Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Символы России"»
Классный час «Символы России»
Педагог:Гудиева З.В.
Цели:
Выявить и расширить знания о государственной символике;
Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощение социокультурного контекста России;
Сформировать чувство уважения к России;
Развивать чувство патриотизма.
Методические рекомендации: предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учитель использует мультимедийную презентацию, отражающей содержание темы.
Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.
Так символом Парижа является Эйфелева башня;
Белый Дом, статуя Свободы – символы США,
Великая Китайская стена – символ Китая,
в Греции – это Акрополь,
в Англии – это Биг – Бен,
а в Италии – Колизей.
Какие символы России вы можете назвать?
(учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?
(учащиеся высказывают свои мнения)
Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди …
М. Шереметьев
Герб России - знак государства, изображаемый на знаменах, печатях, монетах, ассигнациях. Цель герба – символически изобразить государство, народ, общественный строй.
Я хочу обратить ваше внимание на следующий слайд и познакомить вас с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах.
Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.
Педагог: Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.
(учащиеся высказывают свои предположения)
Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. С 30 ноября 1993г., согласно указу президента, у России герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Педагог: У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические задачи. Основная функция состоит в том, чтобы сплотить патриотической символикой государственное и общественное единство и отразить высокие идеалы. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
1. Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
2. Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
3. Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
Педагог: Давайте попробуем расшифровать цвета нашего флага.
(выступления учащихся с предположениями)
Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Педагог: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Андреевский флаг является старым военно – морского флота России – еще со времен Петра 1. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.
Флаг СССР (1924 – 1991). Это было красное (или алое) знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.
Знамя Победы – наследник того знамени, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашисткой Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество и подвиг всего нашего народа, проявленные в этой войне. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.
Педагог: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
Кто из вас знает, что такое государственный гимн?
(учащиеся высказывают свое мнение)
Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.
до XVII в., Россия просуществовала без гимна
при Петре 1 «Преображенский марш»
При Николае I в 1883г. Официальный гимн Российской империи в 1833 – 1917 гг. «Боже царя храни»
После Октября гимном Советского Союза (до 1 января 1944 г.) стал «Интернационал»
С 1944 - 2000 гг. гимн «Союз нерушимый республик свободных…»
26 декабря 2000 года новый гимн
Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
(следуют ответы учащихся)
Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн на музыку Александрова был принят законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000). За принятие этого закона проголосовало 377 депутатов Госдумы (83,8%), против — 53 депутата (11,8%). При этом результаты поименного голосования показывают, что гимн пользовался поддержкой фракций КПРФ, «Единство», «Отечество — Вся Россия», ЛДПР, депутатских групп «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленной депутатской группы. Против него выступали демократические фракции — СПС и «Яблоко». Я прошу вас встать под гимн России. (звучит фонограмма гимна)
Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.