Здоровье - одна из жизненно важнейших ценностей. Не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения.
Каждому государству нужны физически крепкие люди, здоровые и энергичные. Поэтому наше государство придает большое значение массовому развитию физкультуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.
Традиционно в рамках городского экологического двухмесячника «Экология. Безопасность. Жизнь» проводится конкурсное мероприятие «Экоазбука здоровья», основная цель которого – формирование экологической культуры и здорового образа жизни молодежи.
Здоровье - одна из жизненно важнейших ценностей. Не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения.
Каждому государству нужны физически крепкие люди, здоровые и энергичные. Поэтому наше государство придает большое значение массовому развитию физкультуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.
Традиционно в рамках городского экологического двухмесячника «Экология. Безопасность. Жизнь» проводится конкурсное мероприятие «Экоазбука здоровья», основная цель которого – формирование экологической культуры и здорового образа жизни молодежи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурсное мероприятие «Экоазбука здоровья» »
МОБУ ДОД
Станция юных натуралистов
Орлова Ольга Владимировна, ПДО
Конкурсное мероприятие
«Экоазбука здоровья»
г. Таганрог
2015 г.
Аннотация
Здоровье - одна из жизненно важнейших ценностей. Не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения.
Каждому государству нужны физически крепкие люди, здоровые и энергичные. Поэтому наше государство придает большое значение массовому развитию физкультуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.
Традиционно в рамках городского экологического двухмесячника «Экология. Безопасность. Жизнь» проводится конкурсное мероприятие «Экоазбука здоровья», основная цель которого – формирование экологической культуры и здорового образа жизни молодежи.
Задачи конкурсного мероприятия:
изучать основы здорового образа жизни;
изучать экологические проблем России;
выявлять и поддерживать учащихся, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе по сохранению экологии и здоровья человека;
активизировать деятельность общеобразовательных учреждений по привлечению учащихся к изучению и проведению мониторинга здоровья населения;
способствовать воспитанию бережного отношения к себе и природе, осознанию необходимости изучения этих проблем.
В конкурсе принимают участие молодые люди 16-17 лет.
«Экоазбука здоровья» – массовое мероприятие, которое проводится в два этапа и включает в себя несколько конкурсов: конкурс школьных уголков «За здоровый образ жизни»; конкурс листовок «Здоровый образ жизни»; конкурс презентаций «Вредные привычки», а также круглый стол «Вредные привычки и их последствия».
Для усиления познавательной активности учащихся организационный комитет предоставляет возможность посмотреть научно-популярный фильм о здоровом образе жизни.
После окончания работы подводятся итоги и награждаются победители.
В основе методической разработки конкурсного мероприятия «Экоазбука здоровья» – актуальность сохранения здоровья населения, результаты исследований специалистов в области здорового образа жизни, а также практический опыт автора работы.
Пояснительная записка
Здоровье – это еще не все, но без здоровья, все – ничто.
(Сократ)
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. (Артур Шопенгауэр)
Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но состояние полного физического, душевного и социального благополучия. (Определение экспертов ВОЗ)
В прошлом году эксперты ВОЗ определили "индекс здоровья" нации 175 стран по таким критериям, как продолжительность жизни, уровень смертности новорожденных, уровень финансирования и качество здравоохранения, а также доступ к нему населения.
Самый высокий "индекс здоровья" оказался у населения Бельгии, которая и заняла первое место.
В первую десятку входят также Исландия, Швейцария, Франция, Австрия, Швеция, Италия и Норвегия.
Далее: Дания, Германия и Австралия. Самая богатая страна мира - США - заняла 17-е место, ее опередил Израиль - на 16-м месте. Япония на 20-м месте, Великобритания - на 23-м.
Россия оказалась на 84-м месте.
Ее опережают бывшие прибалтийские республики, а также Украина и Белоруссия (соответственно 53-е и 55-е места).
