kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Красота речи русского слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать обоснованный взгляд на русский язык, принадлежащий к национальным ценностям и составляющий часть мировой культуры. Воспитывать   любовь  и интерес к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Красота речи русского слова».»

Воспитательный час на тему:  «Красота речи русского слова». 

 Цели:   формировать обоснованный взгляд на русский язык, принадлежащий к национальным ценностям и составляющий часть мировой культуры. Воспитывать   любовь  и интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг «Язык наш - друг наш»; портреты писателей, чьи высказывания о русском языке используются  на классном часе.

Восп. Добрый день я рада приветствовать вас на нашем занятии, я надеюсь, что  сегодня вы узнаете для себя много полезного и интересного. Тема занятия «Красота речи русского слова».

2 слайд

3-4-5-6 слайд.

Женя.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» ( А. И. Куприн)

Коля К. «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А.Н.Толстой).

« Создать язык невозможно - его творит народ» (В.Г.Белинский).

Валя. «Язык – история народа» (А.И.Куприн).

Коля Ш. «Величайшее богатство народа – язык» (М.А.Шолохов).

Илья. «Язык есть вековой труд целого поколения» (В.И.Даль).

Саша. « Язык народа - лучший, никогда не увядающий цвет всей его духовной жизни» (К.Д.Ушинский).

Карина. «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М.Горький).

Люба. «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых и естественных понятий…Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г.Белинский)

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к Слову, а нашим попутчиком будет герой, которого мы никогда не видели, но между тем, мы не можем представить жизни без него, он стал нашим другом с того момента, когда мы появились на свет. Вы догадались, о ком я говорю? Ответы детей. Конечно, это язык. Русский язык.

Всю свою жизнь человек находится в мире языка. Язык – наш слуга и господин, это очки, без которых нам не разглядеть окружающего мира. Он наш друг и враг одновременно.

7-8 слайд.

Карина.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

 Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит или ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

 Женя.

9 слайд.

- Чистый, красивый язык - это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли. Может быть, научитесь писать стихи и сказки.

Давайте посмотрим видео – ролик о культуре речи русского языка. О чем говорится в этом ролике, что вы узнали для себя нового.

10 слайд. Сейчас Коля К. нам прочитает ситуацию, а мы обсудим ее. Ученики шли весёлой стайкой, то сбиваясь в клубок, то рассеиваясь веером вдоль улицы. Мальчишки, как всегда, немножко задирали девчонок, и те грозились, правда, не очень страшно, ударить их портфелем. И всё это сопровождалось криками, шутками. Знакомая картина: дети возвращаются из школы. Лишь одна девочка не участвовала в этом развлечении. Красивая, ухоженная, она шла с независимым видом, не обращая ни на кого внимания. Её не трогали. Очевидно, знали: её трогать нельзя. Других - можно, они беззлобно покричат, побегают с поднятым над головой портфелем и тут же забудут. А эта и кричать не станет, только взглянет – и тебе уже не по себе. Но, убегая от очередного занесённого над головою портфеля, Гошка нечаянно толкнул девочку локтем. Она резко остановилась, - в глазах – гнев и презрение.

- Ну, ты, - тихо и медленно сказала она, - чего пристаёшь? У тебя мать чахнет и скоро совсем умрёт, я знаю…

Она хорошо рассчитала свой удар, эта красивая, аккуратная девочка. Ранила она в самое больное место: мать у Гошки действительно часто и подолгу болеет, это было несчастьем их семьи. Только что бойкий, весёлый паренёк на моих глазах в мгновение сник и поплёлся, как старичок…

Вос. Почему слова, сказанные этой красивой девочкой «убили» Гошку?

  • Как вы думаете, сможет ли он простить обидчицу?

Да, словом можно обидеть, нанести рану человеку, но ведь слово обладает и спасительной силой. Именно об этом идет речь в рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово».

11слайд.Следущая ситуация: Люба. Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

- Подвиньтесь, сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал: - С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А. вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

- Ещё бы, - сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дома.

