kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Герои былин-защитники русской земли."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект содержит материал, который поможет сформировать понятие о былине- жанре устного народного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Герои былин-защитники русской земли."»


ГЕРОИ БЫЛИН – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ


Цель: привить интерес к героической истории нашей Родины, чувство гордости за славных и отважных ее сынов, отстаивающих независимость Земли Русской.

Задачи:

  • сформировать понятие о былине – жанре УНТ;

  • прививать интерес к истории на основе эмоционального восприятия прочитанного;

  • формировать основы гражданственности: понятие долга перед Отечеством, старшим поколением и семьей;

  • развивать мышление, внимание, связную речь учащихся;

  • расширять и обогащать словарный запас учащихся.

Дидактическое оснащение:


  • презентация «Богатыри – защитники Земли Русской»;

  • видеоролики «Русь богатырская», «Александр Субботин – игра на гуслях», «Цветы – Богатырская сила», «Богатырская»;

  • раскраски;

  • карточки с луком и стрелами, копьем, мечом (для самоанализа).


Предварительная работа с детьми: разучивание стихов, чтение и обсуждение былин, подготовка чтецов к чтению отрывков из былин.

Звучит музыка «Русь богатырская»

На экране слайд № 1


  1. Вед. Ребята, сегодня мы поговорим о былинах. Как вы думаете, от какого слова

образовано слово «бы-ли-на»? (от слова быль).

Былинами, или старинами, называются народные повествовательные песни о подвигах героев-богатырей.


На экране слайд № 2


Былины были сложены в старину неизвестными певцами- сказителями и устно (письменности тогда не было) передавались от поколения к поколению под звуки гуслей. Знаете ли вы, что такое гусли?


На экране появляется значение слова (Гусли - старинный русский многострунный инструмент)


Звучит запись сказителя, сопровождаемая игрой на гуслях.

(музыкальное сопровождение)


  1. Вед. В 11-12 в. Русь была раздроблена на отдельные княжества.

На экране - значение слова (Княжество - область, местность, управляемая князем)


Князья угнетали народ, в погоне за добычей вели междоусобную войну, которая ослабляла государство. Этим пользовались иноземные захватчики, они совершали набеги на русские земли.


Итак, угнетение народа, борьба за независимость, ссоры князей – все нашло отражение в былинах, ставших живым откликом народа на события в жизни Руси.

Борьба народа за освобождение рождала людей мужественных, стойких, смело поднимающихся на защиту родной земли, так и появились герои былин.


  1. Беседа

- Кого из былинных героев вы знаете?

- О ком из богатырей сложено больше былин?


Слайд № 3


  1. Вед. Русские богатыри – И. Муромец, А. Попович, Д.Никитич, Вольга Святославович, Евпатий Коловрат, Микула Селянинович, Михайло Казарянин, Н. Кожемяка, Ратмир, Садко, Святогор, Ставр Годинович – это положительные герои.


Отрицательные персонажи - (помните ли вы их?) Идолище поганое, Калин-царь, Морской царь, Соловей-разбойник, Тугарин.



Слайд № 4

  1. Былинным героям посвящены не только литературные произведения, но и полотна художников.

Перед вами репродукция картины В. М. Васнецова « Богатыри»


Слайд № 5


(Продолжение беседы)


- Сколько их? Почему?

- Кто изображен на ней?

- Кем были богатыри для народа? ( Защитниками)


Вед. Глядя на картину, мы видим живую историю Древней Руси. Перед нами широкая степь. Полдень. Богатыри вглядываются вдаль.


- Каково выражение их лиц? Готовы ли они к бою за русскую землю? ( Они воинственны, могут дать достойный отпор врагу)


Вы видите, в какие красивые костюмы одеты богатыри русские. Давайте внимательно рассмотрим их одежду и вооружение. Костюмы героев былин сшиты из ткани разных расцветок, украшены золотыми нитями, пряжками.


- Чем защищена была голова воина?