По данным официальной статистики Минздрава РФ, общая заболеваемость за последние 5 лет в РФ возросла по большинству классов болезней: новообразования на 10,2%, болезни крови на 11%, врожденные аномалии на 11%, психические расстройства на 10,3%
Из доклада комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни: средняя продолжительность жизни в России составляет 67 лет. Основные причины такой неутешительной статистики заключаются в невысоком социально-экономическом положении жизни части населения, росте алкоголизма, слабой пропаганде здорового образа жизни и отсутствию серьезной научной программы по укреплению здоровья.
Обращаясь к истории вопроса, видим: в 1912 г. в России количество нездоровых школьников увеличивалось от начала к окончанию обучения с 30% до 40%.
В 1928 г. В СССР «школьными болезнями» страдало около 40% школьников.
В современной России количество больных детей самое большое в Европе (в расчете на 1.000 населения)!
Впечатляет диаграмма, отражающая состояние здоровья школьников:
Практически здоровы – всего 10%! (приложение 1).
Исследование динамики здоровья школьников показывают, что количество здоровых младенцев составляет 30%, количество здоровых дошкольников – 15%, а количество здоровых старшеклассников – всего 5%!
Авторитетные заявления
За годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни... Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей здорового образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики.
(Выступление Президента РФ на заседании Госсовета)
Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию - 25.04.2005)
Таким образом, актуальность вопроса о здоровье населения в целом и школьников, в частности, нам очевидна сегодня.
Педагоги понимают свою ответственность за здоровье нации.
Предлагаемая методическая разработка – одна из попыток реализовать возможности образовательных учреждений в области здоровьесбережения.
Конкурсное мероприятие «Экоазбука здоровья» относится к здоровьесберегающим технологиям.
Цель мероприятия - способствовать формированию у учащихся основ экологической культуры и здорового образа жизни.
Задачи:
изучать основы здорового образа жизни и экологических проблем России;
выявлять и поддерживать учащихся, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе по сохранению экологии и здоровья человека;
активизировать деятельность общеобразовательных учреждений по привлечению учащихся к изучению и проведению мониторинга экологического состояния города;
способствовать воспитанию бережного отношения к себе и природе, осознанию необходимости изучения этих проблем.
Важность и актуальность работы над проблемой здорового образа жизни заставляет определиться с категориальным аппаратом рассматриваемой темы.
Понятие
Определение
«технология»
- это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
«педагогическая технология»
- строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).
«образовательная технология педагогики здоровьесбережения»
- это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
«здоровьесберегающая технология»
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
«здоровье»
- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
«здоровье физическое»
- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
«физическая активность»
- естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).
«здоровье психическое»
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
«психическая активность»
- потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
«здоровье социальное»
- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
«социальная активность»
проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
«здоровье нравственное»
- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Предполагаемым результатом мероприятия могут стать рекомендации по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни.
Также могут быть сформулированы советы для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни и прожить долгую жизнь, например:
- определите, что Ваш стиль – здоровый образ жизни и четко его придерживайтесь;
- берегите здоровье с юных лет, существует много болезней, которые выявляются с возрастом, хотя их корни в детстве;
- при существенных недомоганиях начинайте периодически проходить медосмотры;
- будьте умеренными во всем;
- не полнейте, чтобы не затруднять работу всего организма, убыстряя старение;
- будьте всегда доброжелательны, спокойны и рассудительны, раздражительность и суета наносят вред сердцу и нервной системе;
- не держите зла, чаще улыбайтесь, улыбка помогает снять напряжение;
- любите близких, они ваша главная ценность в жизни;
- выберете такой вид трудовой деятельности, который Вам интересен и приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение;
- занимайтесь физическим трудом или фитнесом, стараясь как можно больше времени проводить на свежем воздухе;
- активно отдыхайте, отсутствие движений облегчает возникновение ряда болезней;
- спите 7,5 часов в день (5 стандартных 1, 5 часовых цикла сна) - сон восстанавливает силы и часто лечит лучше всяких лекарств;
- не курите, тем более не пытайтесь уйти от проблем в мир алкогольного дурмана;
- уделяйте время своим увлечениям, это помогает расслабиться;
- не поддавайтесь унынию и не разрешайте себе падать духом.