- Убежишь? - Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не даёт. А у самой сколько? - Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит. - Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой… Павлик засопел от обиды. - Пустяки! – сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет. - Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик.

- Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!» Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. Старик разгладил длинную бороду: - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот. - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза… - А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то и громко добавил: - это волшебное слово. Но не забудь, как нужно его говорить его.

- Я попробую, я сейчас же попробую. Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!» Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску…пожалуйста… Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

- Какую тебе? - Мне синюю, - робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: - Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, улыбке…

- Горяченького…горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, самый румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал в обе щеки.

«Волшебник, волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: - Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. - Возьми его, - вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы. - Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка уже была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Восп. Скажите. - Почему простое, привычное для воспитанного человека слово стало спасительным для мальчика?

- Почему мальчик снова побежал в сквер, ведь он уже получил то, о чём мечтал?

- Какие волшебные слова вы знаете?

12 слайд. Женя: Л. Н. Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Восп: А сейчас я предлагаю вам совершить экскурсию в далёкое прошлое и послушать притчу. Место действия - Древняя Греция, время – 6- ой век до н. э.

13 слайд. Коля К. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил:

- Эзоп, почему ты подаёшь только языки?

- Ты велел купить самое лучшее, а что на свете может быть лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви, наконец. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка, - ответил Эзоп. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.

  • Как вы думаете, почему язык – самое худшее по мнению Эзопа?

Обратимся к преданию.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, при помощи языка можно лицемерить, лгать, хитрить, сориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. Почему?

Велика сила слова. Действительно, сказать можно всё, что угодно. Недаром поэт В. Шефнер сказал:

14 слайд. Валя. Много слов на земле.

Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

- Словом можно убить, словом можно спасти,

- Словом можно полки за собой повести…

Что значит «убить словом»? Как вы думаете, а каких словах говорится в этом стихотворений? Можно ли сказать, что все слова одинаково хорошие?

Правильно, всем известно, что существует добро и зло, а значит и слова бывают добрые и злые.

Воспитатель: Ребята, что нового о языке вы узнали?

Почему нужно любить и беречь язык?

Ответы детей.

С помощью языка мы можем выразить наше отношение к прекрасному, рассказать о нашем крае, Родине, можем поддержать друг друга. Благодаря языку мы состоялись как люди.

15слайд. Коля. Ш. И. С. Тургенев сказал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»

Без языка нет народа, без народа нет языка, а значит, нет жизни.

Восп: Ребята, так давайте поблагодарим наш язык за то, что он наш преданный друг, что он всегда с нами. (Аплодисменты языку)

16 слайд.

Задание: Солнышко.

Каждый его лучик олицетворяет добрые слова, которые мы можем дарить людям, как солнышко дарит свой свет. Ведь солнце светит не только на добрых людей, поэтому и мы должны стараться сделать или сказать доброе даже человеку, который нас обидел.  Давайте вспомним и назовем волшебные слова:

(Спасибо, добрый день, здравствуйте, простите, пожалуйста, до свидания …)

17 слайд.

А сейчас мы немного отдохнем и проведем физ. минутку на внимание.

Вы сейчас будете выполнять задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте!

Попрыгайте, пожалуйста!

Руки вперед!

Присядьте!

Присядьте, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, скажите, что является мудростью народа? Ответы детей.

Конечно, вы правы. Это пословицы – «цвет народного ума», как называл их Владимир Даль. Тысячелетиями живут и накапливаются в языке сокровища человеческой мысли и опыта, в них – ум человека, национальная история. Давайте прикоснёмся к жемчужинам мудрости народной.

18 слайд Вспомним пословицы о речи и про добрые дела. Как вы понимаете смысл пословиц?

  • Красна птица пером, а речь - словом.

  • Хорошие речи и приятно слушать.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Не ищи красоты, а ищи доброты.

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  • Доброе слово и кошке приятно.

