Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия экологического кружка по теме " Кактусы" »
Конспект занятия экологического кружка «Друзья природы».
Тема: Кактусы
Учитель начальных классов:
Водышева Людмила Николаевна
Цели занятия:
расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Оборудование:
мультимедийное сопровождение, компьютер,
энциклопедии, микроскопы, кактусы, иллюстрации.
Ход занятия.
1.Организация класса.
2.Психологический настрой.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое качество вы больше цените в людях?
Ученик: Доброту.
Ученик: Трудолюбие.
Ученик: Сострадание.
Ученик: Милосердие.
Ученик: Дружбу.
Ученик: Честность.
Учитель: Только тот, ребятки, у кого доброе сердце и чистая душа, способен любить и беречь окружающую нас красоту. Послушайте такие строки.
Я сорвал цветок - и он завял, Слайд №2.
Я поймал жука - и он умер у меня на ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Л.Фесюкова.
Учитель: Так давайте беречь каждую травинку в поле, каждую берёзку в лесу, радоваться чистому небу, ясному солнышку и радовать друг друга.
Начинаем работу нашего кружка.
3.Постановка проблемы.
На доске таблицы со словами: маммилярия, эхинопсис, цереус. пейреския. Слайд №3
Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этих словах?
Ученики: Это какие-то названия.
Ученик: Может быть, это название растения или животного.
Учитель: Разгадка этой тайны у меня в чёрном ящике (показываю его).
Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
На моём окошке поселился ёжик.
Всё глядит в окошко,
А гулять не может.Слайд№4
Ученики: Это кактус.
Учитель: Почему вы так решили. Докажите.
Ученики: Кактус колючий, как ёжик.
Кактус растёт на окошке.
Учитель: Так какой будет тема нашего занятия? Сформулируйте её.
Тема занятия: Кактусы. Слайд№5
3.Актуализация знаний.
Учитель: Что вы знаете о кактусах?
Ученики: Кактусы растут в пустынях Америки. У этих растений очень длинный корень, чтобы доставать воду из земли, чтобы выжить в суровых условиях жизни.
Учитель: Ребята, среди растений, украшающих наши комнаты, странно видеть зелёные палки или шары, покрытые острыми колючками. Зачем таких уродцев держат на окнах? Что в них красивого и интересного?
Ученик: Кактусы интересны своей оригинальной формой.
Ученик: Кактусы интересны выносливостью.
Ученик: У кактусов замечательные цветы.
Ученик: Многие люди собирают коллекции кактусов.
Учитель: Ребята, любителей кактусов называют «кактусистами»
Кактусы привлекают внимание не только любителей комнатных растений, но и ботаников, изучающих жизнь растений. На кактусах изучается приспособленность растений к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать.
Кактусов известно около 3 тысяч видов. Форма стеблей бывает самой разной: от шара до гигантских колонн. Колючки тоже бывают разной формы и размеров. У некоторых колючки длинные и толстые, похожие на волосы белого цвета, достигающие 10см в длину. Хозяева даже моют их шампунем, расчёсывают и заплетают. Слайд №6,7,8,9
Учитель: Ребята, послушайте, о чём нам расскажет Артём.
Он сегодня мой помощник. Слайд №10
Артём: Я расскажу вам о столбовидных кактусах-цереусах. Зелёные колонны, толщиной в полметра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде подсвечника. Кактусовые заросли имеют фантастический вид: стволы цереусов походят на вздыбленных чудовищ, покрытых колючками, как чешуёй. Кажется, что эти чудовища вот-вот зашевелятся, схватят и растерзают своими страшными когтями. Пробираясь среди кактусов ночью, при лунном свете, чувствуешь, что попал в царство кошмаров. У старых цереусов высохшая древесина белая и сквозная, а длинные волокна развеваются на ветру. Они возвышаются будто гигантские привидения. Путешественники поджигали высохшие кактусы, и они освещали пустыню на далёкое расстояние. Ярко горели отломленные куски кактусов и в руках всадников. Поэтому цереусы и называются факелами пустыни.
Учитель: Ребята, что вы хотели бы ещё узнать о кактусах?
Давайте определим круг вопросов. Слайд № 11
а) Почему у кактусов такой толстый стебель?
б) Что находится внутри кактуса?
в) Едят ли животные кактусы?
