Ведущие образовательные технологии: гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Ход урока.
I. Оргмомент. Сегодня мы с вами продолжим разговор о человеке: его способностях, единении с природой, качествах души, о понимании счастъя и красоты.
II. 1)-В чем же заключается истинная красота? Где ее найти?
Попробуем ответить на эти вопросы. 2)Учитель ИЗО : - Выставка женских портретов (репродукции картин).
- Работы какого жанра изобразительного искусства вы видите? {женский портрет)
- Зачем пишут портреты (особенно женские)?
- Что в представленных вам портретах обращает на себя внимание?
- Сравнение портретов ( Теплота- холодность. Выражение лица.)
- Какой портрет вам понравился больше? Почему?
- К какой женщине вы спокойно, без напряжения и волнения могли бы обратиться с каким-то вопросом или просьбой? Почему?
- Как цветовая гамма помогает почувствовать душевную теплоту или холодность женщин?
- Как вы думаете, есть ли на земле идеал женской красоты?
- Если бы вам пришлось искать такой идеал, то с чего бы вы начали?
III. 1) Знакомство с рассказом Вересаева «Состязание» (пересказ + чтение в сопровождении музыки).
2) Беседа.
- Портрет какого художника вам больше всего напоминает картина Дважды Вен чанного?
- Какое впечатление произвела на людей его картина?
- Почему «всеобщий вдох священной великой тоски пронесся над толпою» во время созерцания этой картины? Почему люди затосковали?
- В каких литературных произведениях вы встречались с холодной, недоступной, бездушной красотой? (Снегурочка, Снежная королева, Шамаханская царица, царица из сказки и мертвой царевне...)
- Были ли счастливы эти герои? Подарили ли счастье кому-то? (Их красота ради себя, для себя , не приносит радости и теплоты души и, соответственно, не получают этого взамен).
3) - Какой портрет близок к работе Единорога? Почему?
- Что портрет Зорьки открыл людям? Что они поняли?
- Почему им вспомнились «лучшие минуты любви», когда они смотрели на этот портрет?
- Почему не лицо Божественно - прекрасной девы Дважды Венчанного, а скромный портрет Зорьки покорил людей? (Одухотворенная красота и бездушно-недоступная).
- Кто и что помогало Единорогу творить красоту? (Любовь и душа Зорьки, его собственная).
- Чем красота лица отличается от красоты сердца?
- Может ли красивое сердце сделать красивым лицо и наоборот?
- Вспомните героинь сказок, в которых гармонично сочетаются красота внешняя и внутренняя? (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая).
- Что они несут людям?
IV. 1) Разными путями можно искать красоту.
- Где бы вы искали модель для своей картины, которая бы изображала красоту человека?
- Как бы вы показали истинную красоту? В чем бы ее постарались выразить? С помощью чего передали бы?' Какая она была бы у вас?
2) В представлении древних треков Бог обозначался как Истина, Добро и Красота. Добро - это прекрасное в действии.
Руссо.
Красота, как Бог, присутствует во всем. Главное - это уметь найти красоту везде и во всем. Чем более человек духовно развит, тем более красоты он замечает вокруг.
Клизовский.
Значит, красивый человек может быть рядом с вами, а не в заоблачных далях, надо только суметь увидеть эту красоту, распахнув навстречу свое сердце, свою душу.
Истинная красота вызывает в каждом, даже самом грубом человеке высокие чувства и светлые порывы, которые способствуют его совершенствованию.
3) Что бы вы пожелали в конце нашей встречи друг другу?
4) А я хочу подарить вам строки из одной старой песни:
Не заменит внешность губ неярких, нежных,
Маленького сердца большую доброту.
Преданность и верность не заменит внешность.
Только вот не каждый видит эту красоту.
Учитесь видеть истинную красоту, не бойтесь отдавать другому человеку частицу своей теплоты. Помните, «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».