Нравственное воспитание. Тема: Мы среди людей. Цель и ожидаемый результат: формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданнуюпозицию, проявлять критичность к собственным намерияниям, мыслям и поступкам. На занятии дети в основном работают в парах, микрогруппах, которые формируются путём случайного выбора. Используются игровые задания. Учащиеся учется ставить цели, планировать свою работу, рассуждать, анализировать, делать выводы. В процессе работы формируются навыки анализа и самоанализа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа, тема: Мы среди людей »
Конспект открытого классного часа в 4 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)
2014-15 год
Автор: Дубова Ирина Александровна, воспитатель БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»
Нравственное воспитание
Тема: «Мы среди людей»
Цель и ожидаемый результат: формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Содержание и технология классного часа:
Этап
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
Оборудование
Вводно-
мотива-
ционный
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
________
Учить детей учиты-
вать и адекват-
но оцени-
вать позицию других людей.
Дети получают карточки 4-х видов, на 4-х столах лежат такие же карточки.
З-е: Молча найти себе «подобного» и занять место за столом.
Запись на доске:
«Человек может обойтись без многого, но не без человека».
- Почему с этих слов я начала классный час?
- О чём мы сегодня будем говорить?
___________________
Дети получают карточки с высказываниями, эти же высказывания записаны на доске.
- Как вы понимаете эти слова?
(материалы см. в приложении № 1)
Деление на группы.
Ответы детей.
_____________
Каждая группа получает высказывание. Дети обсуждают его.
Ответы детей.
Личностные (интерес к новому материалу)
Познавательные
(целеполагание)
Познавательные (обобщение)
(Смысловое чтение,понимание и адекватная оценка прочитанного)
Способ-ствовать развитию умения обобщать наблюде-ния, делать простей-шие выводы.
. Разминка «Продолжите фразу»
( приложение № 2)
•В выходной день я встретил на улице нашу учительницу, она меня не заметила, и я …
•Однажды я увидел, что мальчик собирается утопить щенка, и тогда я …
•По дороге из лицея я съел вкусную конфету, но не знал, куда выкинуть фантик, урны нигде не было, и тогда я …
•Мы с мамой шли в магазин, и я увидел ту игру, которую мне давно хотелось, но мама сказала, что не может её сейчас купить, и я …
•Мой друг загнал на дерево бездомного котёнка и бросал в него камнями, а я…
•1 апреля мой друг решил подшутить над девочкой из нашего класса и спрятал её портфель, …
•На большой перемене мы пошли в столовую, мне очень хотелось есть, и я …
•В коридоре лицея на полу валялся кусок хлеба, и я …
___________________
- На предыдущем занятии вы определили свой круг общения, расскажите, с кем вы общаетесь больше, какое общение для вас приятно или вызывает отрицательные эмоции.
___________________
Работа в микрогруппах.
На карточках качества человека, отметьте знаком «+» те качества, которые помогают общению, «-« качества, мешающие общению.
(приложение № 3)
•доброта
•открытость
•подозрительность
•внимание
•душевность
•грубость
•тактичность
•зависть
•скупость
•искренность
•лицемерие
•лживость
•порядочность
•эгоизм
•доверчивость
•честность
(можно обратиться к толковому словарю)
___________________
Проведём эксперимент. Один учащийся выходит из класса, другие получают карточки с отдельными словами пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь». Когда водящий возвращается, дети одновременно называют своё слово. Надо разобрать всю фразу.
-Почему ты не понял?
-Что надо сделать, чтобы ты понял?
Вывод.
Учащимся будут полезны советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению: (читает Пищева Татьяна)
___________________
Игра «В некоторых случаях»
З-е: разместить на 3 поля («всегда», «никогда», «в некоторых случаях») карточки из приложения № 4,
зачитать, те карточки на поле «в некоторых случаях», которые вызвали наибольшие споры.
Обсудить.
Ответы детей
_____________
Работа с кругом общения, выполненном на предыдущем занятии
Ответы детей
_____________
Работа в микрогруппах.
