1. | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - подготовиться к совместной продуктивной деятельности на мероприятии. Цель, которую вожатый хочет достичь на данном этапе: - создать ситуацию готовности детей к сотрудничеству; - психологическая подготовка детей к общению Задачи: - обеспечить доброжелательную обстановку для общения; - создать положительный эмоциональный настрой; - создать мотивационную ситуацию для постановки цели мероприятия. Методы – словесные: наглядные - эмоциональный тон воспитателя; - заранее продуманное место расположения детей; | Звучит музыка. (слайд №1) Вожатый. Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете! Вот таких замечательных, любознательных, веселых ребят я приглашаю со мной поиграть. Сегодняшнее мероприятие будет интересным для вас и начнем мы его с загадки: (слайд №2-4) Солнышко не хочет землю согревать, Листья пожелтели, стали опадать, Часто дождик льётся, птицы улетают, Урожай в саду и в поле собирают. Кто из вас, ребята, знает, это всё когда бывает? Ответы детей: Осенью! (слайд №5) Вожатый. Мы пять раз в ладоши хлопнем. Раз – два – три – четыре – пять (хлопают) И пять раз ногами топнем. Раз – два – три – четыре – пять (топают) В гости к осени придем, праздник осени начнем. Вожатый. Ребята, к нам пришла Осень – красивое, но немного грустное время года. Но грустить нам не годится, давайте будем веселиться! На праздник Осень позовём и вместе время проведём! Вожатый. Давайте дружно позовём Осень к нам на праздник! (Ребята зовут Осень): Осень, Осень, в гости просим! (слайд №6,7) |
2. | Повторение изученного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися - включиться в познавательную деятельность через игровую ситуацию Цель, которую вожатый хочет достичь на данном этапе: - актуализация субъективного опыта детей. Задачи: - конкретизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; - способствовать совершенствованию диалогической речи детей, поощрять проявления их речевой активности; - развивать коммуникативные умения детей – умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения. Методы организации – словесные, ситуативно-наглядные, ТСО; Методы стимулирования – эмоциональные (похвала); познавательные (опора на жизненный опыт) | Входит осень: Меня вы звали? Вот и я! Здравствуйте, мои друзья! Спешила к вам сюда, ребята, и всех вас видеть очень рада. Вожатый. И мы тоже рады видеть тебя! Нам очень нравится наряд, который ты даришь деревьям и кустарникам. Недаром тебя называют «золотой» осенью. Вот только нам хотелось бы узнать, почему осенью листья так необычно меняют цвет? Осень: Ребята, а вы разве не знаете? Баба-Яга: (влетая): Я, я, я! Я знаю! Вожатый. Какая Вы невоспитанная, Баба-Яга! Даже не сказали нам «здравствуйте». Такая пожилая женщина, а до сих пор не знаете элементарных правил поведения. Баба-Яга: Здравствуйте! Здравствуйте, ребята! Я узнала от сороки, что у вас сегодня праздник и очень торопилась, поэтому забыла поздороваться. А я знаю, почему листья желтые! Это я их покрасила! Сколько краски извела, ужасть! Осень: Ребята, это правда? (нет). Неправда, Баба-Яга! Нехорошо обманывать! Баба-Яга: Это я-то обманываю? Сама лично красила! (слайд №8) Вожатый. Вот и не Вы! Дело в том, что вся эта краска есть в самих растениях. Только мы не видим её, потому что летом в листьях больше всего зелёной краски - хлорофилла. Баба-Яга: Какого ещё хлорофилла? Хлорофилл, хлорофилл, зелёный он как крокодил! (Кривляется). Вожатый. Хлорофилл – это красящее вещество. Чем больше света, тем больше образуется этого зелёного красителя. Баба-Яга: Не верьте им! Сказки это! Осень: Баба-Яга, не перебивай! Дай ребятам послушать правильное объяснение. Вожатый. Так как летом дни длинные и много света, то хлорофилла образуется много и поэтому листья зелёные. Вы же помните, ребята, какие длинные и теплые дни бывают летом? Баба-Яга: Да, прекрасное время было! Только жаль, что наступила осень. Осень (обиженно): А я чем хуже лета? Только осенью вы едите виноград, арбузы. Что ещё, ребята? Подскажите! (ответы детей) (слайд №9) Осень: А сколько на улице красивых листьев, особенно желтых. Недаром меня называют «золотой» осенью. (слайд №10) Баба-Яга: Ребята, какого цвета еще листья? Верно, не только желтые, ещё есть красные, багряные, даже фиолетовые. (слайд №11) Вожатый. Правильно. С уменьшением светового дня хлорофилла становится всё меньше, и начинают проявляться другие красители, которые были в листьях. Осень: Ну что, Баба-Яга, это ты раскрасила все эти листья? Баба-Яга: Сдаюсь, сдаюсь, не красила я эти листья. Я пошутила. Осень: Теперь вам понятно, ребята, почему листья такие разноцветные? А знаете ли вы, почему они ещё и падают? (ответы детей)(слайд №12) Баба-Яга: Это я им приказываю, вот они и падают! «Швабра-дабра-кадабра! Листья, падайте!» Ведущий: Опять Вы, Баба-Яга, шутите, ребят с толку сбиваете! Баба-Яга: Всё-всё-всё, я больше не буду! А, правда, почему они падают? Вожатый. Ребята, вам приходилось когда-либо срывать листья с деревьев летом? (Ответы ребят). Баба-Яга: Ещё как приходилось! Вздумала я себе метёлку летом сделать, так все руки исцарапала, пока эти листья отдирала! Осень: Вот именно! А Вы, Баба-Яга, метёлку делайте не летом, а осенью. Листья легко отрываются, не исцарапаете руки. Баба-Яга: Ну, а почему же листья осенью легко отрываются? Никак не пойму! (слайд №13) Вожатый. Осенью в том месте, где лист к дереву прикрепляется, пробковый слой образуется. Он как перегородка отделяет лист от дерева, и достаточно небольшого ветерка, чтобы листья стали падать. Баба-Яга: И зачем это нужно, чтобы они упали? Осень, скажи – зачем? Осень: А давай спросим у ребят, может они знают? (Ответы ребят). Осень: Правильно. А ещё потому, что листья испаряют много влаги. Зима для деревьев не только холодное, но и сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи. Вожатый. Кроме того, в листьях накапливаются вредные вещества. Теряя листья, дерево от них избавляется. Если дерево сбросило все листья, значит, оно хорошо подготовилось к зиме. Осень: Молодцы, ребята! Но ведь я богата не только красками, дарами природы, но и играми! Давайте с вами поиграем! |
3. | Актуализация опорных знаний Цель, которая должна быть достигнута учениками: - понимать практическую значимость изучаемого материала. Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе: - провести коррекцию в осмыслении детьми изученного материала; Задачи: - понимать и выполнять учебную задачу самостоятельно; - создать условия для развития логического мышления, сообразительности; - обеспечить двигательную активность детей; - развивать у детей коммуникативные навыки: умение работать в группе - воспитывать самостоятельность Методы организации – словесные, наглядные, ТСО; Методы стимулирования – похвала; Методы оценивания – баллы | Осень и Баба-Яга набирают себе команды, раздавая листья (Осень) и мухоморы (Баба-Яга). Команды по 5 человек выходят вперед. Остальные дети становятся болельщиками. Выбирается жюри. Вожатый объявляет конкурсы и объясняет условия игры. Осень и Баба-Яга помогают вожатому проводить игровую программу, поддерживают игроков своей команды, «болеют» за неё. 1. «Поляна загадок». (слайд №14) Вожатый. Ребята, смотрите, сколько красивых листьев вот на этой поляне. Выбирайте себе тот, который вам понравился. (дети выбирают) Смотрите, а листочки-то необычные, с обратной стороны каждого листа находится загадка. Каждый участник игры выбирает себе 1 листочек и зачитывает свою загадку. Игроки другой команды дают правильный ответ. (За каждый правильный ответ – 1 балл). 1. Без пути и без дороги, ходит самый длинноногий, В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. (Дождь) 2. Тучи нагоняет, веет, задувает, по свету рыщет, поёт да свищет (Ветер) 3. Вслед за августом приходит, с листопадом хороводит, И богат он урожаем, мы его, конечно, знаем. (Сентябрь) 4. Середина твоя, Осень, иногда на небе просинь, Солнца луч уже не греет,асто дождик мелкий сеет. (Октябрь) 5. Кто тепло к нам не пускает, первым снегом нас пугает, Кто зовет к нам холода, знаете? Конечно, да! (Ноябрь) 6. Холода их так пугают, е теплым странам улетают, Расскажите без утайки, кто это собрался в стайки? (Птицы) 7. Весной веселит, летом, холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево). 8. Висит сито, не руками свито. (Паутина). 9. Я под шапкою цветной на ноге стою одной. У меня свои повадки: я всегда играю в прятки. (Гриб) 10. Шевелились у цветка все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) (слайд №15) Физкультминутка «Яблоко для ежат». (слайд №16) Вожатый. А сейчас мы с вами посоревнуемся в ловкости. Постройтесь в две линии. Задача такова: нужно без помощи рук передать от первого участника последнему яблоко, зажав его подбородком. Чья команда справится быстрее, та и победила. 2. «Осенние приметы». (слайд №17) Осень Ребята, а знаете ли вы приметы осени? На столах на листочках написаны незаконченные предложения о переменах в природе осенью. Нужно прочитать и правильно закончить предложения. Читать и отвечать может каждый член команды по очереди, а можно совещаться и давать ответы сообща всей командой. (За каждый правильный ответ – 1 балл).(слайд №18) 1 команда Осенью перелетные птицы --------------------------------- . (улетают на юг) Осенью насекомые ----------------------- . (прячутся в щели под корой) Осенью зайцы ------------------- . (меняют цвет шубки с серого на белый) Осенью деревья и кустарники ----------------------- . (теряют свою листву) Осенью день становится --------------------------------------------- . (короче) 2 команда . (слайд №19) Осенью зимующие птицы -------------------------- . (остаются на зимовку) Осенью медведи ----------------------------------------- . (впадают в спячку) Осенью солнце светит и греет ------------------------------------- . (меньше) Осенью в садах и огородах --------------------------- . (собирают урожай) Осенью ночь становится ------------------------------------------ . (длиннее) Выступление членов жюри. |
4. | Закрепление изученного материала Цель, которая должна быть достигнута учениками: -- обеспечить закрепление в памяти знаний и способов действий, которые необходимы при выполнении заданий. Цель, которую вожатый хочет достичь на данном этапе: - организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в измененных ситуациях. Задачи: - обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в игровых ситуациях; - уметь анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы; - обеспечить двигательную активность детей Методы организации – словесные, наглядные, игровые, практические, иллюстративные; Методы стимулирования – похвала; Методы оценивания – карточки, музыка, самооценка в ситуативной ситуации, баллы | 3. «Плетень ». . (слайд №20) В этот плетень вписаны названия овощей, растущих на огородах России. Часть букв в каждом названии закрыта. Названия овощей расположены горизонтально. Попробуйте их прочитать по открытым буквам. Вожатый. Молодцы! Вы правильно и быстро написали все слова. (Ответы: горох, томат, укроп, салат, тыква. Фасоль, шпинат, свекла, чеснок, огурец). Вожатый. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дождик». Играют в игру «Дождик». Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька — одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки — двумя пальцами, 3 капельки — тремя пальцами, сильный дождь — хлопают в ладоши, ливень — очень сильно хлопают. 4.«Собери пословицу». (слайд №21) Вожатый. Ребята, об осени написано очень много стихотворений, песен, народ придумал много загадок, пословиц и поговорок. Осенний ветер разбросал слова знакомых вам пословиц. Давайте соберем их. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. (За правильность составления пословицы – 2 балла, за быстроту – 1 балл). Весна красна цветами, а осень – пирогами. Лето со снопами, а осень – с пирогами. Вожатый. Вот какие вы молодцы. Каждая команда собрала все слова в пословицу. Какие красивые пословицы вы прочитали нам. Все вы знаете, что за осенью придет зима. Все звери в лесу готовятся к зиме, давайте поможем белочке собрать орешки. Физкультминутка «Помоги белке». (слайд №22) В зале на полу рассыпают шишки. Выходят по 2 игрока от каждой команды. Им завязывают глаза, и они начинают собирать шишки (пока играет музыка). Музыка прекращается, игрокам развязывают глаза. Их сменяет следующая пара. Количество шишек подсчитывается и суммируется. (Количество собранных шишек соответствует количеству набранных баллов). Выступление членов жюри. Вожатый. Ребята, сейчас мы с вами на некоторое время станем телеграфистами и поработаем в «Лесной типографии». (слайд №23) Обеим командам выдается одинаковый набор букв: ГРАЧ, СИНИЦА, ДЯТЕЛ, СОВА. Из них нужно составить названия птиц. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. (За каждый правильный ответ – 1 балл, за быстроту – 1 балл). |
5. | Рефлексия Цель: – оказать помощь детям в осмыслении собственной деятельности и осознании личных достижений; - организовать беседу с использованием вопросов, связанных с их эмоциональным состоянием | Жюри подсчитывает баллы. Вожатый. Ребята. Наш конкурс подходит к концу, пока жюри подводит итог, давайте поиграем в игру «Что растет на огороде?» Вежатый задает ребятам вопросы, а ребята отвечают на них словами «да» или «нет». — Растет капуста в огороде? - Да! — Краснеет помидор всегда? - Да! — А лук на грядке зеленеет? - Да! — Картошка в огороде зреет? - Да! — И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка? - Нет! — Есть в огороде перец сладкий? - Да! — И кабачок растет на грядке? - Да! — Морковка выстроилась в ряд? - Да! — Растет на грядках шоколад? - Нет! — Растут укроп, фасоль, горох? - Да! — Растет большой и злой бульдог? - Нет! Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты. Осень награждает игроков обеих команд грамотами. (слайд №23) Осень: Молодцы, ребята! Порадовали меня! Хотела, уж, было попрощаться с вами, да вот что вспомнила. Осенью не только красиво бывает, но и холодно, сыро, дождливо. А знаете ли вы, как нужно защищаться от простуд и инфекций? (Ответы ребят). Баба-Яга: А я знаю смешную зарядку для лица. Если её делать каждый день, тоже не заболеете! Повторяйте все за мной! (Массирует точки на лбу, у носа, тянет себя за уши, показывает язык, кривляется). Вожатый. Ребята, а ведь это на самом деле полезная зарядка! Вы делаете массаж активных точек и усиливаете защитные свойства своего организма! Осень: Ну, ребята, мне пора! Много ещё работы по лесам, по полям! Спасибо вам за праздник! Желаю вам здоровья и успехов в учебе! Баба-Яга: И мне пора! Желаю вам побольше двоек! Тьфу, пятерок! Весело у вас, ещё в гости приду! Вожатый. Спасибо и вам за беседу, за игры, за подарки! До новых встреч! Ребята, у вас на столах лежат кленовые листочки оранжевого и зеленого цвета. Если вам понравился наш праздник , если вы все сделали правильно – наклейте оранжевые листочки, ну если нет – тогда зеленые. Дети выбирают листочки, наклеивают. Вожатый. Я очень рада, что мероприятие вам понравилось. До свидания. |