Цели: повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе, развивать познавательный интерес учащихся к предмету, развивать умения применять знания на практике, навыки контроля, самоконтроля в учебной деятельности.
Наглядность: таблицы, карточки.
Ход урока:
Целевая установка
Здравствуйте, ребята нашей игры. Мы собрались сегодня, чтобы провести игру «Последний герой» по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелегкая задача: вспомнить все, что вы изучали по этим предметам, а так же напрячь свое воображение, чтобы стать победителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе, развивать познавательный интерес учащихся к предмету, развивать умения применять знания на практике, навыки контроля, самоконтроля в учебной деятельности.
Наглядность: таблицы, карточки.
Ход урока:
Целевая установка
Здравствуйте, ребята нашей игры. Мы собрались сегодня, чтобы провести игру «Последний герой» по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелегкая задача: вспомнить все, что вы изучали по этим предметам, а так же напрячь свое воображение, чтобы стать победителем.
Игра «Последний герой» состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить жюри. Во втором туре «слабых» будете уделять сами. В конце останется только один, он и будет «Последним героем».
І тур
І задание: «Ответь правильно»
Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1-по русскому языку, 1-по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: Каков предмет? Что делает предмет? Что он такое?
Кто автор произведений «Записки охотника», «Бежин луг».
Расскажите правило «Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ».
Автор повести «Детство»?
Что такое монолог?
Назовите автора произведения «Белый пароход»?
Сколько склонений у существительных?
Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С.Мартыновым в Пятигорске?
Общая часть родственных слов?
Что обычно начинается со слов: «Жили-были...» или «В некотором царстве...».
Расскажите правила ЖИ, ШИ, ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
Известный русский баснописец?
Что такое обращение?
Назовите имя и отчество Гоголя.
Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение?
Сыновья Тараса Бульбы.
Что такое антонимы.
Кто написал «Мцыри»?
Петр Сергеевич, Москва. Это имена существительные собственные или нарицательные?
Кто написал первую «Российскую грамматику»?
К какой части речи относятся слова:скучающий, ответивший?
Назовите автора произведения« Путешествие из Петербурга в Москву».
Что такое неологизм?
Какого склонения слово «молодость»?
Я, кто-то, такой, их.Какая это часть речи?
Назовите автора «Хамелеона», «Лошадиной фамилии».
Что такое диалог?
Что находится между небом и землей?
2-задание
Каждому участнику команды дается карточка со словами. Нужно расставить ударение и показать выполненное задание жюри.
Перед вами на доске написаны слова. Все они тем или иным способом связаны друг с другом. Задача участников: связать слова и на листочках за писать в столбик верные ответы.
П. Ершов Калашников
Остав Капитанская
Купец Астафьев
Виктор Петрович Дети
Дочка Красный нос
Левша Нинищий
Пеппи А.Линдгрен
Подземелья Конек-горбунок
Мороз Длинный чулок
Малыш и Карлсон Аввакум
Принц Н. Лесков
В.Распутин легенде
Уроки Бульба
Французского Данко
Тарас протопоп
4 задание «Два слово из одного»
К словами, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или всередине, или в конце слово так, чтобы полуцилось новое. Из каждого слова еще по два, например: плот-Оплот, пИлот; вол-волК, ВолЯ; лапа-лаМпа,лапТа
Веер,сок, баня, рис, мак,арка,стол,тара.
2 тур
Остались сильные и, я надеюс,разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобаждать тех кто не справится, но уже по одному после каждого задания.
1 задание. «Римфа»
К словам, который я буду называть, вам нужно подабрать как мохжно больше слов-рифм. Например к слову «морковь»-кровь,любовь; «мне»- на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайтесь на листочках.
Крышка,дедушка, знак,цветок,народ.
2 задание «Откуда и кто автор?»
Я буду зачитывать отрывок из какого нибудь произведения. иВаша задача вспомнить, кто написа и что за произведение. Если не одгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше отгадает.
1 Богоподобая царевна
Киргиз-Кайцакия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому хлору
Взойти на ту высоку гору.
Г.Р.Державин. Ода «Фелица»
2.Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно.мохжет быть, изимою, и ле- том. Нередко то бывает с путешественниками: поедут на санях, а возвращается на телегах.
А.Н.Радишев Книга «Путешествие из Петербурга в Москву»
3.Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощичы, среди зеленного луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончик, без полу; кровля давно сгнилась и обваилилась. В этой хижинелет за тридцадь перед сим жима прекрасная, любезная Лиза с струшкой,матерью своею. Н.М.Карамзин. "Бедная лиза"
4.Эй, хлопьята!Заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!- кричал Тарас (Он).И вызвалось тот же тридцать быстрейших казаков заманить его.И,поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях наперерез гусарам.
5.Одна война оканчилось другой.Мой дядя, брат отца, ушел на фронт.Ушел он добровольно?Я не помню.Но помню-от бессоницы ушел.
6.Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу; он отдавал старшую дочь замуж, а мы были с ним кунаки, так нельзя же знаете, отказаться, хоть он и татарин.
7.Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
8.-До меня верст пять будет,- прибавил он,- пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю.
-А кто такой Хорь?
-А мой мужик... Он отсюда близехонько.
3.задание.Разбор слов по составу
Раздаются карточки со словами , которые нужно разобрать по составу.