kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческие средства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс учителя  с использованием краеведческих средств.  Урок посвящён происхождению самых крупных озёр на территории Копейского городского округа. Формирование у учащихся любви к Малой Родине. Ученики узнают историю происхождения голубых озёр родного края. Мастер -класс позволяет развитие умений работать с контурной картой.

Краеведческие средства обучения позволяют организовать процесс получения знаний на совершенно новом уровне и достигать планируемых результатов обучения:

?      личностных -

  • ценностные; морально-этические; индивидуально-личностные.

?      метапредметных-

  • коммуникативные; регулятивные; познавательные.

?      предметных –

  • знаниевые (основы предметных знаний); деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности); компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и повседневной практике). ( слайд)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«краеведческие средства»

Мастер – класс:


Краеведческие средства обучения


Цель:

Используя краеведческие средства, сформировать у учащихся представление о том, как у озёр Копейского городского округа появились названия.


Задачи:

1 Обогащение исторических представлений – раскрыть топонимику ( гидронимы) озёр в г. Копейске.

2. Развитие умений и навыков работы с контурной картой.

3.Воспитание гражданственности и любви к Малой Родине.


Оборудование:

презентация, фломастеры, контурная карта Копейского округа.


1.Разрешите представиться__________________( слайд)

2.Мастер –класс:______________________(Слайд)


3.Стандарт второго поколения направлен на новое содержание образования, современные технологии обучения, постановку целей для учителя и ученика и новые средства обучения.

Краеведческие средства обучения позволяют организовать процесс получения знаний на совершенно новом уровне и достигать планируемых результатов обучения:

 личностных -

  • ценностные; морально-этические; индивидуально-личностные.

 метапредметных-

  • коммуникативные; регулятивные; познавательные.

 предметных –

  • знаниевые (основы предметных знаний); деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности); компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и повседневной практике). ( слайд)



  • 1 этап Мастер-класса – работа с контурной картой.

Каждый учитель истории знает о том, что на уроке необходимо использовать карту. Карта обладает волшебным свойством – сразу же захватывает внимание детей; как часто я наблюдаю за глазами детей , когда они входят в класс… Они прежде видят перед собой карту. Прочитав название, уже представляют, о чём будет речь на уроке.( слайд – карта Копейска)

Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний.

Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание.

Особый вид творческих картографических заданий, способствующих обогащению исторических представлений учащихся, — это задания на выяснение происхождения топонимов и этнонимов.

Сейчас многие учителя имеют возможность использовать изображения карт компьютерных и мультимедийных, проекция которых на экране вполне могла бы заменить изношенные старые настенные школьные карты.

Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании.

Такая возможность предоставляется Вам, Коллеги!

1 задание: -

  • Обозначь границу Копейского городского округа .

Копейский городской округ расположен на самом краешке Сибири. На побережье древнего моря. Древнее море, которое плескалось в удалении к востоку. Заполнило эти места около 135 млн лет назад и стало отступать примерно 75 млн лет назад, оставляя пологую равнину со множеством болот и озёр. На территории округа десятки озёр. Из них шесть крупных:

  • Четвёртое

  • Шелюгино

  • Половинное

  • Синеглазово

  • Курочкино

  • Курлады

( одновременная работа учителя и учеников в проекции и на контурных картах по группам)

  • 2 этап мастер –класса:


Взгляните на карту. Весь Копейский округ словно усыпан синими веснушками больших и малых водоёмов. Общий счёт водоёмам установить невозможно и у каждого есть своя история, свое название.

Давайте поговорим о топонимике названий. Разобраться в этом вопросе нам поможет краевед Копейского городского округа Валентина Косолапова и

другие краеведы Челябинской области

детально исследовавшие «предмет разговора» в своих исследованиях.


— Топоним – название географического объекта. Совокупность топонимов на какой-либо территории и есть топонимика. В свою очередь, слово «топонимика», в переводе с греческого, произошло от слов tonos – место и onyma – имя. ( слайд)


Коренные названия окружающих город больших озер несколько подзабыты. Расшифровав их, можно лучше понять историю Малой родины, воспитывая на любви к родному краю юных патриотов Отечества.


