Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Особенности поведения детей с РАС"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 компенсирующего вида г. Можайска
Рабочая программа учителя-дефектолога
Разработала: учитель-дефектолог
Новосёлова Ю.И.
Можайск 2012 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основной базой рабочей программы являются:
- Образовательная программа детского сада;
- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред.
М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;
- Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.
- Методические разработки Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Формы организации коррекционной работы.
График организации образовательного процесса.
Сроки
Содержание работы
1-15 сентября
Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт,
документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми
Мониторинговая диагностика психического развития детей
15 мая – 31 мая
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.
Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога
с детьми 3-4 лет
месяц
Ознакомление с окружающим
Развитие элементарных математических представлений
Развитие высших психических функций.
Сентябрь
1-2Диагностика
«Наш детский сад»
Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними.. большой-маленький. Круг.
Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года.
«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.
2 неделя «Семья»
Цифры 1, 2, 3. высокий-низкий.
Домино-вкладыши. Мелкая моторика.
3 неделя «Дом. Мебель»
4 неделя «Город»
Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3, 4. широкий-узкий. Прямоугольник.
Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счёт по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал.
Домино-вкладыши.
Мелкая моторика.
Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.
декабрь
1неделя «Транспорт»
Цифра 4. большой, поменьше, самый маленький.
Мелкая моторика.
2 неделя «Зима»
Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. влево-вправо.
Домино-вкладыши. Мелкая моторика.
3 неделя «Зимующие птицы»
Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.
Счёт по образцу. Сравнение чисел3 и 4. далеко, близко.
«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.
4 неделя «Новогодний праздник»
Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года.
Количество и счёт. Образование числа 4. Геометрические фигуры.
Запомни и назови. Простые аналогии.
2 неделя «Семья»
Состав числа 4. Геометрические фигуры.
«Четвёртый лишний». дорисуй предмет.
3 неделя «Дом. Мебель»
4 неделя «Город»
Образование числа 5. Состав числа 5. Образование числа 6.
Состав числа 5. Сложение. Образование числа 6.
«Четвёртый лишний».
Чего не хватает?
Существенный признак. «Нелепицы». «Кто чем питается».
декабрь
1неделя «Транспорт»
Состав числа 6. Сложение. Образование числа 7.
«Нелепицы». «Четвёртый лишний».
2 неделя «Зима»
Состав числа 6. Вычитание. Состав числа 7.
«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?»
3 неделя «Зимующие птицы»
Состав числа. Вычитание. Образование числа 8.
«Четвёртый лишний». Чего не хватает?
4 неделя «Новогодний праздник»
Состав числа 7. Слоение и вычитание. Состав числа 8.
Существенные признаки. Выполни группировку.
Январь
1-2 недели – каникулы
3 неделя – диагностика
3 неделя « Домашние животные и птицы»
Состав числа 8. Сложение и вычитание. Образование числа 9.
Простые аналогии. Сложи фигуру из палочек.
4 неделя « Дикие животные »
Состав числа. Вычисление в пределах 10. состав числа 9.
«Зашумлённые предметы». «Какое слово нужно исключить?»
5 неделя
«Животные жарких стран »
Состав числа 8. вычисления в пределах 10. образование числа 10.
«Заплаточки». Классификация по разным признакам.
Февраль
1 неделя «Животные Севера»
Состав числа 8. арифметическая задача. Порядковый счёт в пределах 10.
Существенный признак. «Нелепицы». «Кто чем питается».
2 неделя «Мир морей и океанов».
Состав числа. Решение задач. Порядковый счёт.
«Нелепицы». «Четвёртый лишний».
3 неделя «День защитника Отечества»
Состав числа 9. решение задач. Количество и счёт.
Пересчёт геометрических фигур. «Что изменилось?»
4 неделя «Профессии»
Состав числа 10. решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов.
Дорисуй предмет. Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ. Пространственные фигуры.
Март
1 неделя «8 Марта»
Состав числа 10. решение задач.
«Нелепицы». Выполни группировку.
2 неделя – «Посуда»
Решение задач. Количество предметов. Состав числа 10.
Лабиринт. Запомни и повтори.
3 неделя - «Продукты»
4 неделя – Весна
Решение задач. Цвет. Форма. Размер предметов. Состав числа 10.
Решение задач. Сравнение предметов по высоте. Пространственные и временные понятия.
Работа с серией сюжетных картинок. Вычеркни нужным цветом.
Дорисуй. Запомни фигуры.
Апрель
1 неделя «Сезонная одежда. Обувь»
Решение задач. Сравнение предметов. Цвет. Форма. Размер.
Запомни, назови и покажи. Запомни и разложи правильно.
2 неделя «Космос»
Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по длине. Сутки.
Запомни слова. Четвёртый лишний.
3 неделя «Перелётные птицы»
Решение задач. Сравнение предметов по длине. Геометрические фигуры.
Построй дом из геометрических фигур. Разрезные картинки.
4 неделя «Дикие животные весной»
Пространственные и временные понятия. Сравнение предметов по ширине.
Развитие ассоциативного мышления. Нелепицы.
Май
1. неделя «Насекомые»
Составление задач. Размер предметов. Сложи в уме числа и назови результат. Сравнение предметов по толщине.
Вставки в сюжетную картину. Четвёртый лишний.
2 неделя «День Победы»
Решение задач. Сравнение предметов по толщине. Размер предметов.
Зашумлённые предметы. Подбери по форме.
Перспективное планирование лексического материала
для детей с ЗПР
Месяц
Лексические темы
Задачи
Сентябрь
«Наш детский сад»
Учить детей рассказывать о внешнем виде здания детского сада, закрепить знания о названиях и назначении помещений детского сада, учить отвечать на вопросы о труде воспитателя, учителя-дефектолога, врача, мед. сестры.
Игрушки.
Систематизировать знания детей об игрушках, формировать обобщающее понятие «игрушки», совершенствовать умение описывать предмет и узнавать его по описанию.
Октябрь
Фрукты.
Закрепить и уточнить представления детей о фруктах, учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты».
Овощи.
Закрепить и уточнить представления детей об овощах, учить различать овощи по вкусу, на ощупь, учить составлять рассказ описание.
Деревья и кустарники.
Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.
Осень
Уточнить и расширить представления детей об осени, ее признаках.
Осень
Закрепить знания о временах года; систематизировать представления об осени, отличительных признаках осени.
Ноябрь
«Человек. Наше тело»
Семья
Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).
Мой дом Мебель.
Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире. Сформировать понятия «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу».Уточнить и расширить представления об основных видах мебели.
Мой город
Сформировать представление о достопримечательностях родного города.
Декабрь
транспорт
Сформировать представление о транспорте, о профессиях людей, работающих водном транспорте
Зима
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры
Зимующие птицы
Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.
Зимние забавы детей. Новый год
Расширить представления о зимних явлениях в природе, о зимних видах спорта. Закрепить понятие «спортивная одежда». Закрепить представление о Новом годе.
Январь
Домашние животные Домашние птицы
Уточнить и расширить представления о домашних животных и их детенышах. Сформировать представление о домашних птицах.
Дикие животные
Закрепить знания о диких животных и их детенышах.
Животные жарких стран »
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу
Февраль
«Животные Севера»
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу
Мир морей и океанов».
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу
День защитника Отечества
Сформировать представление о военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник)
«Профессии»
Сформировать представление о профессиях
Март
Международный женский день
Сформировать представления о празднике «8 марта». Сформировать умение согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени.
посуда.
Закрепить название и назначение отдельных предметов посуды, учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде
«Продукты»
Весна
Закрепить представление о признаках весны. Расширить представления о весне, закрепить знания о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы).
Апрель
Одежда Обувь
Учить называть предметы верхней одежды, формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года. Уточнить и расширить представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви.
Расширить представления о перелетных птицах, познакомить с их жизнью (гнездование, выведение птенцов).
«Дикие животные весной»
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Май
Насекомые
Сформировать представление о насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), о пользе и вреде насекомых для людей и растений. Познакомить с их внешним строением, названиями отдельных частей.
День Победы
Обобщить знания о «Дне Победы».
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
В средней группе:
Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»;сравнивать количество предметов в группах;сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения;различать и называть геометрические фигуры;определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;
Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение;называть диких, домашних животных и птиц;различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;
В старшей группе:
Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;
Называть времена года, отмечать их особенности.
В подготовительной группе:
Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, ,
Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; иметь представления о родном крае.