I. Звучит песня Ю.Ч. Кима «Точка, точка, запятая».
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик —
Появился человечек!
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки Уведут его,
Как он будет жить на свете —
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали, Только и всего!
«Что вы, что вы! Это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка Выйдет человек!»
Впрочем, знают даже дети, Как прожить на белом свете; •Легче этого вопроса
Нету ничего!
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым, Умным, честным,
сильным, добрым —
Только и всего!
Как всё просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить!
А потом идти придется
Через горы и овраги...
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить!
II.Классный руководитель предлагает детям подумать о том, какие они сейчас, и создать «Портрет моих ресурсов».
Пользуясь формой синквейна (белого стиха, состоящего из 5 строк), дети помещают на шаблоне человечка существительное, ( 1 строка) выражающее понимание каждым из них своего я(кто я?); на голове — 2 прилагательных (какой я?); на руках— 3 глагола (что я умею?);
на ногах — фразу, состоящую из 4 слов и отражающую основные качества личности; на туловище — 1 слово, обобщающее представление о себе.
( дети работают в группах по 4-5 человек).
Свои синквейны ребята вывешивают на доске, комментируют.
III. Педагог подводит итог этого этапа проектирования с помощью стихотворения Л.А. Моругина «Я рисую человечка»:
Я рисую человечка,
Вышел он прямой, как свечка.
На кого же он похож?
Посмотрите, как хорош!
А у Нади и Саши
Человек объелся каши —
Круглый, добрый и веселый?
Очень сильный и здоровый.
Бекзата мальчик — великан.
У Андрея — атаман.
А у Степки он худой,
С ярко-рыжей головой.
А у Славика девчонка,
Словно Быкова Аленка,
Паша негра рисовал —
Сам от краски черным стал.
Люди разные на свете,
Словно человечки эти.
IV. Учитель обращает внимание учеников на то, что с годами каждый человек меняется и каким он станет, зависит от него самого. Затем предлагает детям представить себя выпускниками 9-го класса и разработать «Проект моего "Я"».
Каждому ученику выдается проектная матрица. Человечек из «Портрета моих ресурсов» помещается в первое окошко. В последнем окошке дети создают свой предполагаемый " портрет выпускника 9-го класса, выполненный в технике «коллаж». Первое и последнее окошко соединяет «лестница», каждая ступенька которой — шажок на пути к идеалу. В итоге создается программа действий по самосовершенствованию.
Проектная матрица «Проект моего "Я"»
узнать
научиться
изменить
достичь
сделать
развить
задуматься
Портрет-коллаж
«Я-выпускник»
Портрет моих ресурсов (шаблон человечка)
V. Педагог предлагает детям взять составленные проекты и сверять с ними свою жизнь в ближайшие годы.
стихотворение Е.М. Винокурова
Как хорошо лицо свое иметь…
Тот смотрит робко, этот смотрит гордо.
Тот любит в лодке с удочкой сидеть,
Другой в восторг приходит от кроссворда.
Походка есть у каждого своя, и каждый носит шарф, какой захочет.
На шутку у того чуть дрогнут губ края, а тот как сумасшедший захохочет…
Как хорошо, что каждый не похож
На своего соседа! И прекрасно,
Что он и я – мы не одно и то ж,
Стоим – кто как. Шагаем разно.
О, яростная эта пестрота!
Свое лицо мы добываем с бою.
Страшимся мы, как видно, неспроста,
Быть, как икринки, схожи меж собою!
Педагог:
Закончим наше мероприятие мы песней Ю. Энтина « Ты человек».
Помните всегда эти слова:
«Ведь ты человек,
Ты сильный и смелый,
Своими руками
Судьбу свою делай,
Закон уважай,
На месте не стой,
Пойми, не бывает
Дороги простой!»
( Материал в помощь детям)
любознательность (потребность и интерес к познанию окружающего мира);
самоуважение;
понимание собственной ценности для себя, близких и родных людей;
эстетический вкус (умение видеть красоту окружающего мира, обладать чувством прекрасного);
сформировать умений и навыки
умений устанавливать добрые, коллективные отношения
участвовать в совместной деятельности в классе;
знания правил поведения;
умение правильно оценивать свои действия, поведение одноклассников,
соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
знание и выполнение правил личной гигиены,
соблюдение режима дня,
стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
уверенность в своей способности в какой-либо деятельности;
чувство собственной значимости.
умением высказывать и отстаивать свою точку зрения;
владеет навыками неконфликтного общения;
способен строить и вести общение в различных ситуациях;
отличается умением видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни;
в общественной и трудовой деятельности обладает высоким уровнем добросовестности и инициативы;
испытывает потребность в здоровом образе жизни.
чувством собственного достоинства и потребностью в самореализации;
знает и адекватно оценивает свои способности, возможности, качества;
владеет знаниями и умениями, соответствующими требованиям учебных программ школы;
владеет культурой общения и поведения, ведет здоровый образ жизни.
Примеры синквейнов
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Первый пример:
Человек. Сильный, умный. Пытается, ошибается, стремится. Желания властвуют над ним. Живой.
Второй пример:
Человек. Красивый, стройный. Разговаривает, мыслит, рассуждает. Владеет силой менять мир. Венец природы.
Третий пример:
Человек. Теплый, растущий. Питается, двигается, дышит. Способен разговаривать и думать. Живой организм.