Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы на тему « О равнодушие и добре»»
Тема: « О равнодушие и добре»
Цель: дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.
Материал: карточки с пословицами, портрет А. Барто.
План беседы:
Вступление. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо». Определение темы.
Основная часть. Анализ ситуации. Высказывания детей. Самостоятельная работа в подгруппах (анализ пословиц). Анализ сказки. Формулировка пословицы.
Подведение итогов. Чтение стихов А. Барто.
Список литературы.
Вступление:
- Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьезную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнем мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется «Плохо».
Собака яростно лаяло, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не сделали! – удивились мальчики.
- Вот и плохо, - гневно ответила женщина.
Основная часть:
Еще раз скажите, как называется рассказ?
И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса и никого не били? (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)
- Как вы думаете, о чем мы вами будем говорить сегодня? (О равнодушии.)
Подберете, ребята, слова, близкие по значению к слову «равнодушие» (Безразличие, черствость, наплевательство, зло)
А теперь слова, противоположные по значению слову «равнодушие» (Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, доброта)
Молодцы. А теперь я расскажу вам одну историю.
Классспускался по лестнице в вестибюль школы и вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнуть платье.
- Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят.
Кто себя проявил лучше всех? (Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице)
А что именно понравилось вам меньше всего?
(Грубость Иры или Коли; равнодушие окружающих, поведение Пети.)
Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие-это ещё не всё. Подумайте, как следует. Вы считаете, что из тех ребят, которые прошли мимо, не было сочувствующего? (Может быть или были)
Но они что-нибудь сделали?
Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному - это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.
Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие?
Приведите примеры. (Дети делятся опытом.)
Самостоятельная работа в группах:
- Перед вами на листочках написаны пословицы. Ваше задание: в группах объяснить значение этих пословиц, как вы их понимаете. Обсуждаете все вместе, а потом выбираете одного представителя от вашей команды. Этот человек должен выразительно прочитать пословицу и кратко объяснить, какое толкование ей дала команда.
Люблю того, кто не обидит никого.
За недобрым пойдёшь - на беду набредёшь.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Подведение итогов:
- В заключение я хочу рассказать вам одну басню. Она называется «Старый дед и внучек». (Рассказ педагога)
- Почему заплакали муж с женой?
- Почему дед «только вздохнул», когда невестка его ругала?
- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
(Как аукнется, так и откликнется. Не делай того, чего не хотел бы, чтобы тебе сделали другие. И. т.д.)
Раз уж тему беседы вы формировали сами, то и вывод тоже сформируйте сами.
А теперь посмотрите на доску, вы видите портрет замечательной поэтессы Агнии Барто. У нее много замечательных стихов. Некоторые из них подходят к нашей теме.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму
- Там жук живой!
- Откроем раму!
- Почему мы включили это стихотворение в беседу? А как вы поступили бы?
Вывод:
Нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: «Равнодушие – враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети.
Список литературы:
Портер А. Барто/ https://www.syl.ru/article/294644/barto-agniya-biografiya-i-foto;
В. Осевой/ Читаем сами «Плохо» Москва 2012г. стр.67;
Толстой Л. Н. / Авторские сказки «Старый дед и внучек» (басня); http://www.skazayka.ru/staryiy-ded-i-vnuchek-basnya/;