёзовые. По этим изображениям вы и разделитесь на команды.
Ребята разбиваются на три команды.
Учитель:
- Сколько нарисовано картин и спето песен! А сколько стихов написано про осень. Ребята, а вы знаете стихи об осени?
Чтение детьми стихов об осени (получают жетоны).
Учитель:
- У осени есть три друга – это месяцы. Все вы знаете их названия. Но отгадайте загадки про месяцы и узнаете, как будет называться ваша команда (получают жетоны).
Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли, потянулись журавли.
Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы почернели огороды,
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился, что за месяц подскажи? (Октябрь)
Поле чёрно-белым стало
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц подскажи? (Ноябрь)
- Итак, у нас 3 команды: «Сентябрины», «Октябрины», «Ноябрины».
Первый конкурс.
Учитель:
- У каждой команды на столе в конвертах разрезные картинки, первый конкурс – кто первый соберёт картинку, тот получит жетон.
Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти тёплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.
Второй конкурс.
- Какая команда соберёт больше грибов?
Учитель:
- Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки (получают жетоны).
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я -… (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются-…(опята)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья шёлк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы …(волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые …(лисички)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые …(поганки)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпах разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зелёной, кто в розовой, кто в жёлтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это …(сыроежки)
Не спорю – не белый, я братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик)
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда негодный. (Мухомор)
Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок - гриб такой зовут …(маслёнок)
Учитель:
- Вы и со сложными загадками справились. Молодцы!
- Много грибов собрали. А какие из них несъедобныё? (Мухомор, бледная поганка)
Учитель:
- Октябрь называют вершиной осени. Почему? (Это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его ещё вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлётом. Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях идёт уборка овощей. А какие овощи заготавливают на зиму?
Третий конкурс «Овощные загадки» (получают жетоны).
Как слива темна, как репа кругла,
На грядке силу копила, хозяйке в борщ угодила. (Свекла)
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка. (Капуста)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
В огороде вырастаю. А когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Помидор)
Скинули с Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка (Лук)
Под кустом в земле плоды - человеку за труды. (Картофель)
Вы хотите поиграть?... Будем листья собирать.
Четвёртый конкурс (получают жетоны).
Игра « Кто больше соберёт листьев?»
На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый их них собирает листья определённого цвета. Кто соберёт больше?
- Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова груда, что означало разъезженный, плохой и замёрзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём. Я приготовила для вас следующее задание. Что это такое? Красива природа на исходе осени. Ярко – красные ягоды на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима. Показать ветку рябины с ягодами.
Пятый конкурс. Дети получают карточки (получают жетоны).
Каждая команда получит слова, из которых нужно составить известную пословицу. Какая команда быстрее и правильнее составит пословицу – та и победит в этом конкурсе.
1. Весна красна цветами, а осень… пирогами (снегом).
2. В сентябре одна ягода, и та … горькая рябина (земляника).
3. День прозевал - … урожай потерял (ничего страшного).
Учитель:
- Ходит осень по дорожке,
промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета…
Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи,
перейти скорей их нужно!
Шестой конкурс (получают жетоны).
Игра «Перейди лужи»
Из разноцветных букв, складывается название праздника.
Игра со зрителями.
Закончи высказывание
Голоден, как … (Волк)
Хитёр, как … (Лиса)
Упрям, как … (Осёл)
Силён, как… (Бык)
Проворен, как …(Белка)
Труслив, как … (Заяц)
Нем, как … (Рыба)
Колюч, как … (Ёж)
Изворотлив, как … (Уж)
- Давайте сейчас вернёмся в осенний лес и разгадаем его секреты.
Логические задачи.
• Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
• Кто сушит грибы на дереве? (Белка)
• Листья, каких осенних деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины)
• У какого зверя осенью, в листопад, появляются детёныши? ( У зайчихи)
• Как их называют? (Листопадничками)
Игра на внимание.
Учитель:
Называю ягоду – хлопаем в ладоши.
Называю овощи – топаете ногами.
Называю фрукт – молча поднимаете руки вверх.
Подошёл к концу наш урок-соревнование. И пусть за окошком бушует ветер, шумит дождь, мы надеемся, что не смотря на грусть расставания, у вас у всех хорошее настроение.