г) Все ли кактусы цветут?
4. Поиск решения проблемы через выдвижение гипотез.
Учащиеся работают в группах.
Учитель: Ребята, предположите, почему у кактусов такой толстый стебель. Я слушаю вас.
Ученики: Может быть, это связано с тем, что у него внутри.
Учитель: Давайте проверим.
5.Практическая работа.
У вас на столах микроскопы. Старшеклассники приготовили препараты со срезом кактуса. Посмотрите в микроскоп и скажите, что вы увидели?
Ученики: Что-то зелёное и пузыри.
Учитель: Как вы считаете, что это может быть?
Ученики: Наверно, это вода или сок кактуса.
Учитель: Послушаем, как это объясняют учёные. У вас на столах лежат энциклопедии. Найдите ответ на этот вопрос. (Ученики по оглавлению находят нужную информацию и зачитывают сведения)
Учитель: Так почему у кактусов такой толстый стебель?
И что находится внутри кактуса?
Сделаем вывод.
6.Проверка гипотезы с помощью учителя.
Кактусы растут в пустыне, где три четверти года нет дождей. Всё их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. Кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой. Стебли крупных экземпляров накапливают до 2 тонн воды. У кактусов нет листьев, вместо них торчат колючки. Во время жары они почти совсем не испаряют воду, удерживая свои запасы. А после хорошего дождя кактус на 90% может состоять из воды.
Учитель: Ребята, как вы считаете, едят животные кактусы?
Ученики: Кактусы ведь колючие, это защита их от поедания животными.
Учитель: Вы правы. А как вы считаете, цветут ли кактусы?
Послушайте, что вам хочет рассказать Аня. Слайд№12-27
Кактусы цветут, как правило, регулярно и обильно. Замечательны цветки у кактуса « царица ночи» - до 30 см в диаметре и пахнущие ванилью. Опыляют цветки насекомые и птицы, иногда - летучие мыши. Плоды кактусов похожи на крупные ягоды, у многих видов они сочные и съедобные.
Съедобны и стебли кактусов. Путешественник с успехом может утолить ими жажду. Идут они и в корм скоту. Тем более что среди кактусов нет ядовитых.
Человек научился получать немалую пользу от кактусов. Сухие стебли идут на топливо, скотоводы делают из них изгороди. Многообразно используют кактусы и для питания: делают пастилу, сироп, варенье и цукаты. Плоды некоторых видов кактусов имеют разнообразный вкус: земляники, крыжовника, апельсина.
7.Продолжение работы в группах.
Учитель: А теперь поговорим об уходе за кактусами. Каждая группа получает своё задание. На столе у каждой группы лежат энциклопедии. Найдите ответы на свои задания. Слайд № 28
1группа-отношение к свету;
2 группа-отношение к влаге;
3 группа-отношение к почве;
Идёт коллективное обсуждение. В ходе обсуждения на доске появляется памятка ухода за кактусами. Слайд №29
1.Кактусы любят свет и тепло.
2.Поливать после того, как почва станет совсем сухой.
3.В горшке делать дренаж из битого кирпича и крупного песка.
8.Итог занятия.
Учитель: Что было интересного?
Что узнали нового?
Что было бесполезного?
Ученик: На занятии я узнал, что кактусов много видов.
Ученик: А я узнал, что стебли многих кактусов накапливают до 2 тонн воды.
Ученик: Мне было интересно работать с микроскопом.
Ученик: Работать в группах было интересно. Мы читали научную статью, находили нужный материал и делали выводы.
Ученик: Мне захотелось развести кактусы дома и ухаживать за ними.
Учитель: Ребята, посмотрите, что стоит у моего компьютера.
Ученики: Кактусы.
Учитель: Как вы считаете, почему?
Ученики: Наверно, кактусы берегут наше здоровье.
Учитель: Верно. Чтобы сохранить здоровье, около компьютера рекомендуется ставить кактусы.
А ещё считается, что кактус- символ благополучия в семье. Наш класс- это наша семья. Я дарю каждой группе кактусы, давайте соберём в классе коллекцию кактусов.
Учитель: Ребята, узнать о кактусах вы можете в этих книгах:
1.Верзилин Н.С. Путешествие с домашними растениями-. М.; Детская литература, 1996.
2. Залетаева И.А.Книга о кактусах. - М.; Колос, 2002.