При переходе детей из начального звена в среднее появляется много проблем.Это изменение статуса ребёнка,появление разных учителей- предметников с новыми требованиями и увеличение количества предметов, кабинетная система обучения. Дети начинают адаптироваться. И от учителей и от родителей во многом зависит как пройдёт адаптация.Поэтому классный руководитель должен внимательно отнестись к этому периоду и по возможности направить его в нужное русло вместе с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Мне, как классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и ваши семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности.
Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Основное внимание в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель—учителя-предметники”, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего” в начальной школе на "самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, от внезапной свободы - бегают по школе, исследуя "тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как "старшего”, "выросшего”, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
От вашей поддержки ребенка зависит многое: насколько быстро приспособится он к новым нагрузкам и новой обстановке, останется ли прежней его самооценка...
На какие моменты стоит обратить внимание . - Переход в среднюю школу - это в прямом смысле "новые стены" - незнакомые кабинеты на других этажах школы.
- Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких.
- Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.
- Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности - например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски. Понимал практически с полуслова. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю - тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.
- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.
- Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.
Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:
- Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
- Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
- Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Период адаптации в этом возрасте может оказаться непростым,ибо может развиться дезадаптация.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, я провела диагностический минимум в 5ом классе с целью получения необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
II. Диагностика адаптационного периода пятиклассников
В период с 1 сентября по 22 октября в 5-ом классе была проведена психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и развития.
Диагностика проводилась с целью изучения индикаторов трудностей адаптационного процесса в 5 классе, таких как
«Анкета пятиклассника»,
«Анкета по определению уровня школьной мотивации»,
методика диагностики уровня школьной тревожности.
диагностика «Уровня воспитанности учащихся».
методика «Отношение к учебным предметам.»
Анкета для родителей пятиклассников.
Из анкеты пятиклассников я узнала об увлечениях детей и дополнительных занятиях, какие книги они читали и читают ли вообще, что они умеют, чего хотят. Придти к чему -то общему тут невозможно. Но самое главное- это хотят ли они учиться, каков уровень школьной мотивации. Мотивация- это желание ребёнка учиться, достигать высоких результатов в учёбе.
Результат по выяснению уровня школьной мотивации таков:
Максимальное количество баллов: 30 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше школьная
мотивация.
25-30 баллов — сформировано отношение к себе, как к школьнику, высокая учебная активность. Гриневич Анастасия-26б.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и 'ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20-24 балла - отношение к себе как к школьнику практически сформировано.Баткаев Денис-22б.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.Макишвили Г. И -19б. и Байрамов Т.-17б
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-14 баллов - отношение к себе как к школьнику не сформировано.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Менее 10 баллов - негативное отношение к школе, дезадаптация. Божко К.-9б. и Душкина Е.-5б
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья.
Оказывается, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми. И, напротив, семьи, в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом.
Методика исследования отношения учеников к учебным предметам показала :
предмет
С интересом
равнодушен
Не люблю
Рус. язык
2
2
2
Лит-ра
3
3
Иностр. язык
2
4
Математика
5
1
История
2
4
Природа
3
3
Физ-ра
6
Технология
1
5
Провела я и диагностику уровня школьной тревожности учащихся. Детям был предложен опросник, который состоял из вопросов о том, как они чувствуют себя в школе. При обработке результатов нужно было определить число несовпадений по всему тексту в процентах. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75%- о высокой тревожности. Оказалось:
Таким образом повышенная тревожность только у Баткаева Дениса. Остальные чувствуют себя в школе нормально.
И родители, отвечая на вопрос «Охотно ли Ваш ребенок идёт в школу» отвечают положительно 5 человек. Все считают что их дети приспособились к режиму средней школы, охотно делятся впечатлениями дома, не жалуются.
Входная контрольная работа, проведенная по математике и русскому языку в 5 классе показала, что по математике качество знаний составляет– , уровень обученности – , по русскому языку качество знаний – ,уровень обученности – .Подведенные итоги 1 четверти показывают следующую картину: отличников- нет, хорошисты-Гриневич Анастасия и Душкина Елена, с одной «3»- Макишвили по русскому языку.
Эти показатели вызывают некоторые опасения, однако, для подобного периода являются нормой. Особого внимания в учебном плане требует Божко Кристина, Баткаев Денис.
Для предупреждения дезадаптации учащихся в начале четверти было проведено родительское собрание «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5-й класс», где проводилось обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме адаптационного периода пятиклассников и где родителям были даны рекомендации с целью оказания максимальной помощи детям с их стороны в преодолении адаптационного кризиса (были составлены и выданы соответствующие памятки).
С целью оказания эффективной поддержки учащихся 5 го класса в период адаптации в среднем звене, а также с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новой обучающей среде классным руководителем помимо диагностики адаптационного периода были проведены кл.час«Первый раз в пятый класс» и «Жизнь дана на добрые дела».
Для формирования устойчивой учебной мотивации и низкого уровня школьной тревожности, а также для снятия психоэмоционального напряжения и развития коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителями на классном часе была проведена беседа «Что значит быть хорошим товарищем.» .
Проведён классный час «О друзьях и дружбе» с целью сплочения коллектива.
Проводилась своевременная индивидуальная работа с учащимися в ответ на жалобы учителей-предметников на неорганизованность, неуспеваемость практически по всем учебным предметам, проведена беседа с родителями .
Привлечение учащихся к общественно-полезному труду:
распределение общественных поручений в классе; дежурство;
Проведено несколько бесед по здоровому образу жизни ,а также ведется работа по созданию комфортной зоны классного кабинета: организовано дежурство по классу, озеленение кабинета.
Намечено в дальнейшем с целью не допустить срыва адаптации пятиклассников:
продолжить наблюдение и изучение классного коллектива 5 класса, более тщательно изучить систему личных отношений учащихся в классе для того, чтобы в дальнейшем целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого ребёнка благоприятный эмоциональный климат;
провести классный час «Поговорим о толерантности» с целью развития терпимости у детей к поведению других, к чужим неудачам и успехам;
провести диагностику и оценку интеллектуального развития детей, изучить особенности их памяти и восприятия;
IV. Рекомендации учителю.
Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.
Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде. Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
VI. Рекомендации родителям.
Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.