На карточках качества человека, отметьте знаком «+» те качества, которые помогают общению, «-« качества, мешающие общению
_____________
Один учащийся выходит из класса, другие получают карточки с отдельными словами пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь». Когда водящий возвращается, дети одновременно называют своё слово.
Ответы детей.
Вывод.
Пищева Татьяна читает советы Дейла Карнеги
_____________
Учащиеся в группах раскладывают карточки на три поля. Если все согласны с расположением данной карточки, карточка приклеивается, в других случаях идёт обсуждение, приводятся доказательства, примеры, принимается общее решение.
отчитываются о работе (работали дружно, договаривались, выслушивали мнение каждого,…)
Познаватель-ные (постановка проблемы,
рассуждения, поиск и выделение необходимой информации)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Комму-никативные
(выражение своих мыслей с полнотой и точностью)
Регулятивные (выполнение пробного учебного действия, контроль работы партнёра)
Коммуникативные (разрешение конфликтов, управление поведением партнёра)
Коммуника-тивные
(учёт разных мнений, нахождение общего ответа)
Карточки
( приложение № 2)
________
Тетради для классных часов
________
Карточки
(приложение № 3)
Толковые словари
________
Карточки
_________
3 поля, карточки, клей
III.Само-
Анализ.
Учить детей критически оценивать свои поступки, продолжить работу по формированию нравственного сознания, чувств, поведения.
Учить самосто-ятельнос-ти, высказы-ватьсуж-дения по результа-там сравне-ния.
А сейчас мы проверим себя с помощью теста. Прочитайте высказывания в «конфетах». Если вы согласны, обведите конфету.
Анализ теста:
Если вы выбрали больше овальных конфет, то вы вежливый и приветливы с окружающими, у вас много друзей, с вами приятно общаться.
Если «съел больше прямоугольных конфет, то вам надо задуматься над своим поведением, не забывайте приветствовать друзей и старших, будь более внимательным к окружающим, старайся следить за своим внешним видом, будь более собранным.
Я надеюсь, что большинство детей относятся к первой группе, надеюсь, что классный час пошёл вам на пользу.
Выполняют тест, анализируют результат.
Личностные (нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные
(самоконт-роль)
Тест с «конфетами»
IV.Рефлексия
Формировать умения оцени-вать себя
- Какая была цель классного часа?
- Что нового для себя открыли?
-Что нового о себе вы узнали?
- Пригодятся ли вам эти знания? Для чего?
- В чём сомневаетесь?
За что можете похвалить своего соседа на занятии?
Ответы детей.
Регулятивные (удержание цели),
Личностные (развитие способности к самооценке)
Познаватель-ные (обобщение)
Приложение №1
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше.»
Ларошфуко.
Знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения больше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И эта смерть не только от истощения, сколько от ужаса оторванности всех и вся.
Древний историк Геродот рассказывает о весьма разумном обычае вавилонян: «У них не было врачей, и страдающих каким-либо недугом выносили на рынок. Прохожие давали больному советы о его болезни. Молча проходить мимо больного было запрещено: каждый должен был спрашивать, в чём его недуг».
- В чём смысл этого обычая?
«Если бы мне дали задачу определить в двух словах, что такое культура, не та культура, которое образование, ибо образованный человек может быть хамом, а та культура, которой может быть наделён и малограмотный человек, я бы определил её как способность к уважению. Способность к уважению к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре – следовательно способность к самоуважению, к достоинству».
В выходной день я встретил на улице нашу учительницу, она меня не заметила, и я …
Однажды я увидел, что мальчик собирается утопить щенка, и тогда я …
По дороге из лицея я съел вкусную конфету, но не знал, куда выкинуть фантик, урны нигде не было, и тогда я …
Мы с мамой шли в магазин, и я увидел ту игру, которую мне давно хотелось, но мама сказала, что не может её сейчас купить, и я …
Мой друг загнал на дерево бездомного котёнка и бросал в него камнями, а я…
1 апреля мой друг решил подшутить над девочкой из нашего класса и спрятал её портфель, …
На большой перемене мы пошли в столовую, мне очень хотелось есть, и я …
В коридоре лицея на полу валялся кусок хлеба, и я …
Приложение № 3
доброта
открытость
подозрительность
внимание
душевность
грубость
тактичность
зависть
скупость
искренность
лицемерие
лживость
порядочность
эгоизм
доверчивость
честность
Конспект классного часа «Мы среди людей».
1. Деление на группы.
З-е: Молча найти себе «подобного» и занять место за столом.
2. «Человек может обойтись без многого, но не без человека».
- Почему с этих слов я начала классный час?
- О чём мы сегодня будем говорить?
3. Каждая группа получает высказывание. Дети обсуждают его.
- Как вы понимаете эти слова?
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше.»
Ларошфуко.
Знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения больше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И эта смерть не только от истощения, сколько от ужаса оторванности всех и вся.
Древний историк Геродот рассказывает о весьма разумном обычае вавилонян: «У них не было врачей, и страдающих каким-либо недугом выносили на рынок. Прохожие давали больному советы о его болезни. Молча проходить мимо больного было запрещено: каждый должен был спрашивать, в чём его недуг».
- В чём смысл этого обычая?
«Если бы мне дали задачу определить в двух словах, что такое культура, не та культура, которое образование, ибо образованный человек может быть хамом, а та культура, которой может быть наделён и малограмотный человек, я бы определил её как способность к уважению. Способность к уважению к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре – следовательно способность к самоуважению, к достоинству».
4. Разминка «Продолжите фразу»
• В выходной день я встретил на улице нашу учительницу, она меня не заметила, и я …
• Однажды я увидел, что мальчик собирается утопить щенка, и тогда я …
• По дороге из лицея я съел вкусную конфету, но не знал, куда выкинуть фантик, урны нигде не было, и тогда я …
• Мы с мамой шли в магазин, и я увидел ту игру, которую мне давно хотелось, но мама сказала, что не может её сейчас купить, и я …
• Мой друг загнал на дерево бездомного котёнка и бросал в него камнями, а я…
• 1 апреля мой друг решил подшутить над девочкой из нашего класса и спрятал её портфель, …
• На большой перемене мы пошли в столовую, мне очень хотелось есть, и я …
• В коридоре лицея на полу валялся кусок хлеба, и я …
5. На предыдущем занятии вы определили свой круг общения, расскажите, с кем вы общаетесь больше, какое общение для вас приятно или вызывает отрицательные эмоции.
6. Работа в микрогруппах.
На карточках качества человека, отметьте знаком «+» те качества, которые помогают общению, «-« качества, мешающие общению.
• доброта
• открытость
• подозрительность
• внимание
• душевность
• грубость
• тактичность
• зависть
• скупость
• искренность
• лицемерие
• лживость
• порядочность
• эгоизм
• доверчивость
• честность
(можно обратиться к толковому словарю)
7. Проведём эксперимент. Один учащийся выходит из класса, другие получают карточки с отдельными словами пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь». Когда водящий возвращается, дети одновременно называют своё слово. Надо разобрать всю фразу.
-Почему ты не понял?
-Что надо сделать, чтобы ты понял?
Вывод.
8. Учащимся будут полезны советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению: (читает Пищева Татьяна)
9. Игра «В некоторых случаях»
З-е: разместить на 3 поля карточки, зачитать, те карточки на поле «в некоторых случаях», которые вызвали наибольшие споры.
Обсудить.
10. А сейчас мы проверим себя с помощью теста. Прочитайте высказывания в «конфетах». Если вы согласны, обведите конфету.
Если вы выбрали больше овальных конфет, то вы вежливый и приветливы с окружающими, у вас много друзей, с вами приятно общаться.
Если «съел больше прямоугольных конфет, то вам надо задуматься над своим поведением, не забывайте приветствовать друзей и старших, будь более внимательным к окружающим, старайся следить за своим внешним видом, будь более собранным.
Я надеюсь, что большинство детей относятся к первой группе, надеюсь, что классный час пошёл вам на пользу.