В ходе занятия ребята познакомятся со сведениями о зарождении музыкального искусства, им будут предложены задания как занимательного, так и эстетического характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Корригировать аудильное и визуальное восприятие, воображение, эмоционально-волевую сферу.
Воспитывать эстетический вкус, интерес к музыке, её внутреннему содержанию.
Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, игры, иллюстрации, сигнальные карточки, альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия:
Орг. момент
Звучит музыка. Ребята, закройте глаза. Давайте послушаем музыку. Что вы представляли, когда слушали эту музыку?
Введение в тему
сообщение темы
Что помогло вам представить всё это? Сегодняшнее занятие будет посвящено музыке. Мы отправимся путешествовать в музыкальную страну. Сегодня будет звучать разная музыка: серьёзная и весёлая, медленная и быстрая. Музыка живёт всюду и всегда. Её можно услышать в шуме ветра, в капельках дождя.
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт:
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода,
Это весенней песней своей
Мир наполняет природа.
Тихие слёзы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт-
Только прислушаться надо!
Игра для коррекции зрительного восприятия «Цветные полоски»
Но прежде, чем мы окажемся в стране музыки, нам надо выполнить такое задание. Разложите цветные полоски в той же последовательности, в какой я расставила картинки. Закройте глаза. Что изменилось? Расположите свои полоски так же (3-4 раза). Здесь полоски разных цветов. Какой цвет выражает и создаёт хорошее настроение, радость, счастье? Какой цвет больше подходит к мрачному настроению, выражает горе, печаль?
Основная часть
рассказ воспитателя
Трудно найти человека, который не любил бы музыку. Музыка сопровождает нас всю жизнь: в колыбели мы слышим песню мамы, позже поём задорные песни с героями любимых сказок и мультфильмов; повзрослев, любим слушать и петь песни в кругу друзей. Музыка издавна сопутствует человеку. В древности музыку считали даром богов. Так, у греков есть миф. Согласно ему, прекрасная богиня охоты Артемида, выстрелив однажды из лука, обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Она натянула на лук три тетивы и стала извлекать звуки из оружия. Так появилась музыка и музыкальные инструменты. Музыка помогает нам жить и трудиться, отдыхать и развлекаться. Музыка учит нас чувствовать и понимать красоту. Но для этого мы должны уметь её слушать и слышать.
задание «Вспомни, нарисуй и назови»
Детям предлагается прослушать несколько (4-6) мелодий, отрывков из песен. Слушая каждую мелодию, они должны нарисовать всё, что представляют при этом. После прослушивания всех мелодий воспитатель предлагает детям посмотреть на свои рисунки и вспомнить по ним те песни, которые они услышали. Учащиеся могут назвать исполнителя, название песни или просто строки из неё.
шарады
Музыка разговаривает с нами на языке звуков. Какими знаками они записываются на бумаге? (нотами). Знаете ли вы ноты? Попробуйте разгадать шарады, загаданные с помощью нот.
Эта нота и еда в кулинарии нам нужна. (Соль.)
Две ноты завершило НО, игра зовётся? (Домино)
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
Начало – нота, а потом – оленя украшение.
А вместе- место оживлённого движения. (Дорога)
4) музыкальная пауза (физминутка)
5) беседа
Любите ли вы слушать музыку? Почему музыка не оставляет нас равнодушными, трогает, волнует?
6) рассказ воспитателя
В чём же заключена магическая сила музыки? Она обладает удивительной способностью: она способна воплощать внутренний мир людей. Создавая музыку, композитор вкладывает в неё свои чувства, передаёт своё настроение, душевное состояние. Воспринимая музыку, мы находим в ней отзвук того, что трогало, волновало её создателя, находим что-то общее со своими чувствами и переживаниями. Поэтому одни песни мы слушаем, когда нам грустно, другие- когда хотим повеселиться. А умеете ли вы чувствовать музыку, мы сейчас узнаем.
7) игра «Музыка и наши чувства»
На картинках – лица людей, охваченных разными чувствами. Детям предлагается прослушать музыкальный отрывок и пообобрать соответствующую иллюстрацию. Какое настроение, чувство вызывает эта мелодия? Подберите цвет настроения этой музыки из карточек, лежащих у вас на столе. Какое чувство вы чаще испытываете, слушая музыку?
Спойте свою любимую песню. Какое настроение и цвет у вашей песни?
Итог занятия
Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, оно научило вас лучше чувствовать и понимать музыку, красоту окружающего мира. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Характеристика работы класса.