Здоровый человек, по А.Маслоу, это счастливый человек, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первый ни на кого не нападающий.
Только тот, кто понимает причины происходящего, способен повлиять на него в желательном для себя направлении.(Конфуций)
Можно вывести формулу здоровья, в которой числитель:
необходимое материальное благополучие
ведение ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
грамотное пользование медицинскими услугами,
а знаменатель:
неблагополучная экология
вредные привычки
неправильное питание
недостаточная физическая активность
стрессы
Интересно вывести правила здорового образа жизни (приложение 2), комплекс утренней гимнастики (приложение 3), способы выхода из стрессового состояния (приложение 4), способы восстановления сил (приложение 5) или дать иронические советы (приложение 6).
Предлагаемая разработка является авторской и не имеет аналогов в методической литературе о здоровье и здоровом образе жизни.
Разработка может быть использована педагогами в любом учреждении образования для организации внеклассной и внеурочной работы с учащимися соответствующего возраста.
Содержание
Положение о конкурсном мероприятии «Экоазбука здоровья»
для учащихся общеобразовательных учреждений 1. Общие положения
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов при содействии Управления образования и Отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г.Таганрога проводит городское конкурсное мероприятие «Экоазбука здоровья» (далее Мероприятие).
Мероприятие проводится в рамках городского экологического двухмесячника «Экология. Безопасность. Жизнь» с целью формирования экологической культуры и здорового образа жизни.
2. Цели и задачи Мероприятия
2.1. Цель Мероприятия:
формирование у учащихся основ экологической культуры и здорового образа жизни.
2.2. Задачи Мероприятия:
продолжить изучение основ здорового образа жизни;
продолжить изучение экологических проблем России;
выявлять и поддерживать учащихся, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе по сохранению экологии и здоровья человека;
активизировать деятельность общеобразовательных учреждений по привлечению учащихся к изучению и проведению мониторинга здорового образа жизни;
воспитывать бережное отношения к себе и природе, осознание необходимости изучения этих проблем.
3. Участники Конкурса
Участниками Конкурса могут быть учащиеся 10-11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющие интерес к изучению природной среды и формированию здорового образа жизни.
4. Порядок и место проведения
Конкурс проводится в два этапа.
4.1. Подготовительный этап.
Для участия в Конкурсе необходимо до «___» _______ 20__ г.:
листовки «Здоровый образ жизни». Критерии (каждый критерий – 5 баллов, всего – 25 баллов):
эстетика
качество исполнения
научный подход
проблемный подход
личный вклад
Примечание: листовки предоставляются в бумажном и электронном виде; тексты презентаций и листовок должны быть авторскими – проводится проверка с помощью программы «Антиплагиат»!
4.1.2. подготовить школьные уголки «Здоровый образ жизни» (в оргкомитет предоставляются фотографии уголков в формате А4: 21х30 см).
Критерии (каждый критерий – 5 баллов, всего – 20 баллов):
эстетика
научный подход
разнообразие проблем
личный вклад
4.2. Программа Конкурса.
4.2.1. Торжественное открытие:
представление гостей
приветственное слово приглашенных
Порядок проведения конкурсов:
конкурс школьных уголков «За здоровый образ жизни»
конкурс листовок «Здоровый образ жизни»
конкурс презентаций «Вредные привычки»
круглый стол «Вредные привычки и их последствия» (основные проблемы: наркотики, табак, пиво, коктейли, вино, водка, энергетические напитки)
Просмотр видеофильма о здоровом образе жизни
Подведение итогов
Оценка работ проводится по результатам голосования членов жюри
Награждение победителей и наиболее активных участников мероприятия
Мероприятие состоится «___»______ 20___ г. в 13.00 на базе _____ по адресу ___________________.