Сегодня мы поговорим о классе топонимов (гидронимах), означающих названия рек и озер.

И вам, уважаемые коллеги, сегодня предстоит совершить путешествие по карте Копейского городского округа и узнать:-

Как у наших озёр появились названия?

Продуктом нашей совместной деятельности станет карта - путеводитель по родному краю.


Когда-то давным – давно там, где сегодня наш город стоит, море большое плескалось.

Мы, копейчане, живем на западном берегу древнего Чеганского моря.

Пусто на Земле нашей тогда было: ни людей, ни птиц современных, ни животных знакомых нам. Только рыба да моллюски в море водились, а на берегах его огромные папоротники росли – высились. Тихо кругом тогда было. Пустынно совсем. Только ветер иногда над землёй пролетал, волны на море поднимал, да ветки деревьев – папоротников качал. Травы к земле пригибал. Быстротечно время, однако: как миг единый не года, не сотни, миллионы лет пролетели. Многое изменилось на планете нашей, изменился и край наш уральский. И там, где когда-то море плескалось, леса поднялись. Но и море не исчезло совсем, памятку о себе оставило – озёра многие и многоводные. Потом люди сюда пришли. Жилища свои здесь поставили. Хлеб да детей растить стали. А чтоб в веках не затеряться, чтоб знали внуки и правнуки, кто первым здесь поселился, имена свои добрые озёрам подарили.

Главным, конечно, следует назвать озеро Тугайкуль. Ведь именно оно когда-то дало жизнь нашему городу, на его берегах много-много лет назад поселились люди, назвавшие именем озера Тугайкуль своё поселение.

(Слайд)- озеро Тугайкуль.


Практическая работа « О Чём говорят названия?»

  • Каждая группа ( по 2 человека).Всего 5 групп:

Каждая группа должна , используя дополнительную литературу, найти топоним озер Копейского городского округа.

----------- Самостоятельная работа -2 мин.

  • Озеро Четвёртое ( слайд)- топонимика и картинка.

Задание: найди и подпиши на контурной карте.

  • Есть на территории, прилегающей к Копейскому городскому округу, озера с незамысловатыми цифровыми названиями Первое и Второе. Но так они звучали не всегда. Имеют ли эти озера свои гидронимы? 

Озеро Первое омывает границу Челябинска. Далее идут Второе, Третье и Четвертое. Числовые названия указывают на порядок расположения озер от Челябинска к востоку. Копейчане давно привыкли к этим названиям, и даже старожилы вряд ли вспомнят, что когда-то озеро Первое именовалось Ярлыкулем – «озером с крутыми берегами». Словосочетание «Ус-Кульдук» — коренное название озера Второго. Переводится на русский язык как «три залива». В годы войны между этими горько-солеными болотцами пролегала взлетно-посадочная полоса. Столица Южного Урала готовила для фронта летчиков-истребителей. После пуска в строй ТЭЦ-1 котловина стала заполняться водой. Озера Третье и Четвертое когда-то были единым водоемом и назывались озером Ускултык. Этот гидроним можно встретить на генеральном плане Челябинского уезда 1800 года. «Ускултык» – название древнетюркское, дословный его перевод звучит как «три подмышки». Сегодня озера Третье и Четвертое, что называется, «усохли» после реализации проекта по водоосушению северного крыла города. Некогда полноводные, изобилующие рыбой, «три подмышки», разделенные степным перешейком, обмелели, но мы по-прежнему считаем их синими озерами, воспетыми в стихах и песнях. 

  • Озеро Шелюгино ( слайд)- топонимика и картинка.

Задание: найди и подпиши на контурной карте.

В основе названия-русское диалектное слово « шелюга» – « красная верба (краснотал)», кустарник из рода ивы с буро –красными побегами, произрастающий по низким местам.

озеро Курлады ( слайд)-топонимика и картинка.