Мир русского языка… полон тайн и загадок, интересных находок и неожиданных открытий, постоянный и удивительно переменчивый, этот живой мир окружает нас с детства. Но доверяет свои богатства не каждому.

19 -20 слайд. Задание : -Часто в своей речи мы употребляем такие выражения, где вспоминаем кота. А что они обозначают? Каждый из вас возьмет выражение и объяснит, как его понимает.

  1. Кот наплакал (очень мало)

  2. Купить кота в мешке (приобретать что-либо не видя и не зная)

  3. Как кошка с собакой (в постоянной ссоре, вражде)

  4. Тянуть кота за хвост (говорить нудно медленно)

  5. Играть в кошки-мышки (хитрить)

6.Черная кошка пробежала (произошла ссора)

21 слайд. Задание. Составьте новые слова, используя буквы слов. Весточка, полумесяц.



22 слайд. Задание: «Вспомни пословицу»

На столе я выкладываются различные предметы и по этим предметам вы должны отгадать, о каких пословицах и поговорках идет речь.

- ножницы, линейка; («Семь раз отмерь – один раз отрежь»)

- два игрушечных зайчика;( «За двумя зайцами погонишься – ни одного ни поймаешь»)

- лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской; («Ученье свет, а не ученье – тьма”)

- небольшой камень, стакан воды. (“Под лежачий камень вода не течёт”)



23 слайд. Задание: Составить пословицы из карточек, на одной начало, на другой – окончание. Объяснить.


Кто много читает (тот много знает).

Книгу читать (как на крыльях летать).

Поздно встанешь (мало сделаешь).

Кто рано встаёт (тому Бог даёт).

Мир освещён солнцем, (человек - знанием).

Не спеши языком (торопись делом)

(Фразы в конвертах для каждой команды, по очереди называют готовые пословицы и объясняют их).

24 слайд. Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл:

  • На обиженных - соду возят. (Воду)

  • Работа не полк – в лес не убежит. (Волк)

  • Машу маслом не испортишь. (Кашу)

  • Старый круг лучше новых двух. (Друг)

  • Два сапога – тара. (Пара)

  • Яйца куницу не учат. (Курицу)

  • Лес рубят – кепки летят. (Щепки)

  • Ни кола, ни вора. (Двора)

  • Купить кита в мешке. (Кота)

Воспитатель: Сегодня мы узнали много о словах, о языке, повторили пословицы и поговорки. А как много еще интересного стоит за каждым, словом и каждым нашим обычаем.

А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить предложения:

У вас лежат на столах начало, а вы должны дополнить.

25-26 слайд.

  • Нужно изучать ………………..

  • Не засорять язык ………………..

  • Не загрязнять язык словами ………………….

  • Красиво и точно ……………………..

  • 1) Нужно изучать свой родной язык.

  • 2) Не засорять язык кличками.

  • 3) Не загрязнять язык словами-сорняками.

  • 4) Красиво и точно излагать свои мысли.

Воспитатель: Этим правилам должен следовать каждый воспитанный и грамотный человек. Если вы будете выполнять эти правила, то сможете правильно излагать свои мысли.

Наше занятие завершается, и я хочу поблагодарить всех за внимание, и активное участие.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Красота речи русского слова».

Автор: Бондарева Марина Мастакимовна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока по русскому  языку, 3 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "119624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413473469"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока риторики по теме "ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ   Употребляй слова правильно!" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-ritoriki-po-tiemie-pravil-naia-riech-upotriebliai-slova-pravil-no"
    ["file_id"] => string(6) "124996"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414862486"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Сочинение на тему «Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваши ученики?» (по следам К.Г. Паустовского)"
    ["seo_title"] => string(106) "sochinieniienatiemurusskiiiazykuchitnielziazabytgdiestaviatzapiatuiuvashiuchienikiposliedamkgpaustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "313981"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459589592"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок - проект "Боремся за чистоту  русского языка""
    ["seo_title"] => string(51) "urok-proiekt-boriemsia-za-chistotu-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "268571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450640772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства