Конспект внеклассного мероприятия "Учимся быть добрыми"
Конспект внеклассного мероприятия "Учимся быть добрыми"
Данное мероприятие направленно на формирование представлений об общечеловеческих качествах, таких как доброта, милосердие, сострадание и их значимости в системе человеческих отношений. При этом занятие способствует развитию речи учащихся, обогащает словарный запас, что в свою очередь влияет на формирование активной, сознательной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Учимся быть добрыми"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская СОШ
Методическая разработка
«Урок толерантности»
Тема: Учимся быть добрыми
Форма проведения: классный час-размышление
Адресат: учащиеся 8-9 лет
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Попова Людмила Владимировна
тел.89004931488
2016г.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет не только семья, но и школа.
Но как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя частью государства, в котором он живёт, захотел гордиться своей страной и, если потребуется, встал на её защиту?
Одним из путей решения данной проблемы я считаю введение в курс школьной программы уроков толерантности, способствующих духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьника.
Уроки толерантности направлены на формирование представлений об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений. При этом развивают речь учащихся, обогащают словарный запас, создают условий для восприятия значимости доброты, милосердия, сострадание, воспитывают положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам. А желание и умение прощать является важным для формирования активной, мыслящей и сознательной личности.
Цель:
Формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
Образовательная:
- Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия, сострадания в числе качеств характера человека.
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать чужое мнение.
- Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям в жизни.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), презентация, нарисованные плакаты или оформленная доска «Добро не наука, оно действие» (Р.Роллан), «Познай самого себя», на классной доске слово «Воспитанность», прикрытое листом бумаги.
Предварительная работа:
1.Написание домашнего сочинения на тему: «Что значит быть добрым…»
2.Оформление встречи: в центре доски, на фоне большого круга слово «Доброта». Вокруг центрального круга размещены «лепестки». На боковой стороне доски изображены две руки, пожимающие друг друга.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
Учитель: Ребята! Оглянитесь вокруг: светит ласковое весеннее солнышко, вы все вместе, вы здоровы и все у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера – это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор. Сегодня он (обращает внимание на доску)…да, конечно, о доброте! Слайд 1
- Скажите, вам приходилось встречать добрых людей? (Ответы детей).
- А что, в вашем представлении, есть доброта? (Ответы детей). Слайд 2
2. Введение. Знакомство с понятием.
Учитель: В «Толковом словаре» В.И.Даля дается такое определение доброты (милосердия) – «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость». Слайд 3
- Недавно мне в руки попал номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики «Поможем» и « В хорошие руки».
- В первую рубрику за помощью обращаются люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими. И незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма с добрыми словами поддержки.
- Во второй рубрике организация, которая заботится о бездомных животных, помещает фотографии кошек и собак, которые по каким-то причинам остались без хозяев. Многих забирают новые хозяева, которые прочли газету. Часто эти животные больны, их лечат и откармливают.
- Скажите, почему незнакомые люди так поступают? (Ответы детей).
- А вы бы смогли поступить так? (Ответы детей).
- Спасибо всем за высказывания, давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта – это, прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным. Поэтому я, переворачиваю лепесток, на котором написано «ОТЗЫВЧИВОСТЬ». Слайд 4
3.Беседа по теме (может быть в форме дискуссии).
Учитель: А сейчас я хочу вам задать, казалось бы, не очень подходящий ситуации вопрос; «Для чего нужны руки?»
Ответы (примерные): «Как для чего? Работать!», «Есть», «Делать что-нибудь», «Писать» и т.д.
Учитель: А еще? (Ребята в растерянности молчат). Ну, а можно с помощью рук общаться? Какими бывают ваши руки?
Ответы: Добрыми!
Учитель: А злыми?
Ответы: Тоже.
Учитель: Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Ответы: Они теплые, нежные, ласковые, добрые.
Учитель: Можно и обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки?
Ответы: Нет.
Учитель: Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: толкнуть, стукнуть, о каких руках нужно вспомнить?
Ответы: О добрых.
4. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Я прочту вам короткий отрывок из стихотворения В.Бокова, а вы подумайте, о чем мы с вами будем говорить дальше.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день».
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей.
Ответы: Речь пойдет о приветливом, вежливом отношении к людям.
Учитель: Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом (подходит к схеме и переворачивает еще один лепесток «ПРИВЕТЛИВОСТЬ»). Слайд 5
Учитель: Скажите друг другу хотя бы по одному приветливому слову, увидите, как потеплеет у вас на душе. А сейчас мой помощник (из числа учеников) проверит ваше знание волшебных вежливых слов. Он говорит начало фразы, а вы помогаете ему продолжить.
Ученик (заранее подготовленный):
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания). Слайд 6
Учитель: Главное в добрых поступках – это желание их утаивать, так считал известный физик Б.Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно. Слайд 7
Учитель: Приведите, пожалуйста, примеры таких поступков, которые когда-либо совершали вы или кто-то по отношению к вам. А пока вы думаете, я расскажу вам случай из моей жизни.
- Одна моя знакомая попала в больницу, ей потребовалось срочное переливание крови. Обычно кровь бывает в запасе, но на этот раз ее не оказалось: редкая группа. Тогда врачи пошли по палатам и предложили уже почти выздоровевшим больным откликнуться. И представьте себе, такой человек нашелся и помог! Через два-три дня, когда ее стало лучше, она захотела сказать ему «спасибо». Но он уже выписался, а когда она ему позвонила, то он сказал, что для него главная благодарность – это то, что она жива - здорова, и больше ему ничего не надо. Я очень радовалась, что есть такие люди и решила, что обязательно расскажу вам о нем.
(Дети рассказывают о бескорыстных добрых поступках).
Учитель слушает 2-3 выступления.
Учитель: Завершить этот этап я хочу стихотворными строками.
Свершая доброе деяние
Не жди добра в ответ.
Сведет такое ожиданье
Добро твое на нет.
- Я переворачиваю еще один лепесток – «БЕСКОРЫСТИЕ» Слайд 7 и перехожу к следующей части нашего общения. Попробуйте мне ответить, какое отношение к теме имеет стихотворение?
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит,
И руку лижет липким языком.
Содержание стихотворения обсуждается.
Ответы детей: Добрый человек – это человек, заботливо относящийся к животным, близким людям, друзьям, престарелым родственникам.
(Ребята приводят примеры).
Учитель: По-настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку и всегда поможет ей в чем-нибудь, не пройдет мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку. Иногда ему за это не скажут «спасибо», но это неважно, важно, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить не может.
- Меня по-настоящему тронули ваши сочинения о добре, милосердии, которые вы написали дома. Я не буду называть фамилий, а лишь процитирую некоторые фразы (учитель зачитывает несколько отрывков сочинений):
«Мне кажется, что добро – это помощь людям». «Если человек отдает последнее, он добрый». «Мой друг очень добрый. Однажды он отдал мне конструктор, хотя он тоже ему нравился». «Моя бабушка очень добрая. Она всегда всех жалеет». «Самая добрая – это моя мама. Она меня прощает, даже если я очень виноват».
- Итак, мы поворачиваем еще один лепесток «Забота об окружающих». (На доске).
Учитель: Ребята, а как человек может показать доброе расположение к другому человеку? (Ответы детей: Словами, добрыми жестами, улыбкой»).
5.Эксперимент.
Учитель: Проведем эксперимент. Я прошу выйти сюда двух ребят. Мы посадим их на стулья спиной друг к другу и попросим в таком положении рассказать друг другу что-то интересное (содержание книги, нового мультфильма), не меняя положения.
Дети исполняют задание, но разговор обычно не получается.
6.Диалог учителя и ребят.
Учитель: Как-то неудобно было, трудно было говорить, а поэтому и неинтересно. А почему?
Дети: Глаза не помогают.
Учитель: А если повернуться лицом друг к другу?
Дети: Тогда, оказывается, гораздо легче.
Учитель: Если мы хотим быть внимательными и участливыми к людям, надо общаться сосредоточенно, поддерживая зрительный контакт с собеседником, одобряя его жестом, прикосновением. Если друг пришел поделиться с тобой своей бедой, неприятностью, ждет твоего совета, будь к нему (подходит к схеме и поворачивает лепесток) «ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ». Слайд 8
Чтобы помочь человеку, надо обязательно его выслушать, учитесь этому.
7.Правила доброты.
Учитель: Ребята, теперь вы убедились, как важно уметь общаться? В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы читать людей. Как это делать? Вот несколько нехитрых правил:
1.Излучайте положительные эмоции (веселый, жизнерадостный, добрый, позитивно спокойный человек всегда привлекает).
2.Улыбайтесь человеку и старайтесь, чтобы улыбка была искренней.
3.Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
4. Нужно уметь слушать и слышать, поддерживать тему разговора.
5. Говорите комплементы.
Учитель: Об искусстве общения люди сложили много пословиц и поговорок. Слайд 9
- Добро помни, а зло забывай.
- Доброе дело и в воде не тонет.
- Лошадь узнают в езде, а человека в общении.
- Все за одного, один за всех.
- Какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь.
- Где лад, там и клад.
- Делать добро спеши.
Учитель: А теперь пришло время узнать, что за слово написано на доске? Я буду вам подсказывать. Итак:
1)это слово характеризует хорошего человека, умеющего общаться.
2)этот человек никогда не войдет в общественный транспорт, не пропустив вперед пожилого человека.
3)человек, обладающий этим качеством не станет кричать через улицу своему товарищу.
4) это слово подходит к общительному человеку, который никогда не грубит и правильно ведет себя во время в общении со своими сверстниками и со старшими. (Воспитанность). (На доске)
8.Работа в группах.Слайд 10
Физкультминутка.
Психологическая саморегуляция - «Солнышко».
С закрытыми глазами дети представляют, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Переключается внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Оно успокаивается, становится плавным, равномерным.
В заключении - улыбнулись друг другу.
9. Работа в группах. Составление кластера «Доброта». Слайд 11
У учащихся на столах лежат листы с заготовкой.
Учитель: Какими качествами характера обладает добрый человек? У вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. Расположите их на лучиках солнышка. Слайд 12