Конспект занятия на тему "Путешествие в русский лес"
Конспект занятия на тему "Путешествие в русский лес"
Данное мероприятие расширяет знания детей о лесе, о его растениях и животных.
Развивает творческие способности детей, воспитывает заботливое отношение к природе. Занятие проводится в форме путешествия и имеет коррекционную направленность. Создание определённой игровой обстановки, распределение ролей между учениками и учителем, возбуждает творческую фантазию, способствует раскрепощению детей.
В ходе занятия используется много различных методов и приёмов, позволяющих менять виды деятельности детей. Занятие эмоционально насыщенное - это способствует развитию эмоционально-волевой сферы у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Путешествие в русский лес" »
«Путешествие в русский лес»
Цель: закрепить и расширить знания детей о лесе, о его растениях и животных. Воспитывать заботливое отношение к природе. Развивать творческие способности детей.
Добрый день ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами отправимся в русский лес , где вспомним много интересного, узнаем много полезного.
Сегодня в лес тебя зову
Я музыкой своей.
Там желтоглазую сову
Увидишь средь ветвей.
Ежа у мшистого пенька
И дятла на суку.
Услышишь ты издалека
Весёлое «ку-ку».
То нежной трелью соловья.
То хрустом на тропе
В лесу дорогу буду я
Указывать тебе.
Звенеть заставлю я ручей
И шелест и листву
Иди за музыкой моей
Ау - ау-ау.
(звучит красивая музыка, появляется царь Берендей и продолжает.)
Берендей: Сияет солнце, воды блещут
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом,
Поют деревья, блещут воды
Любовью воздух растворён
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоён.
( музыка затихает, включается яркий свет, звучит музыка, под которую вваливаются туристы).
I турист Сегодня мы пришли гулять
Благо лес рукой подать!
Закупили все подряд
Пищу, спички, лимонад.
II турист Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой он всё вместит
Лес, он что, ничей?
Все (хором): Ничей.
III турист: Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на « ты».
I турист: Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки-
В море пусть плывут посылки!
II турист: Мы цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!
(Один из туристов включает магнитофон, звучит тяжёлый рок. В это время другие срывают цветы, разбрасывают банки, бумагу, бутылки.) Появляется лесная Фея и Берендей.
Берендей: Что за шум в лесу моём?
Что случилось, не поймём
Кто здесь все переломал
Разбросал и ободрал?
Лесная Фея: Всё так изранено в лесу
Как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березы ножиком пырнул
Какой – то живоглот
Мне кажется из – под коры
Моя слеза течет
От этой черствости людской
Болит душа моя
Под исколеченным дубком
Не ветер плачет – я.
Берендей: За такое поведенье
Вас судить – моё решенье!
III турист: Что ты, что ты Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Берендей: Ранним утром
В лес весенний выйду я
Что за чудо дерево в цвету!
Я боюсь, что правнук,
Мне завидуя
Не застанет эту красоту
На душе от этих дум тревожно
Над тобою жизнь – Домоклов меч
Неужели люди, невозможно
Лес цветущим правнукам сберечь?
Лесная Фея: Как вы думаете, ребята можно сберечь лес и сад, и поле, и все что нас окружает?
Дети: Можно.
Лесная Фея: А что мы должны для этого сделать?
Дети: Мы должны беречь природу.
Лесная Фея: Правильно, ребята, чтобы сберечь природу, мы должны соблюдать ряд правил, которые должны стать естественными для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». Вот сегодня наша с вами задача вспомнить все эти правила и научить наших героев туристов « Как нужно вести себя в лесу». А поможет нам в этом « Азбука по охране природы»
Берендей: А ну-ка мои помощники – гриб Боровик и Земляничка, принесите нам учебник по охране природы.
(Гриб боровик и земляничка выносят учебник).
Лесная Фея: Ребята, вот незадача в азбуке нарисованы одни знаки, а вам нужно назвать правило к каждому знаку. Итак, будьте очень внимательны.
Правило № 1.
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Лесная фея: Дети, а как вы думаете, почему нельзя ломать деревья? Какую пользу они приносят?
Дети: Растение – это живое существо, они выделяют в воздух кислород, задерживаю пыль.
Лесная фея: Дети, посмотрите на рисунок. На нем нарисованы три дерева. Вы должны, внимательно посмотреть и подумать: какое дерево росло в густом лесу, какое в открытом поле, а какое в городе и объяснить, почему вы так думаете?
Ответ: 1. Пышная крона у дерева, растущего в открытом поле.
2. Узкое и высокое дерево выросло в густом лесу.
3. Дерево выросло в городе, потому что оно не ровное и чахлое. Оно подвергалось вредным воздействиям.
Лесная фея: А сейчас, я предлагаю вам по описанию узнать и назвать дерево.
1. Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч
Я кормлю свиней и белок
Ничего что плод мой мелок.
(дуб).
2. Хоть не плохо я одета
Бьёт озноб меня всегда
И весной и жарким летом
Вся дрожу как в холода.
(осина).
3. Пламенею без огня,
Снегирей спасаю я
И нередко про меня
В песнях вспоминают.
(рябина).
4.С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед
А меня всё обижают
Кору тонкую сдирают
(липа).
5. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна).
Лесная фея: Молодцы, ребята, как я вижу, вы деревья знаете. Итак, следующий знак.
Правило № 2.
Не повреждай кору деревьев.
Лесная фея: Почему этого нельзя делать?
Дети: Потому что деревья живые, и они перестают расти, и долго мучительно умирают.
Лесная фея: Дети, а теперь отгадайте загадку, о каком дереве в ней говорится?
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
Дети: Это берёза.
Лесная фея: Правильно, дети. Что вы можете рассказать об этом дереве?
Дети: Берёза является символом Росси, потому что она растёт только у нас в стране. На земле существует более 140 видов берёз. Это очень красивое дерево. Про берёзы сложено очень много стихов, песен. Из древесины делают мебель, берёзовые дрова обогревают жилище. В березовом соке очень много витаминов.
Лесная фея: Я знаю, ребята, что вы любите берёзовый сок и весной очень часто его собираете. А что нужно сделать после того, как вы собрали березовый сок?
Дети: Нужно замазать ранку на дереве.
Лесная фея: Правильно, ребята. А теперь послушайте стихотворение про это замечательное дерево.
Ребенок: И весел звучный лес,
И ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь
Своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
Следующее правило № 3
Не рви цветов в лесу и на лугу!
Лесная фея: Почему нельзя этого делать?
Дети: В вазе цветок очень быстро погибает. А в лесу и на лугу он очень долго радует наш глаз. Из-за нашей привычки рвать цветы, многие из них исчезли. Букеты можно составить из прекрасных цветов, выращенных человеком.
Ребёнок: Берегите цветы!
Они нужны
Они – как нежность,
Сильнее зла, сильнее всего
на свете,
Сильнее смерти и сильной
Войны.
Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая
Они цветут, сердца отогревая.
Лесная фея: А сейчас, ребята, мы проверим, как вы знаете лесные растения. У меня нарисованы листья разных растений. Ваша задача не только назвать растение, но и вспомнить, какую пользу они приносят.
Малина - Её принимают при простуде, гриппе. Она является потогонным, обезболивающим средством. Её используют при лечении желудочно-кишечных заболеваний и даже сахарного диабета. Отвар цветов малины-хоршее средство для ухода за кожей, ягоды малины используют в кулинарии.
Черника – используется как противовоспалительное средство, ягоды полезны для восстановления зрения и лечения, кожных заболевание, листья входят в состав лекарств. Так же применяют в кулинарии.
Земляника – очень вкусная. Из её листьев заваривают чай, земляникой лечат цингу, авитаминоз и даже туберкулёз.
Ландыш – используют для изготовления косметики.
Лесная фея: Ребята, у меня для вас есть ещё одно задание. Я приготовила чай из лекарственных трав. Вы должны по вкусу определить, что это за травы, и какую пользу они приносят.
Мята – является успокаивающим средством.
Шиповник – является мочегонным средством.
(дети так же по вкусу и внешнему виду узнают ягоды: бруснику и клюкву).
Следующее правило №4.
Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить зверей.
Лесная фея: Почему нельзя трогать яйца в гнездах?
Дети - потому что птицы могут бросить гнездо или уничтожить яйца.
Лесная фея – дети, как бы вы повели себя в данной ситуации.
Дети шли по лесной тропинке и вдруг они услышали шелест. Под кустом сидел, притаившись, маленький ёжик. Лена закричала « Ребята, какой он хорошенький, давайте возьмём его домой!»
Как вы думаете, что ответили ей ребята?
Дети – Ребята ответили, что ёжика с собой брать нельзя, потому что они не смогут заменить ему ежиху – мать.
Лесная фея – А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Лесные веселушки». Каждый игрок будет изображать кого – то из животных. А вы должны будете отгадать, кого он изобразил.
(идет игра).
Ну, вот мы с вами немного отдохнули и продолжим наш разговор.
Зимой животным и птицам приходится очень туго. Как вы думаете, что страшнее для птиц зимой холод или голод?
Дети – Для птиц зимой страшнее голод.
Лесная фея – почему вы так думаете?
Дети – потому что зимой им очень трудно добывать себе корм.
Лесная фея – как мы можем помочь птицам зимой?
Дети – подкармливать их, развесить кормушки.
Лесная фея – правильно. Вот у меня ребята приготовлена кормушка. А на дереве сидят птицы. Вы должны мне сказать, какие из этих птиц прилетят к кормушке? (идет игра).
Молодцы ребята, как я вижу, вы неплохие знатоки природы.
Следующее правило №5.
В лесу запрещается шуметь!
Лесная фея – почему ребята нельзя, особенно весной или в начале лета шуметь в лесу?
Дети – шум пугает птиц и лесных обитателей, и они могут покинуть насиженные места.
Лесная фея – нужно ценить тишину, уметь слушать звуки леса, природы. Вот сейчас я предлагаю послушать звуки леса. Слушайте внимательно, а потом расскажите мне, что вы слышали. (Грамзапись « звуки леса»).
И, наконец, последнее правило №6.
Не оставляйте после себя беспорядок в лесу!
Лесная фея – что мы сделать, если у нас остался мусор?
Дети – Мусор, который со временем сгнивает, нужно закопать. Остальной мусор взять с собой и выбросить в отведенное для мусора место.
Лесная фея – ну вот мы с вами и познакомились с основными правилами поведения в лесу. Если кто из вас захочет подробнее узнать о них, обратитесь нашей выставке книг. (Знакомство с книгами).
I турист – спасибо ребята, что вы научили нас, как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
II турист – Ребята, давайте уберем все за собой и приведем в порядок лесную поляну.
Закончить наше путешествие хочется словами И. Романова.
Ребенок – Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Ну, а на прощанье я предлагаю всем вместе спеть песню.