  • Что известно о Курладах?

 

— По рассказам охотников знаю, что раньше большую площадь урочища Курлады занимали луга, среди которых лежали непосредственно Курлады, озера Дударевское, Павлин. Сегодня чаша урочища заполнилась, превратившись в огромное озеро площадью почти 90 квадратных километров. Здесь вольготно уткам, гусям, лебедям. Сейчас его обжили крылатые «рыбаки» — бакланы и пеликаны.

 

В книге Н. И. Шувалова «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области», изданной в 1999 году, сообщается, что уже в 1735 году озеро упоминалось под гидронимом Курлады. Название произошло от тюркского мужского имени с основой «курал» и именным аффиксом «ды». Поэтичное название. Чем-то созвучно с курлыканьем журавлей.


Задание: - найди и подпиши на контурной карте.

  • Озеро Половинное ( слайд)- топонимика и картинка.

Задание: найди и подпиши на контурной карте.


Одни историки и краеведы считают, что название – память о пересыхании водоёма, когда оно становилось вполовину меньше. Другие утверждают, что по озеру проходила межевая линия между землями казачьих посёлков, располовинившая его, от того и Половинное


  • Озеро Синеглазово ( слайд)- топонимика и картинка.

Задание: найди и подпиши на контурной карте.

Именуется по фамилии первопоселенца казака Е.С. Синеглазова. В 1770г. по нашим краям прошли маршруты Академической экспедиции. Знаменитый путешественник , академик П.С. Паласс, описывая окрестности Челябинской крепости, приводит башкирские названия озёр Смолино и Синеглазово: Ирентик – Куль и Малый Ирентик –Куль – « горькое озеро».


  • Озеро Курочкино ( слайд) – топонимика и картинка.

Задание: найди и подпиши на контурной карте.

Имя это озеро получило от казака Курочкина, переселившегося на эти свободные земли ещё в 1820году из деревни Тугайкульской..


Уважаемые коллеги! Давайте посмотрим на результаты нашего занятия. Очень важно, что каждый из Вас создал для себя карту озёр г. Копейска.

Сегодня Вы выступали не только в роли потребителя информации, но и в роли местных картографов. Были решены поставленные коммуникативные задачи, а значит, общение состоялось. И в результате нашей совместной деятельности нами решена практическая задача – создано наглядное пособие – карта озёр Копейского городского округа, которое может быть использовано для ориентации нашей местности. Мало того эта карта сможет быть путеводителем для приезжих. Навыки работы с контурной картой можно использовать для своих детей. 

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие - подведём итоги:

В книге « Челябинская область есть такой вопрос:- « Два города, Чебаркуль и Копейск, расположены в окружении озёр. На территории какого из этих городов озёр больше?»

Ответ : - В этом споре за звание « самый озёрный» - город нашего края Копейск победил.

    Экологи утверждают, что Копейск – самый «водяной» город Челябинской области.

Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей?
А может, начинается с крыльца,
Иль с поля ,где пшеница раскачалась?
Откуда бы она не начиналась –
Любви к России нет конца.
Н.Кабушкин

Водоемов, помимо названных в энциклопедии Челябинской области, у нас в округе действительно много. И все они – зеркала Каменного пояса.

Чтение стихотворения Л.А. Хусаиновой –педагога

« Я -копейчанка поневоле…… на фоне последнего слайда.

« ….. И, если честно, мне по нраву

Копейск – шахтёрский городок.

Здесь я нашла по сердцу и по праву

России милый уголок.

Где радуют глаза берёзы,

Лесные ягоды, цветы

И ранней осени морозы.

И жаркий летний полдень, и дожди,

И синь озёр необозрима…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
краеведческие средства

Автор: Фоменко Людмила Александровна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "" Краеведческие средства""
    ["seo_title"] => string(30) "kraieviedchieskiie-sriedstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "262576"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449386903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Краеведческий аспект в обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(58) "kraieviedchieskii-aspiekt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "121857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414081613"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства