Конспект внеклассного мероприятия Родина - земля отцов и дедов
Конспект внеклассного мероприятия Родина - земля отцов и дедов
Данное мероприятие знакомить детей с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами, воспитывает уважительное отношение к традициям предков.
Занятие проводится в форме путешествия и имеет коррекционную направленность. Создание определённой игровой обстановки: музыка, переносящая в прошлое, распределение ролей между учениками и учителем, возбуждает творческую фантазию, способствует раскрепощению детей.
В ходе занятия используется много различных методов и приёмов, позволяющих менять виды деятельности детей. Занятие эмоционально насыщенное - это способствует развитию эмоционально-волевой сферы у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия Родина - земля отцов и дедов »
Родина-земля отцов и дедов
Цель: формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа.
Задачи:
Познакомить детей с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами.
Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.
Воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному.
Оформление: декорации русской избы, старинные бытовые предметы, народный костюм.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отправилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чём?
Дети: на машине, поезде и так далее.
Воспитатель: Да, путешествовать можно по-разному, а я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. Во время путешествия вы познакомитесь с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами. Продемонстрируете свои знания, умения. Я думаю, что после нашего путешествия , вы будете уважать и бережно относиться к традициям наших предков и ещё больше полюбите нашу русскую землю. Ребята, а вы мне скажите: «А как же мы сможем путешествовать во времени?» Да очень просто, а помогут нам наше воображение, фантазия, смекалка. Приготовьте ладошки - это двери нашей машины времени. Закрыли двери и отправились в путь(звучит музыка)
Ребёнок: Великий дар – единожды родиться,
Вдохнуть,
Раскрыть глаза –
И на века
Увиденному миру удивиться,
Где дом и поле, роща и река.
Воспитатель: Эти замечательные стихи и волшебная музыка привели нас на русскую землю. Родился человек, у него есть родители – папа и мама. Его близкие люди живут, как правило, недалеко друг от друга на земле, которая называется – Родина.
Ребята, а что такое Родина?
Дети: Это место, где человек родился.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Это малая Родина. А все русские люди называют своей родиной какую страну?
Дети: Россию.
Воспитатель: Да, ребята, у каждого народа есть своя Родина. Это место, которое когда то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь свои корни, основали свой род. Посмотрите, ребята, как интересно. Деревья, цветы не могут жить без корней. И человек имеет свои корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали её частью, но они и часть рода – наши предки.
Древние люди представляли, что род – это божество, живущее на небе. Лицо Бога видеть нельзя, но можно представить его образ. Вот так, например, представил его художник (показ иллюстрации) .
Сидит на небесном троне старец. Каким он вам кажется?
Дети: Мудрым
Воспитатель: А в руках он держит книгу. Это, ребята, « родословная» - книга, где записаны все дела рода, добрые и не очень. Вот и вы можете прославить свой род добрыми делами или огорчить плохими поступками. Всё в ваших руках. По делам вас будут помнить и судить в роду.
Скажите, ребята, а что общего во всех этих словах: «род» , «родина», «родители», «родиться»?
Дети: Корень, это слова однокоренные.
Воспитатель: Правильно. Родословную часто изображают в виде древа, дерева с корнями (предками) и кроной (потомками). Древо проглядывает и в слове «здравствуйте». «Здравствуйте» звучит как пожелание быть могучим деревом. Корень «древ» можно обнаружить во многих словах русского языка – и не случайно. Ведь дерево играло огромную роль в жизни наших предков. Русь до недавнего времени называли деревянной страной. Ребята, а кто мне скажет, как назывался русский дом?
Дети: Изба
Воспитатель: А из какого материала он сделан?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Избу срубить дело не простое, это не только четыре угла, да крыша. Русские крестьяне ставили дом прочно, основательно на века. И чтобы жить в нём было уютно и удобно, и чтобы всякий, кто смотрит, порадовался. И самое интересное, что избу складывали без единого гвоздя.
Давайте, ребята, войдём в дом и посмотрим, как жили наши предки.
(выходит хозяйка)
Хозяйка: «Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко. (усаживает гостей) Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?»
Дети: Гостям – то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам.
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Добрый Иван – и людям и нам, а худой Иван – ни людям, ни нам. Ой, красны девицы, да добры молодцы! Расскажу- ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте, да на ус мотайте, думайте, да соображайте. Соберёмся, бывало, вместе парни и девки. Смех, разговоры, девицы песню заведут. Сами же одна другой краше. Рубахи на них шёлком шитые, сарафаны – как цветы в поле, яркие, да нарядные. А наряды-то сами шили, расшивали, да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Наш крестьянский костюм состоял из рубахи, поневы,передника, головного убора – «сороки» или «кички».
Воспитатель: Посмотрите, что находится в правом углу?
Дети: Икона
Воспитатель: Красный угол – это почётный угол дома. Под иконами сидел за столом хозяин или уважаемый гость. А какая мебель в избе и из чего она сделана?
Дети: Деревянные столы, лавки, полки.
Воспитатель: А сейчас, ребята мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки и как вы знаете предметы старины.
Не бык, а бодается,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт
Сам в угол идёт
(ухват)
Зимой много ест,
Летом много спит
Тёплое – тёплое
Крови нет,
Сесть на неё - сядешь,
А не везёт
(печь)
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись со двора
(коромысло)
В небо дыра, в землю дыра, а
в середине огонь и вода
(самовар)
Длиннохвостая лошадка
привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот-
Открывай пошире рот
(ложка)
Дыр много, вылезть некуда
(сито)
Стоит толстуха – деревянное брюхо,
Железный поясок
(бочка)
На пальце одном ведёрко
Вверх дном
(напёрсток)
Морщинистый Тит всю деревню
Веселит
(гармонь)
Таять может, да не лёд
Не фонарь, а свет даёт
(свеча)
Жёлтый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
А внутри секреты есть
Может пять, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская….(матрёшка)
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что это за предмет у меня в руке?
Дети: Это трещотка.
Воспитатель: Это и замечательная игрушка, и музыкальный инструмент. А если её раскрыть, то получится солнышко. Наши предки считали солнце божеством, покланялись ему, вышивали, вырезали, рисовали. Скажите, а можно изобразить солнце, не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов?
Дети: Можно с помощью рук.
Воспитатель: Давайте с вами встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло, свои ладоши друзьям. Название «ладоши» произошло тоже от имён древних богов. Говорят, жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь, гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить в мире. Ну, а теперь давайте поиграем.
Хороводная игра.
(по кругу ходит водящая)
Водящий: Ты пусти в огород, ты пусти во красен
Все: Те по щё во город, те по щё во красен
Водящий: Мне девиц смотреть, красавиц выбирать
Все: Тебе коя люба, коя прехороша, коя лучше всех
Водящий: Мне - ка эта люба, эта прехороша, эта лучше всех
(с этими словами водящий выводит из круга выбранную девочку и взявши своей левой рукой её правую руку, с пением быстро ведёт по кругу)
Все: Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Мальчик: Эй, сударыни – вострушки,
Запевай давай частушки!
(девочки исполняют частушки)
Если б не было воды,
Не было б и кружки
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки.
Эх, топни нога, топни правенькая
Я плясать пойду хоть и маленькая
Пойду плясать по соломушке
Раздайся народ по сторонушке.
Если б не было погоды
Не пошёл бы снова снег
Если б не было милёнка
Не пошла бы сюда ввек.
С горы камушек свалился
В быстру реченьку попал
Мой милёночек женился
Не богаче меня взял
Сшей-ка батюшка сапожки
Вдоль деревни мне ходить
Накладу часты следочки
Пускай миленький глядит
(выбегают мальчики и пляшут вприсядку)
На горе стоит телега
Слёзы капают с дуги
Под горой стоит корова
Надевает сапоги
Хозяйка: Ой, молодцы, ребятушки! Вот порадовали меня своими знаниями, частушками, да плясками. Ну, а мне хочется вам пожелать, чтобы вы копили добро в вашей душе, копили любовь к земле, на которой живёте. Пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля, наши богаты трудом да любовью!
Ребёнок: Отдохнули все по праву
Прадедам воздали славу
Что ж, теперь домой пойдём
Что узнали, не забудем
Долго-долго помнить будем
Дело по душе найдём!
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам занятие? Что именно вам понравилось?
А теперь я проверю, что же вы запомнили во время нашего путешествия и проведу небольшую викторину.