kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста "Соотнесение числа и количества. Цифра 1."

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов.

    Задачи:

    (обучающая) Учить искать вокруг себя предметы, которые находятся в одном экземпляре. Узнавать цифру 1. Учить соотносить число и количество предметов.

    (развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

    (воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

    (коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

    Речевой материал: Один, много.

    Демонстрационный материал: Картинка с изображением предметов окружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре (Солнце, месяц, луна и т.д).

    Раздаточный материал: По одному красному кленовому листу; мешочки с различными цифрами (от 1 до 3): из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста "Соотнесение числа и количества. Цифра 1."»

Занятие №1

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Соотнесение числа и количества. Цифра 1.

Цель занятия: Учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов.

Задачи:

(обучающая) Учить искать вокруг себя предметы, которые находятся в одном экземпляре. Узнавать цифру 1. Учить соотносить число и количество предметов.

(развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: Один, много.

Демонстрационный материал: Картинка с изображением предметов окружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре (Солнце, месяц, луна и т.д).

Раздаточный материал: По одному красному кленовому листу; мешочки с различными цифрами (от 1 до 3): из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

На доске демонстрационная картинка с изображением предметов оружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре. Дефектолог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать один предмет окружающего мира.


2. Основная часть.

Работа с раздаточным материалом.

В коробочках на столах у детей листья клёна ( по одному листу красного цвета).

Дефектолог. Что у вас в коробочках? (Лист дерева.)

- Сколько листьев лежит в коробочке? (Один.)

- Какого цвета лист у каждого из вас? (Красного цвета.)

- Какой цифрой обозначаем один предмет? (Цифрой один.)

Педагог читает стихотворение:

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры.

Повторное построчное чтение и анализ стихотворения.

- Нарисуйте цифру 1 в воздухе правой (левой) рукой; выложите из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

- Каких предметов в классе по одному? (Одна доска, одно окно.)

- Каких предметов в природе по одному? (По картине.)


Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребёнка в мешочке цифры от 1 до 3 (из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин). Ребёнок из всех цифр в мешочке должен узнать на ощупь и достать только цифру 1.

Работа над крылатым выражением.

«Первый блин комом». Предлагается три варианта смысла выражения: мама испекла блин некрасивой формы; трудное новое дело началось неулачно; бабушка испекла один блин. Дети должны выбрать правильный вариант ответа.

Физкультминутка.

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва.(4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки в стороны.)

От дождя себя укрыли.(Руки полукругом над головой.)


Игра на внимание.

Дефектолог показывает детям различные цифры и даёт задание : «Покажи цифру1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять птиц, один цветок, один гриб, два жёлудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».

Работа в тетради.

3. Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.


































Занятие №2

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Знакомство с образованием и составом числа 2. Геометрическая фигура круг.

Цель занятия: Познакомить детей с числом и цифрой 2 и геометрической фигурой круг.

Задачи:

(обучающая) Учить детей устанавливать, что количество предметов не зависит от их цвета, формы, размера; учить выделять из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов; познакомить с цифрой 2. Учить составлять круг из частей.

(развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: Один, два,много; круг.

Демонстрационный материал: Натуральные овощи. Круги двух размеров разных цветов.

Раздаточный материал: По 3 карточки с изображением разных овощей: на двух карточках изображено по одному одинаковому овощу; на третьей – два одинаковых овоща. По два круга из картона (большой – красного, маленький – жёлтого цвета); по два круга разного размера, разрезанных на две части; по одному кругу, разрезанному на 4 части.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Игра «Посчитай и назови». Каждый ребёнок должен взять карточку, которая лежит у него на столе «спинкой» вверх (на карточках изображено по два овоща, например: два помидора, две луковицы) и назвать овощи.

2. Основная часть.


Работа с демонстрационным материалом.

Дефектолог показывает детям круги и просит назвать цвет, размер и форму кругов (красный большой круг, зелёный маленький круг, жёлтый большой круг).

- Как называются эти геометрические фигуры?

- Чем отличается круг от других геометрических фигур? (Он может катиться, ему «не мешают уголки.) Дети выполняют соответствующее действие.

- Нарисуйте круг в воздухе правой рукой. Нарисуйте большой круг в воздухе обеими руками. Нарисуйте маленький кружок в воздухе левой рукой.

Дефектолог показывает детям овощ (помидор).

- Какой он формы?

- На что он похож? (На круг)

- Сколько у меня овощей? (Один овощ.)

- Что нужно сделать, чтобы овощей стало два? (Нужно добавить ещё один овощ.)

- Сколько овощей будет? (Будет два овоща.) (Дети выполняют соответствующее действие.)

- Овощей стало больше или меньше? (Больше.)

- Почему овощей стало больше? (Мы добавили ещё один овощ)

- Какой цифрой обозначается два предмета?

Дети находят в демонстрационных и индивидуальных кассах цифру 2.


Работа по схеме тела.

Назовите части тела, которых по два у человека (две ноги, две руки, два глаза.), у птиц (два крыла, две лапы, два глаза), у животных(два глаза, два уха).


Работа с раздаточным материалом.

На тарелочках у каждого ребёнка три карточки, на которых изображены разные овощи: на двух карточках изображено по одному одинаковому овощу; на третьей – два одинаковых овоща.

- Покажите карточку, на которой нарисован один овощ.

- Сколько и каких овощей на карточке? (У меня одна молрковка. Уменя одна луковица.) Добавьте ещё один овощ.

- Сколько и каких овощей стало? (У меня стало две морковки. У меня – две луковицы.)

- Какую форму имеет морковка?

- Какую форму имеет лук?

- Зависит ли количество от формы?

Аналогичная работа с цвыетом и размером.

- У вас стало больше или меньше овощей?

- На сколько овощей было меньше?

- На сколько овощей стало больше?

- Как получили число два? Покажите эту цифру.

- Сколько карточек лежит перед вами?

- Сколько овощей на них изображено? Замените две карточки одной, чтобы овощей осталось столько же.

- Сколько теперь карточек?

- Сколько на ней овощей?

- Как мы получили два овоща?

Вывод: количество предметов не зависит от формы, цвета и размера этих предметов.

У каждого ребёнка два круга из картона (большой – красного, маленький – жёлтого цвета).

- Покажите большой круг. Какого он цвета? (Красного.)

- Как о нём можно сказать? (Это большой красный круг.)

- Покажите маленький круг. Какого он цвета?

- Как о нём можно сказать?

- Как проверить, что эти круги разного размера? (Наложить).

Дети накладывают жёлтый круг на красный и говорят: «Часть красного круга мы видим из-под жёлтого».

- Что можно сказать про красный круг по сравнению с жёлтым? (Красный круг больше жёлтого.)

Аналогичная работа проводится для получения вывода «Жёлтый круг меньше красного».


Практическая работа.

«Составьте круг из двух частей», «Составьте круг из четырёх частей»


Физкультминутка.

Игра «Собираем урожай». Дети имитируют действия по словесной инструкции педагога: «Выдёргиваем морковь. Срываем огурцы и помидоры. Выкапываем лук. Срезаем капусту». Движения повторяют 2 – 3 раза.


Работа по стихотворению.

Педагог читает стихотворение:


Цифра 2 – лошадка – диво.

Мчит, размахивая гривой.

……………..И. Блюмкин

- На кого похожа цифра? (По стихотворению.)

Повторное построчное чтение и анализ стихотворения.

Выкладывание цифры 2 из горошин.


Игра на внимание.

Дефектолог показывает различные цифры и даёт задания:

«Покажи цифру 2, когда услышишь слово два: два огурца, три помидора и т. д.

Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 2».


3. Итог занятия.

Обобщающие вопросы. Оценка занятия.



Занятие №4

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Признаки предметов.

Цель занятия: Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов.

Задачи:

(обучающая): Учить детей говорить о свойствах предметов (цвета: красный, жёлтый, синий; форма: круг и квадрат; размер: большой, маленький). Учить сравнивать предметы (понятия «одинаковые» - «разные»).

(развивающая): Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная): Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: красный, жёлтый, синий; круг, квадрат; большой, маленький; одинаковые, разные.

Демонстрационный материал: Геометрический набор (круги и квадраты красного, жёлтого и синего цветов двух размеров), натуральные овощи (муляжи, картинки).

Раздаточный материал: Набор геометрических фигур трёх изучаемых цветов, двух изучаемых форм, двух размеров.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Дефектолог демонстрирует геометрические фигуры, каждый ребёнок должен назвать их цвет и форму.

2. Основная часть.

Игра «Чем похожи и чем отличаются фигуры?»

Дефектолог демонстрирует пары геометрических фигур. Сначала показывает круг и квадрат красного цвета.

Дефектолог. Что это за фигура? (Это круг и квадрат одинакового цвета.)

- Какого цвета круг и квадрат? (Они обакрасного цвета. У них одинаковый цвет.)

- Одинаковые ли они по форме? (Нет, форма у них разная.)

- Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонстрация; вывод: они одинаковой формы.)

Дефектолог демонстрирует два квадрата красного и жёлтого цветов одинакового размера.

- Одинаковы ли эти фигуры по форме? (Да.)

- Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонстрация; вывод: они одинаковой формы.)

- Как называются эти геометрические фигуры? (Это два квадрата: они одинаковой формы и размера.)

- Как это проверить?

- Какого цвета этот квадрат? (Показывает квадрат.) (Красный.)

- А этот? (Показывает квадрат.) (Жёлтый.) Один квадрат красного, второй – жёлттого цвета. У них разный цвет.

Дефектолог показывает два жёлтых круга разного размера.

- Как называются эти геометрические фигуры? (Это круги._

- Сколько кругов? (Два.)

Одинакового ли они размера? (Они разного размера. Один круг большой, а другой – маленький.)

- Как это проверить? (Наложить. Они отличаются по размеру.)

- Чем они похожи? (У них одинаковый цвет и форма.)

- Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По каким признакам мы группировали эти геометрические фигуры? (По цвету, по форме, по размеру.)

Игра «Сравни овощи»

Для демонстрации используются натуральные овощи, муляжи или предметные картинки.

- Назовите овощи красного цвета.

- Назовите овощи синего цвета.

- Назовите овощи жёлтого цвета.

- Назовите овощи круглой формы.

Назовите овощи квадратной формы. (Овощей квадратной формы не существует.)

- Назовите предметы вокруг нас, которые имеют квадратную форму.

На полке крупная картофелина и мелкая луковица.

- Сравните картофель и луковицу. Что у них одинакового? (Цвет и форма.)

- Чем они отличаются? (Размером: картофель большой (крупный), луковица – маленькая (мелкая).)

Дефектолог выставляет большой помидор.

- Сравните помидор и картофель. (Помидор крупный, картофель мелкий.)

- Что у них одинаковое? (Форма.)

- Чем они различаются? (Размером (помидор большой, картофель мелкий) и цветом (помидр красный, картофель жёлтый.)

Физкультминутка.

Игра «Собираем урожай».

Дети имитируют действия по словесной инструкции педагога: «Выдёргиваем морковь. Срываем огурцы и помидоры. Выкапываем лук. Срезаем капусту». Движения повторяют 2-3 раза.

Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребёнка набор геометрических фигур трёх изучаемых цветов, двух изучаемых форм, двух размеров.

- Разложите эти фигуры по цвету.

- Сколько групп у вас получилось? (Три.) Разложите эти фигуры по форме.

- Сколько групп у вас получилось? (Две.)Разложите эти фигуры по размеру.

- Сколько групп у вас получилось? (Две.)

Работа в тетради.

3.Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

































Занятие №5

Тип занятия: подгрупповое

Тема занятия: Понятия «высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

Цель занятия: Дать детям понятия «высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

Задачи:

(обучающая): Учить детей сравнивать предметы по высоте.

(развивающая): Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная): Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: красный, жёлтый, синий; круг, квадрат; большой, маленький; одинаковые, разные.

Демонстрационный материал: Набор картинок с контурным изображением фруктовых деревьев разной высоты.

Раздаточный материал: Набор одноимённых предметов разной высоты (палочек, брусков, домиков).

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Игра «Повтори, не ошибись»

Высокий – низкий, низкий – высокий, высокий – высокий – низкий, высокий – низкий – высокий, низкий – высокий – низкий.

2. Основная часть.

Игра «Высокий – низкий»

Дефектолог просит детей закрыть глаза и выставляет на доске два демонстрационных дерева (контурные изображения, вырезанные по шаблону): например, высокая груша и низкая яблоня.

- Сколько деревьев? (Два.)

- Какие это деревтя? (Груша и яблоня.)

- Как вы определили? (На дереве груши висят груши, на яблоне – яблоки.)

- Одинаковой ли высоты эти деревья? (Разной.)

- Как это можно проверить? (Наложить одно на другое.)

- Яблоня – низкое дерево. Груша – высокое дерево. Как можно сказать по-другому? (Груша выше, чем яблоня. Яблоня ниже, чем груша.)

- Назовите высокие предметы (в группе, на улице).

- Назовите низкие предметы (в группе, на улице).

Работа с демонстрационным материалом

Работа по картинке.

- Перечислите игрушки, которые стоят на нижней полке.

- Какие игрушки стоят на верхней полке?

Игра «Найди одинаковые по высоте»

На доске одно дерево, например, высокое. В коробке рядом лежат вырезанные по контуру деревья разной высоты. Дети по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают из коробки дерево, прикладывают к образцу на панно, сравнивают и делают вывод: «Это дерево ниже, его нужно отложить. Это дерево выше, его нужно отложить. Это дерево такой же высоты, его нужно оставить на панно рядом с первым деревом».

- Как об этих деревьях можно сказать по-другому? (Эти деревья одинаковые по высоте.)

Аналогичная работа по подбору пары деревьев другой высоты.

Физкультминутка

Дети разбегаются по кабинету. На команду: «Высоко!» дети должны подпрыгнуть высоко; на команду: «Низко!» - слегка подпрыгнуть.

Работа с раздаточным материалом

Игра «Подбери по высоте»

Перед каждым ребёнком набор одноимённых предметов разной высоты: палочек, брусков, домиков. Ребёнок должен выбрать из этого набора высокий и низкий предметы и объяснить, как он определил, что это – высокий и низкий предметы. Затем к высокому и низкому предметам нужно подобрать одинаковые по высоте предметы.

Работа в тетради.

3.Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.



Занятие №6

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за» , «между»).

Цель занятия: Закреплять понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между») в практической деятельности.



Задачи:

(обучающая): Учить детей говорить различать понятия «спереди», «сзади» («перед», «за» , «между»).

(развивающая): Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная): Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память, диалогическую речь.

Речевой материал: «спереди», «сзади» («перед», «за» , «между»).

Демонстрационный материал: Сюжетная картинка на панно; картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива).

Раздаточный материал: Натуральные фрукты.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Игра «Назови имя».

Дети строятся в колонну и по очереди называют имя ребёнка, стоящего перед (за) ними. Ребёнок, который назвал имя, садится.

2. Основная часть.

Беседа.

- Назовите предметы в кабинете, которые вы видите перед собой.

- Про эти предметы можно сказать по-другому: они находятся спереди от нас.

Заучивание слова «спереди»: дети повторяют его хором и индивидуально несколько раз.

- Что обозначает слово «спереди»? (Перед, впереди.)

- Назовите предметы в кабинете, о которых вы знаете, что они находятся за вами.

- Про эти предметы можно сказать по-другому: они находятся сзади от нас.

Заучивание слова «сзади»: дети повторяют его хором и индивидуально несколько раз.

- Что обозначает слово «сзади»? (За нами.)

Работа с демонстрационным материалом

На фланелеграфе выставлены картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива).

- Назовите фрукт, который находится между грушей и апельсином.

- Назовите фрукт, который находится между лимоном и сливой. Слово «между» обозначает, что предмет находится в промежутке среди других предметов.

Практическое действие по нахождению промежутков (расстояний) среди предметов. Дефектолог демонстрирует ряд игрушек с промежутками и без промежутков; предлагает детям найти и указать промежутки.

Работа с раздаточным материалом

Дети работают на местах с натуральными фруктами (или муляжами фруктов).

- Положите перед собой яблоко.

- Где лежит яблоко? Справа от яблока положите сливу.

- Где лежит слива? Между яблоком и сливой положите грушу.

- Где лежит груша? Между яблоком и грушей положите апельсин.

- Где лежит апельсин?

Физкультминутка

Дети свободно передвигаются по кабинету. На сигнал они выстраиваются в колонну и называют по указанию дефектолога кто между (перед, за) кем стоит.

Работа по сюжетной картинке

- Кто и что находится впереди лисы?

- Кто и что находится сзади лисы?

Работа в тетради.

3.Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.



Занятие №7

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.

Цель занятия: Познакомить детей с числом и цифрой 3.

Задачи:

(обучающая) Учить детей устанавливать, что количество предметов не зависит от их цвета, формы, размера; учить выделять из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов; познакомить с цифрой 3.

(развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: Один, два, три.

Демонстрационный материал: Цифра 1, 2, 3.

Раздаточный материал:Карточки с изображением 1, 2, 3 ягод: клубники, малины, смородины; мешочки с ягодами рябины.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Игра «Скажи, сколько чего». Каждый ребёнок получает карточку с изображением одной, двух, трёх ягод: клубники, малины, смородины. Он должен назвать, сколько и каких ягод изображено. (У меня одна ягода клубника (две ягоды малины, три ягоды рябины).)

2. Основная часть.

Дефектолог. Как можно обобщить эти картинки? (Это ягоды.) Ребёнок, у которого одна ягода малины подойдёт к окну; тот, у кого одна ягода клубники подойдёт к шкафу; тот, у кого одна ягода рябины – к столу.

Работа с демонстрационным материалом.

- Положите картинки так, чтобы на первом месте была карточка с одной ягодой.

- А теперь поменяйте карточки так, чтобы на первом месте лежала карточка, на которой две ягоды.

- По сколько ягод на двух карточках вместе? И на одной карточке отдельно? (По три.)

- Как можно получить число три?(К одному прибавить два, получится три.)

- Как ещё можно получить три? (К двум прибавить один получится три.) Разложите ваши карточки от меньшего количества ягод к большему.

- Назовите карточки слева направо.

- Назовите карточки справа налево.

Практическая работа.

У каждого ребёнка мешочек с ягодами рябины. Ребёнок должен на ощупь отсчитать три ягоды, достать их и положить перед собой.

Физминутка.

Игра «Найди, принеси и положи на стол три предмета»

- Сколько предметов ты принёс? Найди эту цифру в демонстрационном и индивидуальных наборах.

Выгнув шею –

Гусь и только, -

Цифра три

Спешит за двойкой.

И. Блюмкин

Игра на внимание.

Дефектолог показывает детям различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру три: три ягоды смородины, одна ягода облепихи, две ягоды земляники, три ягоды черники, одна ягода клубники, три ягоды клюквы. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру три».

3. Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.


Занятие №8

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Понятия «правое», «левое».

Цель занятия: Учить детей находить правое и левое в окружающем пространстве.

Задачи:

(обучающая): Учить детей определять правую и левую сторону. Находить правую и левую руку (ногу и т.д.). Ориентироваться в пространстве.

(развивающая): Развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание, зрительную память.

(воспитательная): Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память, диалогическую речь.

Речевой материал: правая сторона, левая сторона, право, лево, направо, налево.

Демонстрационный материал: Картинка на панно.

Раздаточный материал: Тарелочка с ягодами клюквы, брусники, рябины.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Дефектолог читает стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево – узнал ученик.

В. Берестов

2. Основная часть.

- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой.)

- Что делал ученик правой рукой? (Повторное чтение соответствующих строк стихотворения.)

- Покажите свою правую руку.

- Покажите вторую свою руку.

- Какая это рука? (Левая.)

Дефектолог поднимает руку (стоя лицом к детям) и выясняет, какая это рука.

Проверка усвоения схемы строения тела

- Поднимите свою «главную» руку, назовите её.

- Поднимите другую руку и назовите её.

- Соотнесите части тела с правой рукой и назовите их. (Правая щека, правое колено.) Соотнесите с левой рукой части тела и назовите их.

По инструкции дефектолога дети показывают отдельные части тела: левое плечо, правую бровь и т.д.

- Назовите предметы в классе, которые находятся справа от вас. Назовите предметы в классе, которые находятся слева от вас. С какой стороны от вас находится шкаф (окно, учительский стол …)?

Физкультминутка

Уточнение пространственных взаимоотношений. Стоя в шеренге, называть стоящего справа, стоящего слева. Сидя на ковре, определить его правый и левый края. Поднять руку - детям, сидящим справа, сидящим слева. Сидя на ковре, определить: место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой (Петя сидит слева от меня); своё место по отношению к соседу, соотнеся это с соответствующей его рукой (Я сижу справа от Пети).

Работа по сюжетной картинке

Дети рассматривают сюжетную картинку.

- Расскажите, как катится колобок, используя слова: вперёд, прямо, влево, вправо.

- Кто находится справа от дорожки?

- Кто находится слева от дорожки?

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребёнка тарелочка с ягодами клюквы, брусники, рябины. Дети выполняют инструкции: правой рукой взять ягоду клюквы; левой рукой – ягоду брусники; левой рукой – красную ягоду; любую ягоду положить на правый край стола; положить ягоду клюквы на левый край стола.

Работа в тетради.

3.Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие № 9

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Закрепление понятий «больше» - «меньше».

Цель занятия: Учить детей сравнивать количество (1 и 2) зрительно, на слух; решать практические задачи на конкретных предметах; различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством.



Задачи:

(обучающая): Учить детей соотносить между собой количество предметов (больше – меньше).

(развивающая): Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, зрительное и слуховое восприятие, координацию движений, внимание.

(воспитательная): Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память, диалогическую речь, зрительное и слуховое восприятие.

Речевой материал: больше, меньше.

Демонстрационный материал: Набор цифр.

Раздаточный материал: Натуральные овощи и фрукты (по одному овощу и по два фрукта); карточки, на которых изображены 2 вишни, 1 огурец, 1 яблоко, 2 лимона.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Игра «Назови пропущенную цифру».

Дефектолог считает для каждого ребёнка от 1 до 5, пропуская 1 или 2. Ребёнок должен назвать пропущенную цифру.

2. Основная часть.

Работа с раздаточным материалом

На столе у каждого ребёнка лежат натуральные овощи и фрукты (по одному и по два фрукта).

- По сколько у каждого из вас овощей? (По одному.)

- Назови свой овощ.

- По сколько у каждого из вас фруктов? (По два.)

- Какие у тебя фрукты? (У меня два яблока.)

- Овощей или фруктов у каждого из вас больше? (Фруктов.)

- Овощей или фруктов у каждого из вас меньше? (Овощей.)

- Что и сколько лежит переж вами? (У меня один огурец и два яблока.)

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребёнка карточка, на которой изображено 2 вишни, 1 огурец, 1 яблоко, 2 лимона.

Ребёнок должен положить соответствующую цифру под каждый рисунок на карточке.

Дефектолог читает стихотворение:

- Скажите мне, - спросила ручкка,-

Что значит эта закарючка?

Чернильная ты голова!

Ты ж написала цифру…(Два)

В. Берестов

Какая цифра похожа на крючок,

А может – на обломленный сучок?

(Один)

- О какой цифре стихотворение?

Повторное построчное чтение и анализ стихотворения.

Физкультминутка

В центре класса ставят стулья – на один меньше, чем количество детей. Дети делятся на две группы: дети-«овощи» и дети-«фрукты». На команду: «Овощи» дети-«овощи» меняются местами; на команду: «Фрукты» дети-«фрукты» меняются местами. На команду: «Салат» - меняются местами все дети. Водит тот, кому не хватило стульчика.

Примечание. Для соблюдения техники безопасности необходимо провести с детьми предварительную работу.

Игра на внимание

Дефектолог показывает детям различные цифры и даёт задания:

- Покажите ту карточку, на которой нарисовано соответствующее количество овощей и фруктов.

- Хлопните в ладоши когда увидите цифру два.

- Закройте глаза, когда увидите цифру один.

Работа над пословицей

«Один ум хорошо, а два лучше».

Три варианта смысла пословицы:

у одного человека - один ум, у двух людей – два;

чтобы хорошо выполнить задуманное дело, нужно посоветоваться с воспитателем, учителем или няней о том, как эту работу делать;

один человек выполняет какую-то работу хорошо, а два человека выполняют эту работу лучше.


Работа в тетради.

3.Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.








































Занятие №10

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Сравнение предметов по одному и двум признакам.

Цель занятия: Учить составлять группы предметов с заданными признаками.

Задачи:

(обучающая) Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета: красный, жёлтый, синий; формы: круг, квадрат; размер: большой, маленький).

(развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: названия цвета, формы, размера предметов.

Демонстрационный материал: Набор геометрических фигур (круги и квадраты красного, жёлтого и синего цветов двух размеров); натуральные овощи и фрукты (муляжи, картинки).

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Дефектолог. Назовите овощи и фрукты красного (синего, жёлтого) цвета. Назовите овощ и фрукт разного размера. (Крупный помидор и мелкая слива.)

2. Основная часть.

Игра «Чем похожи и чем отличаются овощи и фрукты?»

Дефектолог демонстрирует пары фруктов и овощей. Сначала показывает яблоко и редис красного цвета.

- Что это? (Это фрукт и овощ одинакового цвета.)

- Какого они цвета? (Они оба красного цвета. У них одинаковый цвет.)

- Одинаковые ли они по форме? (Да, форма у них одинаковая.)

- Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонстрация; вывод: они одинаковой формы.)

- Как называются эти геометрические формы? (Это два круга: они одинаковой формы и размера.)

- Как проверить? Какой цвет имеет этот овощ? (Показ.) (Красный.)

- А этот? (Показ.) (Жёлтый.) (Один предмет красного, второй – жёлтого цвета. У них разный цвет.)

Дефектолог демонстрирует репу и сливу жёлтого цвета разного размера.

- Как называются эти геометрические формы? (Это круги.)

- Сколько кругов? (Два.)

- Одинакового ли они размера? (Они разного размера. Овощ – большой, а фрукт – маленький.)

- Кака это проверить? (Наложить. Они отличаются по размеру.)

- Чем они похожи? (У них одинаковый цвет и форма.)

- Мы знаем, что можно группировать предметы по разным признакам. По каким признакам мы группировали эти геометрические фигуры? (По цвету, по форме, по размеру.)

Игра «Сравни овощи и фрукты»

Для демонстрации используются натуральные овощи и фрукты или муляжи, предметные картинки.

Дефектолог.

- Назовите овощи и фрукты красного цвета.

- Назовите овощи и фрукты синего цвета.

- Назовите овощи и фрукты жёлтого цвета.

- Назовите овощи и фрукты круглой формы.

- Назовите овощи и фрукты квадратной формы.

На доске два круга – большой и маленький одинакового цвета.

- Сравните эти круги. Что у них одинаковое?

- Чем они различаются?

На доске большой синий круг и маленький синий квадрат.

- Сравните круг и квадрат. Что у них одинаковое?

- Чем они различаются?

Физкультминутка.

В центре комнаты ставят стулья – на один меньше, чем количество детей. Дети делятся на две группы: дети-«овощи» и дети-«фрукты».

На команду: «Овощи» дети-«овощи» меняются местами; на команду «Фрукты» дети-«фрукты» меняются местами. На команду «Салат» - меняются местами все дети. Водит тот, кому не хватило стульчика.

Примечание. Для соблюдения техники безопасности необходимо провести с детьми предварительную работу.

Группировка предметов.

Дети группируют предметы ближайшего окружения изучаемых геометрических форм по цвету.

- Назовите все фигуры красного (синего, жёлтого) цвета.

- Посчитайте фигуры красного (синего, жёлтого) цвета. Сколько их?

Дети группируют предметы ближайшего окружения изучаемых геометрических форм по форме.

- Назовите части квадратной формы. Посчитайте фигуры квадратной формы. Сколько их?

Дети группируют предметы ближайшего окружения изучаемых геометрических форм по размеру (аналогично).

Работа в тетради.

3. Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.






































Занятие № 11

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Образование числа 3.

Цель занятия: Учить детей выделять три предмета из множества по слову. Формировать понятие о числовом ряде.

Задачи:

(обучающая) Закреплять на практике состав числа 3. Учить прямому счёту до трёх и обратному от трёх.

(развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: один, два, три.

Демонстрационный материал: Изображение дерева с жёлтыми и красными листьями; два жёлтых листика и один красный листик.

Раздаточный материал: Игрушечные тарелочки, шишки в мешочках, числовые карточки.

Ход занятий:

1.Организационный момент.

На доске изображение осеннего дерева. Под деревом жёлтые и красные листья. Дети должны сосчитать, сколько красных и сколько жёлтых.

2. Основная часть.

Дефектолог предлагает рассмотреть дерево, которое прикреплено на доске.

- Сколько на нём весит жёлтых листочков? (Два)

- А сколько красных? (Один)

- Сколько всего листьев висит на дереве?

- Как получили число три?

- Как ещё можно получить число три?

Работа с раздаточным материалом.

В мешочке у каждого ребёнка несколько жёлудей или шишек, на столе – три игрушечных тарелочки, расположенные по одной линии.

Дефектолог. Сколько тарелочек стоит перед каждым из вас?

- Как расположены эти тарелочки? (Тарелочки расположены в ряд.)

- Что такое ряд? (Это линия ровно расположенных предметов.)

Ребёнок должен на ощупь отсчитать один предмет, достать его и положить перед собой игрушечную тарелочку, сопровождая действия словами: «Я достал из мешочка одну шишку». Затем ребёнок должен на ощупь отсчитать два предмета, достать их и положить перед собой на вторую игрушечную тарелочку, сопровождая действия словами: «Я достал из мешочка две шишки». После этого ребёнок должен на ощупь отсчитать три предмета, достать их и положить перед собой на третью игрушечную тарелочку, сопровождая действия словами: «Я достал из мешочка три шишки».

- Перечислите количество предметов на каждой тарелочке, начиная от меньшего числа. Перечислите количество предметов на каждой тарелочке, начиная от большего числа. Около каждой тарелочки положите соответствующую числовую карточку. Около каждой тарелочки положите соответствующую цифру. Карточки с цифрами должны быть расположены в одну линию. Назовите цифры слева направо: один, два, три.

- Как расположены карточки? (Карточки расположены в ряд.)

- Что написано на карточках? (Цифры.)

- Что обозначают эти цифры в нашем случае? (Число предметов.)

- Это ряд карточек с числами. Как сказать по-другому? (Это ряд чисел.)

Вывод: числовой ряд – это ряд чисел, расположенных по порядку.

Физкультминутка.

Показ цифры 3. А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Троёка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

- Ребята, сложите из своих счётных палочек цифру 3.

3. Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.


Занятие № 12

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Цель занятия: Уточнять, сравнивать и закреплять понятия «один», «много», «мало», «несколько»

Задачи:

(обучающая): Учить видеть разницу между понятиями «один», «много», «мало», «несколько» .

(развивающая): Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная): Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная): Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: один, много, мало, несколько.

Демонстрационный материал:

Ход занятий:

1.Организационный момент.

Игра «Кого (чего) в классе: один? (много?)».

2. Основная часть.

Работа с демонстрационным материалом.

На доске выставленны предметные картинки с овощами, ягодами и фруктами.

- Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По какому признаку можно сгруппировавть эти картинки? (Это урожай.)

- На какие три группы можно разделить эти изображения? (овощи, фрукты, ягоды.)

- Сколько яблок (груш, ананасов)? (Одно.)

- По сколько фруктов? (По одному.)

- Сколько облепихи (смородины, винограда)? (Много.)

- Много – это сколько?( Когда сосчитать не возможно, говорят «много», большое количество.)

- Можно ли сказать, что на картинке один помидор (перец)? (Нет, так сказать нельзя.)

- О таком количестве помидоров (перца) говорят , что их несколько. Сколько на картинке помидоров (перца)? (Помидоров (перца) несколько.)


На доске выставлены две картинки: на одной несколько ягод, на другой – много ягод.

- Одинаковое ли количество ягод на этих картинках? (Нет, разное количество.)

- Сколько ягод на второй картинке? (Много.)

- Сколько ягод на первой картинке? (Несколько.)

- Сколько это – несколько? (Это может быть две, три и т. д.)

- Слово «несколько» употребляют тогда, когда не важна точная цифра. Как можно сказать по-другому о количестве ягод на первой картинке? (Ягод мало.)

- Назовите, каких предметов вокруг нас много? (Игрушек, книг и т. д.)

- Один?

- Несколько?

- Мало?

Физкультминутка.

Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребёнка карточки «Много – мало» с изображением фруктов, ягод, овощей или осенних листьев. На одной карточке – два предмета, на другой – много. Ребёнок должен разложить карточки в два столбика: много – мало, сопровождая действия словами : «На одной карточке овощей мало, на другой – много».

Аналогичная работа с понятиями «один» - «несколько».

Работа в тетради.


3. Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.



Занятие № 17

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Счёт в прямом (до 3) и обратном (от 3) порядке.

Цель занятия: Учить детей отсчитывать заданное количество в пределах 3.

Задачи:

(обучающая) Учить видеть, устанавливать равенство и неравенство (плюс 1, минус 1); сравнивать числа и количества, давая определения «больше (меньше) на 1»; дорисовывать до заданного количества, соотносить количество с цифрами.

(развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, слуховое внимание, диалогическую речь.

(воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать зрительное и слуховое внимание, произвольную память.

Речевой материал:Больше на один, меньше на один, поровну.

Демонстрационный материал: Магнитные цифры от 1 до 3; 2 игрушечных столика, 4 чайные чашки.

Раздаточный материал: Мешочек с предметами игрушечной посуды ( 1 тарелка, 2 вилки, 3 ложки).


Ход занятий:

1.Организационный момент.

Игра «Назови цифры». Дифференцированное задание: слабым детям предложить назвать цифру, указанную дефектологом; более сильным детям – назвать цифру, которая должна стоять в пустой клеточке ( по указанию дефектолога).


1


3


2

3

1

2



2. Основная часть.

Игра « Числовая лесенка».

Ребёнок получает магнитную цифру, называет её и ставит на соответствующую ступеньку лесенки, нарисованной на доске.

Дефектолог. Что мы выстроили? (Ряд.)

- Назовите номера ступенек от первой до третьей; от третьей ступеньки до первой.

- Как называется этот ряд? (Это ряд чисел.)

- Как сказать по-другому? (Это числовой ряд.)

- Какой ряд называется числовым? (Числовой ряд – это ряд чисел, расположенных по порядку.)

Работа с демонстрационным материалом.

На превом столике стоят две чашки, на втором столике тоже стоят две чашки (рядом с чашками находятся магнитные цифры 2.)

Дефектолог. Сколько чашек на первом столике? (Две.) (Указывает на цифру 2.)

- Сколько чашек на втором столике? (Две.) (Указывает на другую цифру 2.)

- Одинаковые ли эти числа? (Да, одинаковые.)

- Как сказать по-другому? (Эти числа равные.)

- Найдите в своих кассах другие равные друг другу числа и назовите их. (Один и один; три и три.)

- По сколько чашек на столиках? (По две.)

- Одинаковое ли число чашек на столиках? (Да, одинаковое.)

- Как сказать по-другому? (На этих столиках чашек поровну, столько же.)

- Как это можно проверить? (К каждой чашке на первом столике подставить (приложить) чашку со второго столика.)

Вывод: когда количество предметов в группах одинаково (поровну, столько же) говорят о равенстве количества предметов в этих группах. Количество предметов в одной группе равно количеству предметов в другой группе.

Дефектолог убирает с первого столика одну чашку и ставит рядом с оставшейся чашкой цифру 1; на втором столике две чашки и цифра 2.

- Одинаковое ли число чашек на столиках? (Нет.)

- Как сказать по-другому? (Количество чашек на первом столике не равно количеству чашек на втором столике.)

- Как можно это проверить? (К чашке на первом столике подставить (приложить) чашку со второго столика. Одна чашка оказалась «лишней».)

- На сколько чашек больше на втором столике, чем на первом? (На одну чашку больше.) (Указывает на «лишнюю» чашку.)

- На сколько чашек меньше на первом столике, чем на втором? (На одну чашку меньше.)

Вывод: когда количество предметов в группах неодинаковое говорят о неравенстве количества предметов в этих группах. Количество предметов в одной группе не равно количеству предметов в другой группе.

Дефектолог. Сколько чашек на первом столике? (Одна.) (Указывает на цифру 1.) Сколько чашек на втором столике? (Две.) (Указывает на цифру 2.)

- Одинаковы ли эти числа? (Нет, эти числа разные.)

- Как сказать по-другому? (Эти числа не равны.)

- Найдите в своих кассах другие неравные друг другу числа и назовите их. (Два и три; один и три.)

Физкультминутка.

Игра «Подпрыгни (топни, хлопни) столько раз, сколько раз я стукну (хлопну, топну)» (от 1 до 3). Педагог выполняет движение, дети повторяют его.

Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребёнка мешочек с предметами игрушечной посуды (например: 1 тарелка, 2 вилки, 3 ложки).

Дефектолог. Достаньте из мешочка все ложки (тарелки, вилки). Сколько ложек ( тарелок, вилок ) вы достали?

Работа в тетради.


3. Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ефименко Надежда Владиславовна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства