МБОУ «Усолинская средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 9 классе на тему
«Культура общения среди подростков».
В рамках республиканского семинара.
Проводил: Социальный педагог
Любимова Л.А.
Дата проведения: 5 февраля 2015 года.
Усола 2015 год.
Проблема: современные подростки употребляют в своей речи сленг и нецензурные слова.
Цель: Формирование навыков положительной речевой культуры.
Задачи:
расширять знания учащихся по вопросам общения;
развивать речь учащихся и их творческие способности;
Воспитывать уважение к культуре речи.
Предварительная работа:
Работа с методическими пособиями.
Предварительная работа с ведущими, с участниками сценки, с рассказчиком стихотворения.
Составление презентации к уроку.
Учитель: «Единственная и настоящая роскошь- это роскошь человеческого общения»
(Антуан де Сент Экзюпери)
« Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческого общения – общение с другими людьми»
(В.А. Сухомлинский.)
Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь.
(В.А.Ожигов)
Учитель: В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия – общение. Общаясь, мы можем соглашаться или сопереживать, или наоборот, противоречить собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга.
Учитель: А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие «общение» ?
(ответы детей)
Передача определенной информации;
взаимодействие партнеров в процессе какой-то деятельности;
процесс воздействия на партнера (доказать, убедить и т.д.);
передача мыслей и переживаний;
вид деятельности, при котором происходит взаимовлияние.
Учитель: Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особенно велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит общение со сверстниками?
Учитель: Да, человек — существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели).
Учитель: А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь.)
Учитель: Далеко не каждый умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. М.В. Ломоносов говорил, что не язык, а именно речь говорящего, а значит, сам говорящий, виноват в том, что «ежели чего точно изобразить не может».
Учитель: Как вы думаете, к чему нас подводит это высказывание?
Учитель: А что вы понимаете под культурой речи?
— Культурная речь — это правильная речь с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.
Ведущий 1 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
И.С. Тургенев
Ведущий 2. Что значит «беречь язык»?
Ведущий 1- От кого его беречь?
Ведущий 2 Разве у языка есть враги?
Ведущий 1- Оказывается, есть.
Ведущий 2 Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?
1. Я балдею от этой песни – она мне нравится.
2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
3. Прикол - шутка.
4. Отпад – замечательно.
5. Тащиться – быть в восторге.
Сценка «Поговорим»
Действующие лица: Мальчик и взрослый
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
-А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чём подъехал, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
Ведущий 2 - А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?
Ведущий 1 Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
Ведущий-2 Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.
Ведущий-1 На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.
Ведущий-2 Сквернословие – смертный грех. Апостол Павел говорил: «Сквернословие неприлично вам, мусор. Сквернословие – язык демонов.»
Ведущий-1 Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.
В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.
Ведущий-2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.
Учитель: Стихи Э. Асадова
«О брани»
Это будут стихи не о том,
Что взволнованно в душу просится,
А совсем о другом, о таком,
И писать – то о чём не хочется.
Но молчанием зла не перечесть:
И без длительных предисловий
Скажем коротко: эта речь,
Уж простите, о сквернословии.
Существует оно давно, злое, грубое, озорное.
И отнюдь не секрет, что оно
Где-то в древности рождено
Горем, пьянством и всё такое….
Всё найдешь в языке богатом:
Юмор, нежность и гневный меч.
Так зачемже чугунным матом
Оснащать человеческую речь?
Говорят, в технический век
Человек – это мысль и дерзание,
Значит, должен такому званию
Соответствовать человек.
Учитель: дорогие ребята, но чтобы наше общение стало полезным, приятным и нужным нам необходимо соблюдать правила общения.
Ведущий-1 Правила для говорящего:
Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи.
Будь вежливым.
Не ставь в центр внимания собственное «Я».
Ставь в центр внимания слушающего.
Выбирай тему, интересную для партнера.
Следи за логикой речи.
Не старайся говорить громче собеседника.
Ведущий-1 Правила для слушающего:
Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.
Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.
Ставь в центр внимания говорящего и его интересы.
Вовремя оценивай речь собеседника.
Учитель: А теперь давайте вспомним Русские народные пословицы и поговорки о слове и речи. Я вам буду читать, а вы должны вспомнить последнее слово.
В добрый час молвить, в худой — ………
промолчать.
Сначала подумай— потом ……..
говори.
Слово не воробей, вылетит не ……
поймаешь.
От доброго слова язык…….
не отсохнет.
Не спеши языком, торопись ……
делом.
Не бросай слова на …….
ветер.
Слово – серебро, молчанье – …….
золото.
Коротко да ясно, оттого и ………
прекрасно.
Красно поле пшеном, а беседа …….
умом.
Кстати промолчать, что большое слово ……
сказать.
Лишнее говорить — себе ………
вредить.
На добром слове кому не ………
спасибо.
Не шути с таким шуток, кто на всякое слово ……
чуток.
Складно бает, да дела не ……..
знает.
Учитель: У Владимира Солоухина есть замечательное стихотворение
«Слово о словах»:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит, иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учитель: Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.