Железный шлем изготавливался из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, кольчужная бармица крепилась к шлему с боков и полностью закрывала шею.


На экране – значение слова (Бармица – кольчужная железная сетка, крепится к шлему воина для защиты шеи)


- Чем защищено тело воинов?

Важной частью костюма богатырей была кольчуга. Она имела вид длинной рубахи, сплетенной из множества железных колец. На руки крепились «наручи», на ногах были «поножи».


- Чем были вооружены богатыри?

В комплект вооружения входили меч, ножны, палица, колчан со стрелами.

- Что такое « палица», « колчан»?


На экране - значение слов (Палица - тяжелая дубинка с утолщенным концом, старинное ударное или метательное оружие)

(Колчан – сумка, футляр для стрел)


Богатыри русские были конными воинами.


А теперь подберем близкие по значению слова

- Какими были богатыри - защитники земли русской? (Храбрыми, мужественными, отважными, сильными, смелыми, любящими родную землю, освободителями ее от врагов, разорения)

- Кто такой богатырь? (силач, воин, витязь, защитник)


На экране значение слова (Витязь - храбрый воин, богатырь)


Вед. Считалось, что былинные богатыри – могучие витязи, наделенные Богом умом, смекалкой, силой, беззаветно преданные своей родине, ее патриоты

На экране – значение слова (Патриот – человек, который любит свое отечество, верен своему народу, готов на подвиг во имя родины).


  1. Вед. А сейчас нам ребята расскажут стихи о трех богатырях


1 уч. Выезжали на войну три богатыря

И от топота копыт сотряслась земля.

2 уч. Не боится пусть врагов

Русская земля.

На посту своем всегда три богатыря.

3 уч. Ой, за Русь великую,

Врагов свору дикую,

Победят богатыри,

Раз пришел с мечом – умри!

4 уч. Наши три богатыря

Полюбились нам не зря,

Стала втрое безопасней

Наша русская земля.


  1. Вед. Чтобы победить многочисленных врагов, защитить землю русскую, нужен был не 1, не 3, даже не 10 воинов, а целое войско богатырей – дружина.


Давайте вместе создадим один из отрядов ее. Перед вами рисунки с изображением богатырей. Черно – белый вариант. Раскрасьте их.


Работу мы проведем под звуки песни «Богатырская сила». Ансамбль «Цветы».


Мы собрали малое войско, враг и нам не страшен. Мы спокойно можем продолжать наше занятие.


Вед. Мы трудились не на шутку,

Пора провести физкультминутку.




Слайд № 6

Молодцы!


  1. Вед. Ребята, сейчас мы послушаем отрывок из былины «Илья Муромец» и ответим на вопросы, внимательнее, пожалуйста, слушайте.


И садился тут Илья на добра коня,

Брал с собой доспехи крепи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную,

Во-вторых, копье брал мурзамецкое,

А еще брал саблю свою острую,

Еще брал шалыгу подорожную,

И поехал он из Киева.

Выехал Илья во чисто поле,

И подъехал он ко войскам татарским

Посмотреть на войска татарские.

Нагнано-то силы много множество.

Как от покрика от человечьего,

Как от ржанья лошадиного

Унывает сердце человеческо.

И поехал Илья по раздольицу чисту полю

Во тую силушку великую,

Стал конем топтать да копьем колоть,

И он бьет-то силу, как траву косит,-

У Ильи-то сила не уменьшится.


- За что боролся Илья-богатырь? (за землю-матушку)

- Почему? (хотел освободить ее от татар-завоевателей)

- Зачем? Из каких побуждений? ( любил отчизну, народ, считал, что защита страны - долг героя)


  1. Вед. Теперь мы познакомимся с былиной «Никита Кожемяка»


Никита Кожемяка



В старые годы появился около города Киева страшный змей. Много народа потаскал он в свою пещеру, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей пещере.

  • Вопросы:

  1. Как назывался город, около которого в старые годы появился змей?

Существует ли этот город в наше время?

2. Как ты думаешь, боялись ли люди змея? Почему?

3. Что змей сделал с царской дочкой?

  • У той царевны была собачка, увязалась с ней из дому. Напишет, бывало, царевна записочку батюшке с матушкой, привяжет собачке на шею и пошлёт её домой. А собачка царевне ответ принесёт.

Вот узнала царевна у змея, кто его сильнее, и написала отцу с матерью: «Есть в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать».

Нашёл царь Никиту Кожемяку и стал просить его царевну выручить. Да сколько не упрашивал царь Кожемяку, тот не соглашался.

Вот и придумал царь собрать малолетних сирот — змей поел их родителей — и послать их просить Кожемяку освободить всю Русскую землю от великой беды.

  • Вопросы:

  1. О чем просил царь Никиту Кожемяку?

2. Что придумал царь, чтобы Никита Кожемяка согласился освободить царевну?
 Пожалел Никита детишек. Взял триста пудов верёвки, на­смолил смолою, весь обмотался, чтобы змей его не съел, и пошёл к пещере.

  • Вопросы:

1. Почему Никита Кожемяка согласился идти биться со змеем?

Подходит Никита к пещере и кричит:

— Выходи, змей, силой мериться!

Испугался змей, но вышел к богатырю в чистое поле. Стали они биться, и повалил Кожемяка змея. Стал тут змей его молить:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет.

Разделим всю землю поровну: ты будешь жить в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо,— сказал Никита,— чтобы землю разделить, надо межу проложить.

  • Вопросы:

1. Кто выиграл сражение: Никита или змей?

2. Что змей предложил Никите сделать с землей?

3. Согласился ли Никита разделить землю? Что для этого нужно сделать? 

(На экране лексическое значение слова

Межа – полоса между полями)

  • Сделал Кожемяка соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу пропахивать. Провёл борозду от Киева до моря и говорит змею:

— Землю мы разделили, теперь давай море делить.

Потащил змей соху в море да и утонул.



( На экране лексическое значение слова

Пуд – русская мера веса, равна 16,58 кг)



  • Вернулся Никита Кожемяка в Киев. Навстречу ему люди бегут, царь с царицей предлагают дары драгоценные. Ничего не взял Никита Кожемяка за свою работу, пошёл опять кожи мять. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

  • Вопросы:

  • 1. Куда вернулся Никита после смерти змея?

2. Обрадовались ли люди, узнав, что змея убил Никита?


10. Вед. Перед вами пословицы (проецируются на экране)

- Славу свою добывай в бою

- Врага бояться – в живых не остаться

- Мужественно биться - победы добиться

- За смелым победа


Какая из этих пословиц характеризует Н. Кожемяку? (все, ведь они о доблести, отваге, защите людей)


11. Подведение итога занятия:


- С какими персонажами мы познакомились? (с богатырями)

- Чем прославились герои былин, раз о них сложили песни? (защищали землю)

- Значит, кто они? (защитники)

- От кого защищали богатыри родную землю? (от врагов, захватчиков)

- О чем мы узнали из былин?

Слайд № 7


12. Вед. Богатыри в былинах воплотили лучшие качества своего народа: доблесть, бесстрашие, патриотизм, любовь к родной земле, людям, защитниками которых они были.


13. Самооценка. У вас на столах рисунки с изображением видов оружия былинного героя.


Если вы, ребята, отлично работали на занятии, поднимите один из видов доспех – лук со стрелами.

Если уверены, что можете трудиться лучше, чем работали сегодня, поднимите меч.

А если же старались на нынешнем занятии не в полную силу, но будете в дальнейшем работать лучше, поднимите копье.

На экране. Моя самооценка


Я отлично работал – лук со стрелами

Я уверен: могу лучше – меч

Я буду стараться – копье


Звучит музыка: песня «Богатырская».


Слайд № 8


12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект занятия "Герои былин-защитники русской земли."

Автор: Заметалина Валентина Александровна.

Дата: 27.07.2017

Номер свидетельства: 424561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства