Цели : Расширить представления детей о стране, в которой они живут, воспитывать любовь к родному краю, Родине;
Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование на уроке: Гимн РФ, картины, карта России, карточки индивидуальной работы.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Вводная беседа | Пословица о Родине -Прочитайте. Что Вы прочитали? Дополните пословицу. Одна у человека мать, одна у него и … Родина - Как вы понимаете пословицу? Да, Родина у каждого человека, как и мать — одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? -Какие ассоциации у вас возникают, когда мы слышим слово, «Родина»? -Что Родина для каждого из вас? Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» -У каждого человека своя Родина. - Как называется наша большая родина? А наша малая Родина? | Ответы учащихся. Учащиеся произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т. д. Стихотворение читает ученица «Что мы Родиной зовем?» |
2. Игра «Ассоциа-ция» | -Обратите внимание на фото и скажите, какая страна вам приходит на ум, когда вы видите это изображение? - Почему вы справились так легко с этой игрой? -А что такое символы? -Где вы могли бы узнать эту информацию? -Давайте дадим точное определение слова Символы -Какие символы страны вам известны? Обобщение учителя: – Символ – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство. У нашей страны, как и у любого государства, есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о России: Назовите эти символы нашей страны? Это «народные», неофициальные символы нашей страны. -Почему их называют официальные? | Учащиеся называют: (Бик – Бен часы) -Лондон, (Эйфелевая башня) – Париж, Франция, США (Статуя свободы) Они являются символами страны. В толковом словаре 1ученик читает из словаря Ожегова пояснение к слову Символ объединения пяти частей света земного шара в олимпийском движении, голубь –символ мира Кремль, Красная площадь, матрёшка, Александр Пушкин, самовар, балалайка. Неофициальные, потому что их изображение нельзя поместить на документы, приказы, важные государственные здания и документы. |
3. Постановка цели | Наша страна огромна. Посмотрите на карту -Гражданами какого государства вы являетесь? - У каждого государства есть ёще символы государственные. Как вы думаете, очём мы будем говорить сегодня? Сформулируйте цель нашего мероприятия? В ходе мероприятия мы должны с вами ответить на вопрос -Какая связь между патриотизмом и государственными символами страны? (на доске) -Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. -Догадайтесь, о каких символах страны идет речь: Работа в паре . Соедини стрелками. Карточка №1 Подпишите государственный символ России. - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах. - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. На доске появляются карточки слов ГЕРБ ФЛАГ ГИМН | Российская Федерация Тема сегодняшнего урока Государственные символы России. Расширить свои знания о государственных символах России. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов | Герб | Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах | Гимн | Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства | Флаг | |
4. Экскурсия. 1 зал – «Герб» | -А теперь мы с вами отправимся на экскурсию в музей истории. Сегодня нашими экскурсоводами станут многие ребята, которые получили заранее задание подготовиться. И 1 зал нашей экскурсии носит название «Герб» – Что означает слово «герб» ,давайте послушаем сообщение ученика -Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия — древняя и могучая страна. -Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? - Где можно увидеть изображение российского герба? | Выступают с сообщениями учащиеся Герб от немецкого Еrbe означает «наследство», «наследие». Изучением гербов занимается наука геральдика Что же такое герб? Герб –Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. До начала 16 века Россия состояла из нескольких независимых княжеств, поэтому единого государственного герба не было. Герб появился при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьем змия, а на оборотной- двуглавый орел. Еще до появления печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца. Почитание Георгия как святого началось с 5 в. И название Георгиевской ленты ко дню Победы тоже связано с Георгием Победоносцем. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость» С принятием христианства почитание св. Георгия пришло и на Русь. На гербе Византии – очень сильного и богатого государства был орёл – символ непобедимости и силы. Поэтому царь решил, что Россия должна иметь орла, чтобы все знали, что Россия сильная страна. Но почему двуглавый орел? Он смотрит на запад и на восток. Москва — столица России. На флаге, монетах, печатях, официальных бумагах. |
5. Зал «Флаг России» | -Следующий зал экскурсии: «Флаг России» Экскурсоводом станет….(подготовленные заранее учащиеся) -У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. 21 августа 1991 года ( на доске запись)Государственный флаг России вновь стал трехцветным. Этот день отмечается как День российского флага. -Проверим наши знания по 2 залам экскурсии. | Уч-ся рассказывают: Когда-то флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые древние флаги славян, вероятно, были красными. Яркий красный цвет повышал воинственность, звал на битву. С 1918 года флаг России был красного цвета. Знамя Победы в 1945 году тоже было ярко красного цвета. Оно развивалось над рейхстагом. Традиция трехцветного флага пошла от Петра Первого. Он во время Северной войны дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. Красный, синий и белый были любимыми цветами народа. Красный - символизировал храбрость, удаль, красоту. Синий - означал величие, красоту, ясность. Белый цвет – цвет чистоты и святости. |
6. Зал «Гимн России» | Следующий зал «Гимн России» Экскурсоводом стану я сама. – Вы знаете, что такое гимн? -А какой информацией об этом символе страны можете вы поделиться на уроке? Работа с текстом гимна Прочитайте в паре по одной строфе. Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков. – Вспомните, когда звучит гимн? У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн -торжественная песня, прославляющая свою страну. Его исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Первый Государственный гимн России был написан в 19 веке на английскую мелодию поэтом В.А.Жуковским и назывался он «Молитва русских». Гимн прославлял царя.Затем до 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. До 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. Новый гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом бывшего Президента РФ В. В. Путиным от 01.01.2001 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Предлагаю вам прослушать (обязательно стоя) в записи гимн России. -Какое чувство испытали, прослушивая гимн? Заключение Государственные символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы, ребята, должны гордится прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России должен знать и уважать каждый. | Гимн - это слово греческого происхождения. Гимн – это торжественная песня Гимн исполняют и слушают стоя. Дети самостоятельно работают с учебником. Дети читают в учебнике слова гимна РФ Его исполняют на всех торжественных мероприятиях, официальных приёмах государства Звучит Гимн |
7. Подведение итогов | Д.з. По желанию. Составить синквейн. И проведём конкурс. Посмотрим у кого что получится. Итоги конкурса подведём на линейке. Надеюсь, что мероприятие не прошло для вас бесследно. Мне хотелось, чтобы вы помнили, что являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. А теперь вернемся к вопросу, который мы поставили вначале урока: Какая связь между патриотизмом и государственными символами страны? - В чем может проявляться служение Родине вас как маленьких граждан? | О государственных символах страны. Патриотизм – любовь к Родине Государственные символы олицетворяют нашу Родину. Патриот любит Родину и уважает ее государственные символы. Государственные символы – это символы единства и сплоченности народа, в этом их значение Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу. |