Приглашается 1 ученик от школы с сопровождающим педагогом.
5. Состав жюри
Председатель: _____________, заведующий Управлением образования г. Таганрога
члены:
________________________________________
________________________________________
________________________________________
По всем вопросам, возникающим при оформлении конкурсных материалов, обращаться в Оргкомитет (e-mail: ___________________; тел. ______________________, Ольга Владимировна Орлова).
Хэммонд К. Дж. Раздельное питание для 4-х групп крови/Пер. с нем. Минск.: ООО Попурри. 2001.
Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. М.: 2000.
Эголинский Я.А., Грабовская В.К. Умственный труд и физическая культура. Л.: 1972.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Правила здорового образа жизни (для школьников)
Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными физическими нагрузками. Обязательно найти для себя подходящий способ двигательной активности, основу которого составляют упражнения аэробного характера.
Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.
Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы, а в свободное время заниматься творчеством.
Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя эффективный вариант выхода из стрессового состояния, научиться предупреждать его.
Выработать, с учетом индивидуальных особенностей своего характера, подходящий способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
Ежедневно заниматься закаливанием своего организма. Чтобы это вошло в привычку, надо испробовать различные закаливающие процедуры (обтирание мокрым полотенцем, обливание холодной водой всего туловища и отдельных его участков, купание, контрастный душ, сауна и т.п.) и выбрать для себя те, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету, спиртное или какое-либо сомнительное вещество.
Ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни, вырастут здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на хорошую работу, крепкую и здоровую семью, счастливую и долгую жизнь.
Приложение 3
Комплекс утренней гимнастики
Необходимо, чтобы в нем были в следующем порядке:
потягивание (8-12 раз),
ходьба (1 минута),
упражнения для рук и плечевого пояса (6-8раз),
упражнения для туловища (6-8раз),
упражнения для мышц живота (8-12 раз),
приседания (30 секунд),
упражнения для ног (8-12 раз),
упражнения силового характера (4-6 раз),
упражнения на расслабление (1 минута),
бег (3-5 минут),
после бега в течение 3-5 минут выполняются ходьба, упражнения на расслабление, углубленное дыхание.
Приложение 4
Способы выхода из стрессового состояния
Выполнить какое-нибудь гимнастическое упражнение
Сделать дыхательную гимнастику
"Уговорить" себя
Принять прохладный душ
Поиграть на музыкальном инструменте (даже если не умеешь)
Почитать любимую книжку
Посмеяться
Вкусно поесть.
Приложение 5
Способы восстановления сил
Посидеть (полежать) 2-3 минуты с закрытыми глазами.
Рассказать несколько анекдотов
Сделать дыхательную гимнастику
Вытянуть ноги, разогнуть позвоночник, отвести руки назад
Полистать книгу с веселыми картинками
Выпить чашку фиточая
Прогуляться.
Приложение 6
Иронические советы
Некурящий человек преждевременно изнашивает свой организм работой без перекуров. А никотин убивает в человеке лошадь. Да и перекур - большое подспорье в профилактике серьезных психических расстройств. Курящие отвлекаются от производственных проблем, шутят.
Каждая улыбка, как известно, продлевает человеческую жизнь на минуту, а каждая сигарета - сокращает на три минуты. Следовательно, достаточно за время перекура три раза улыбнуться и мифический вред табака и вовсе сойдет на нет. Кроме того, временное отсутствие кислородной подпитки мозга заставляет его после перекура работать с удвоенной эффективностью, что не может не сказаться положительно на качестве работы. Этого нельзя сказать о некурящих, мыслительные способности которых к концу дня экспоненциально снижаются из-за монотонной нагрузки и кислородного перенасыщения.