Отношение молодого поколения к пожилому на примере казак фильма "Шал". Умение отстаивать свою точку зрения, проявление толерантности, воспитание чувства патриотизма. Участники приветствуют друг друга, происходит деление на 2 команды: утверждающая сторона и опровергающая сторона. В ходе дебатного турнира ребята спорят о поступке мальчика, раскрывая в сюжете истину. Находят аргументы для убеждения своей точки зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать интерес у учащихся к литературному чтению, навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
формировать у учащихся навыки аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести дискуссию в духе толерантности, соблюдая речевые и этические нормы.
Оборудование: мультимедиа, презентация, таблица «Критерии балльной оценки действий спикеров», листы для выступления в группах;
ХОД ИГРЫ.
1. Введение в тему
Приветствие: Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на группы по просьбе учителя. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала достойнее и интереснее, думаю, и классный час наш сегодня пройдёт интересно и с пользой для всех.
Учитель. Начнем наш урок с разминки «Угадай, кто это?» Прочитайте задание и отгадайте, о ком пойдет речь.
«Угадай, кто это?»
Не боюсь грозы ни грамма, коль со мною рядом… (мама)
Он трудился ни от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый… (дед)
На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)
Круглый год – зимой и летом В шубу дамочки одеты, Шерсть закручена в колечки. Кто в каракуле? (овечки)
Это и есть герои фильма, о котором сегодня пойдёт речь.
Вопросы для подготовки:
– Почему Ералы захотел помочь деду? (Из-за своей воспитанности, уважению к старшим, очень почитал и любил деда). – Кто из персонажей тебе более симпатичен? (Дед, внук, мать, сосед, волки, овцы, никто, одинаково) – Осуждаешь ли ты кого-нибудь? (Деда, мать, внука, соседа, волков, овец, никого, всех). – Я предлагаю поразмышлять над темой: «Правельно поступил внук Ералы, отправившись на поиски деда?». Сегодня мы должны выяснить: прав ли внук Ералы, что пустился на помощь или не прав. – Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме. – А поможет нам успешно вести переговоры и спорить, слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, такая технология, как «Дебаты». Мы попробуем поучиться умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.
Дебаты – это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
Правила ведения дебатов
1. Утверждай и доказывай 2. Слушай 3. Опровергай и доказывай 4. Не перебивай 5. Говори спокойно
Особенности проведения дебатов
В дебатах принимают участиевсе.
Председатель:Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке :
в начале аудитории по центру – председатель;
справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);
слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса);
напротив председателя – эксперты (3 чел.);
в конце аудитории – ученики-зрители.
Деление на группы (спикеры) – проводится перед уроком.
«У» – утверждающая сторона (защитники) доказывает, что внук поступил правильно, что отправился на поиски деду.
«О» – опровергающая сторона (противники) доказывает, что внук поступил неправильно, что отправился на поиски деду.
каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
Зрители –
внимательно слушают позиции сторон («У» и «О»), которые подбирают аргументы "за" и "против";
формулируют вопросы и задают их любой из сторон;
к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
Эксперты (судьи) придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее убедительными.
эксперты оценивают аргументы (выступления), но не участников.
Работа в группах. Подбор аргументов и постановка вопросов.
Аргументы утверждающей стороны: Внук поступил правильно, что отправился на поиски деду.
(У) Мы считаем, что внук Ералы поступил правильно, потому что…
Аргументы опровергающей стороны: Внук поступил неправильно, что отправился на помощь деду.
(О) Мы считаем, что внук Ералы поступил неправильно, потому что…
Вопросы зрителей:
«О» – Почему внук не остался ждать деда дома?
«У» – Стал бы дед искать внука, если бы тот оказался на его месте?
«О» – Прав сосед Исабек Ага, что не поехал за дедом ещё вечером?
«У» – Будет ли радостно внуку (Ералы), когда он осознает, что своим поступком спас деда?
Подведение итогов дебатов
Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:
Оцените активность каждого из участников дебатов. (аплодисментами)
Чьи выступления вам понравились? Почему?
Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). (жестами головы и рук)
Достигнута ли главная цель дебатов? (умение отстаивать свою точку зрения)
Кто остался при своём мнении… Кто поменял своё мнение по проблеме…
Слово экспертам.
Критерии балльной оценки действий спикеров: (5 баллов – максимально)
Спикеры
Содержательность выступлений
Полнота
Конкретность
Рациональность использования времени
Осознанность
Культура общения
У1
У2
У3
У4
О1
О2
О3
О4
ИтогРефлексия
Где вам пригодятся те знания, которые вы получили сегодня?
Появилось ли у вас желание быть отзывчивым, добрым, трудолюбивым?