Консультация для педагогов: «Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей в системе УДОД»
Консультация для педагогов: «Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей в системе УДОД»
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: «Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей в системе УДОД»»
«РАСТИ ПАТРИОТА РОСИИ»
Музей изобразительных искусств муниципального
образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей» г. о. Саранск Республика Мордовия
педагог дополнительного образования
руководитель музея
Триханова Людмила Георгиевна,
«Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание
детей в системе УДОД».
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Музей - это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села, города, страны и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…
Именно музей дает ребенку выход в большой мир, помогает сформировать систему ценностей, понять психологию людей, живших до нас, сравнить прошлое с настоящим, осознать сегодняшний день.
На базе нашего учреждения функционирует музей изобразительных искусств Пролетарского района городского округа Саранск с ноября 1988 года. Площадь выставочного зала - 72 кв.м., фондохранилища – 10,5 кв.м.
Музей оснащен современной техникой. Основной фонд музея состоит из подлинных произведений живописи, скульптуры, графики, отражающих творчество ведущих художников РМ и России (насчитывает 173 единицы хранения). Вспомогательный фонд представлен произведениями декоративно – прикладного искусства РМ и России, фотодокументами и различными экспонатами, которые имеют художественную и историческую ценность (всего 72 единицы).
По художественному уровню соответствует коллекции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Музей располагает скомплектованной библиотекой по изобразительному искусству, рассчитанной на взрослых и детей. Фонд музея регулярно пополняется новыми интересными и ценными экспонатами.
Материалы, посвященные истории Великой Отечественной войны представлены произведениями скульптора – фронтовика, заслуженного художника Мордовии Н.М.Обухова (31 скульптурная работа), картинами заслуженного художника РФ, народного художника РМ В.А.Попкова (посвященными Н.М.Обухову) и картиной «Старый Саранск» художника В.Ф.Макарова. Имеются в фонде музея и используются в экспозиции авторские фотографии (в количестве 38 шт.) Н.М.Обухова, сделанные им с памятников защитникам Родины, созданных для разных городов и сёл РМ.
Выставку его работ «Мы этой памяти верны» со времени ее открытия (1988 г.) посетили более 100 000 человек - школьники, их родители, учителя, студенты.
В память о скульпторе - фронтовике Н.М. Обухове была издана книга «Николай Обухов» (Находится в музее).
Альбом «Николай Обухов» помогает воспитанию у молодого поколения мужества, чести, патриотизма, а также любви и сострадания. Всем этим наполнено наследие скульптора. Его жизнь и творчество - осязаемое, яркое и убедительное отражение истории Родины, отражение ВО войны.
Главное отличие нашего музея от других – его возможность воспитательного воздействия на учащихся, независимо от возраста. Музей тесно сотрудничает со всеми школами Пролетарского района, детскими дошкольными учреждениями, ГКУСО РМ РСПДП «Надежда». С каждым годом посетителей нашего музея становится все больше и больше: 2011-2012 учебный год – 1138 человек; 2012-2013 учебный год – 2346 человек; 2013-2014 учебный год – 3207 человек.
Для привития гражданско-патриотических качеств используются различные формы работы: экскурсионно-выставочная, лекции, консультации, встречи с известными людьми, урок мужества, беседы, час памяти. Одной из важных являются Уроки Мужества. Их тематика разнообразна: «Муза, опалённая войной…», «Альбомы участников Сталинградской битвы и взятия Берлина В. П. Иванова и П. Н. Мазяркина», «Дорогами войны…», «Победа в сердце каждого живет», «Мемориал на Мамаевом Кургане», «70 лет снятия блокады Ленинграда», «Почетное звание «Город-герой» и др.
Как важно для сегодняшних детей узнать, почувствовать атмосферу военного времени через восприятие живых свидетелей, через их память и боль. Их становится всё меньше – тех, кто прошёл суровые версты и годы войны. Поэтому так значимы для нас традиционные встречи ветеранов, которые ежегодно проходят в стенах музея.
Не может не радовать то, что в последние годы усиливается интерес к истории родного края. Поэтому мы стараемся, как можно больше, освещать тематику о природе, культуре, обрядах и традициях нашего народа. Такие темы для бесед, как «Мои земляки», «Искусство нашего народа», «Мордовский национальный костюм» и др., пробуждают у ребят интерес к истории своего города, способствуют восстановлению связей между разными поколениями. С 2011 учебного года в выставочном зале функционирует выставка, посвященная Единению мордовского народа с народами Российского государства.
Для старшего возраста организуются встречи с известными людьми нашей республики. В разные годы гостями нашего музея были известные саранские историки, краеведы, поэты, писатели, музыканты, скульпторы, художники - В.А. Попков, С.Б. Бахмустов, Н.П. Рожков, Н.М. Обухов, В.Д. Илюхин, Козлова В.Ф. и др., которыми мы можем и должны гордиться.
В целях приобщения воспитанников и их родителей к православной культуре ежегодно проводятся встречи со священнослужителями Храма Казанской иконы Божьей Матери приуроченные к празднованию торжества Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, Пасхи Православной и др. Сама праздничная атмосфера, содержание выступлений, стиль проведения, обогащает духовный мир детей и взрослых, учит православной культуре, коллективному сопереживанию, способствует воспитанию моральных и духовных качеств воспитанников.
Музей неоднократно награждался за лучшую организацию работы в патриотическом воспитании учащихся. В 2007 году – Грамотой Министерства образования Республики Мордовия за 2 место в республиканском конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся. В 2005 году занял 2 место в номинации «Инновационная деятельность» в смотре музеев, посвящённом 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в 2010 году - 2 место в Республиканском смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, посвященном 65-летию Победы.
Деятельность музея освещалась в СМИ (газетах, радио, ТВ республики) и различных изданиях. Например, в энциклопедическом справочнике ''Всё о Мордовии'', стр. 576-577 опубликована статья ''Музей изобразительных искусств Центра эстетического воспитания'' (автор – А.А.Крыганова), в военно - патриотическом издании «Подвиг и память» на стр. 240-246 опубликованы сведения о музее ЦЭВД, как о важнейшем культурном центре Пролетарского района, бережно сохраняющего культурное наследие и память военных лет (автор - Н.Н. Атмайкина). Информация о мероприятиях, которые проходят в музее, размещена на сайте нашего учреждения (www.cvdsar.ru).
Если открыть книгу отзывов, то мы можем прочитать много благодарных слов о работе нашего музея.
Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все, чтобы гражданином можно было гордиться.
Таким образом, исторический опыт и народные культура и творчество, традиции, подвиги и судьбы людей - вот духовные источники социального, личностного и нравственного развития детей. И наше учреждение строит свою учебно-воспитательную деятельность так, чтобы из его стен мог выйти человек не только с образованием, но и такими прекрасными качествами, как любовь к Родине, духовность, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь и солидарность, гражданственность и коллективизм.
Приложение 1
План мероприятий
по военно-патриотическому воспитанию
к 70-тилетней годовщины Победы советского народа
в Великой Отечественной войне (1941-45 г.г.)
на 2014-15 учебный год
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведения
1.
Беседа о государственной символике России и Мордовии (флаг, герб, гимн) – как национальной ценности нашей истории (примеры значимости из ВО войны).
октябрь
2.
«Война глазами художников» (встреча с художником).
ноябрь
3.
Час памяти «Путешествие по городам-героям.
ноябрь
4.
Выпуск стенгазет «Вестник Победы»
октябрь-май
5.
Выставка и обзор книг «Они сражались за родину» (встреча с работником районной библиотеки).
декабрь
6.
Час памяти о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны «Ранним воскресным утром…22 июня 1941 года…»
январь
7.
Урок мужества «Дети войны».
январь
8.
Оформление тематических выставок, посвященных подвигу советских и российских воинов.
в течение года
9.
Выпуск стенной газеты о героях Великой Отечественной войны.
февраль-март
10.
Виртуальная экскурсия «Музей доблести и славы».
февраль
11.
Сбор документов и информации о родственниках сотрудников ЦЭВД, участвовавших в Великой Отечественной войне.
в течение года
12.
Книжно-иллюстративная выставка «Нам не дано забыть…» (встреча с поэтом или писателем).
март
13.
Урок мужества «Женщина и война».
март
14.
Оформление экспозиций и материалов, посвященных
70-летию Великой Победы.
в течение года
15.
Беседа «Мордовия в годы войны»
апрель
16.
Встреча с участниками Великой Отечественной войны «Поклонимся великим тем годам» (к 70-летию победы).
апрель-май
17.
Оформление стенда ветеранов Великой Отечественной войны (фото, материалы книги «Подвиг и память» данные о тружениках тыла и поколения «Дети войны»).
3 квартал
18.
Литературно-музыкальная композиция «По их детству прошлась война»
июнь
Перечень
учебно-методического обеспечения
1. Лекционный материал: «70 лет прорыва блокады Ленинграда»;
«Мы этой памяти верны»;
«Дорогами войны»;
«Поклон земле красивой и суровой»;
«Мемориал на Мамаевом кургане»;
«70 лет снятия блокады Ленинграда»;
«Музей доблести и славы»;
«Почетное звание Город-герой»;
«Старый и новый Саранск»;
«Полководцы России»;
«Великая Отечественная война в образах
скульптуры Н.М. Обухова»;
«Исторические памятники Мордовии»;
«Участие Мордовии в Вов»;
«Юные герои»;
«К 65-летию битвы под Москвой»;
«Давайте скажем что-то о Победе»;
«История государственных символов
Российской Федерации и Республики Мордовия»;
«Женщина и война»;
«Роль женщины в войне»;
«Чудеса финно-угорского мира»;
«Мордовский народный костюм»;
«Степан Эрьзя»;
«1000-летие единения мордовского народа с
народами российского государства»;
2. Презентации: «Почетное звание Город-герой»;
«К 65-летию начала Великой Отечественной войны»;
«Город, которого нет»;
«Город, в который хочется вернуться»;
«Детям планеты – мир без тревоги и слез»;
«Война глазами художников»;
«Великие полководцы России»;
«Участие Мордовии в Вов»;
«Саранск столица»;
«Достопримечательности Саранска»;
«Брестская крепость»;
«Оборона Брестской крепости»;
«Брест – город-герой»;
«Дети в Великую Отечественную войну»;
«Детство, опаленное войной»;
«Блокада Ленинграда»;
«Город-герой Ленинград»;
«Город-герой Севастополь»;
«Севастополь»;
«Подвиг героев Сталинграда»;
«Художники в Великой Отечественной войне»;
«Картины о войне»;
«Московская битва (1941-1942)»;
«Москва - город-герой»;
«Город-герой Смоленск»;
«К 70-летию начала Великой Отечественной войны»;
«Город-герой Керчь»;
«Город-герой Киев»;
«Город-герой Минск»;
«Город-герой Мурманск»;
«Город-герой Новороссийск»;
«Город-герой Одесса»;
«Тула 1941»;
«История государственных символов
Российской Федерации и Республики Мордовия»;
«Ночные ведьмы»;
«Роль женщины в войне»;
«Мы вместе огромная семья» (Крым);
«Чудеса финно-угорского мира»;
«Навеки с Россией»;
«Дети блокады»;
«Войны выигрывают не генералы»;
«По святым местам Мордовии»;
«Эрьзя по имени эрьзи».
3. Электронные носители:
«Любимый город» (Город-герой Мурманск);
«Святой воин адмирал Федор Ушаков»;
«Сборник «Равнение на победу»;
«Достопримечательности России»;
«Песни о Саранске»;
«Фото и памятники о войне»;
«Встреча с Попковым В.А.»;
«65-летие со дня Великой Победы»;
«Сталинградская битва»;
«Саранск в 50-х годах»;
«Саранск в 60-х годах»;
«Саранск в 70-х годах»;
«Саранск в 80-х годах»;
4. Подборка фотоматериала на военную тематику.
5. Ксерокопии документов участников Великой Отечественной войны.
6. Ксерокопии газет 1945 года.
7. Литература:
1. Военно-патриотическое издание «Подвиг и Память»
Чтобы помнить, надо знать. Составители: Н.М.Мирская, Е.М.Чиглинцева,