Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Кристалл доброты" для учащихся 1-2 классов»
Цель: сформировать в сознании учащихся понятие «доброта».
Задачи:
-расширить знания учащихся о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
-воспитать стремление совершать добрые дела;
-развивать речь учащихся.
Назначение. Данный конспект занятия составлен для учащихся 1-2 классов. Можно адресовать воспитателям подготовительной группы дошкольных учреждений.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие друзья! Когда вы собираетесь куда-то идти или ехать, где вам предстоит встретиться с незнакомыми людьми, говорить с ними, может быть, даже жить с ними, например, в оздоровительном лагере, вы, наверняка, мечтаете встретиться с людьми добрыми, ласковыми, которые вас поймут, а если надо, и помогут. Не так ли?
Что же такое доброта? Кого мы называем добрым человеком?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Доброта – главное качество души человека. Добрый человек – ласковый, нежный, он всегда вежлив и внимателен к окружающим. Добрый человек проявляет сострадание, спешит на помощь. Добрый человек – щедрый, гостеприимный. Он всегда держится ровно, спокойно, приветливо, с улыбкой. Я думаю, вы все встречались и встречаетесь с добрыми людьми. Назовите их.
(Учащиеся называют)
Воспитатель: Да, это ваши родители, бабушки, дедушки, врач, который лечил вас, когда вы болели, это воспитатели в детском саду и школе, учитель, ваши друзья и знакомые.
Когда я думаю о доброте, то мне представляется чудесный прозрачный кристалл, у которого много разных граней, каждая грань – светлое качество души. Послушайте стихотворение «Кристалл доброты», которое прочитает Оля Иванова.
Ученица: Доброта – хрустальный кристалл,
У него немало граней.
Он на солнце засверкал
Разноцветными огнями.
В первой грани – теплота,
И любовь, и верность.
Во второй же – чистота,
Вежливость и щедрость.
В третьей грани есть усердие,
Состраданье, милосердие.
А в четвёртой – нежность, ласка,
Песня тихая и сказка.
В пятой грани – радость, счастье
И душевное участие.
Светится, горит кристалл,
Словно сердцем твоим стал.
Воспитатель: Почему стихотворение называется «Кристалл доброты»? Какие грани у этого кристалла?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Пожалуй, каждому качеству характера, из которого складывается доброта, можно подобрать другие, противоположные качества. Например, отзывчивый – чёрствый. Давайте вместе с вами продолжим этот ряд.
(Воспитатель бросает каждому ученику мяч, называя положительные черты характера; бросая мяч воспитателю, ученик называет противоположное по значению слово)
Нежный – грубый.
Терпеливый – поспешный.
Участливый – безразличный.
Щедрый – скупой.
Миролюбивый – драчливый.
Вежливый – невоспитанный.
Усердный – ленивый.
Ласковый – грубый.
Милосердный – равнодушный.
Дружелюбный – злобный.
Воспитатель: Молодцы! Правильно назвали отрицательные свойства характера, которые совсем не украшают человека.
Русский народ сложил множество пословиц и поговорок о доброте. Очень известна пословица: «Мир не без добрых людей». Что она означает?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Правильно. Всегда рядом с вами найдется добрый, отзывчивый человек. К нему и душа тянется.
«Добра желаешь, добро и делай». Как можно объяснить эту пословицу?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Тот человек, что творит добро, взамен от людей тоже получает добро. Попробуйте объяснить следующие пословицы:
«Добро творить – себя веселить».
«Доброе дело два века живёт».
«Доброму человеку чужая болезнь к сердцу».
(Учащиеся объясняют смысл пословиц)
Воспитатель: Ребята, подумайте, как бы вы изобразили доброту.
Ученик: Я бы изобразил доброту в виде солнышка! Оно светит и греет, и жизнь на Земле всему даёт.
Ученик: В виде цветика-семицветика. У него семь лепестков и каждый окрашен по-разному. Это напоминает нам разные свойства доброты – щедрость, ласку, любовь, нежность, верность, миролюбие, гостеприимство.
Ученик: В виде зелёного луга и белых ромашек. Это очень красиво! Недаром говорится: «Где красота, там и доброта».
Воспитатель: Доброта – это тёплое сердце жизни! Она и спасает, и помогает, и выручает в трудную минуту. А где можно найти доброту?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Прежде всего в наших сердцах, словах, делах и поступках.
Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – это цветы,
Добрые дела – плоды.
Будьте, ребята, добрыми, и все вас будут любить!
Наше занятие мы закончим песней «Дорогою добра».
(Исполнение песни «Дорогою добра», музыка М.Минкова)