Круглый стол «Читающая нация – культурно-развитая, преуспевающая страна».
Айтенова Л.Ш. – учитель истории и обществознания
Цели:
Приобщение учащихся к систематическому чтению для того, чтобы стать гармонически-развитой личностью.
Развитие ораторских способностей у старшеклассников.
Формирование и развитие интеллекта, посредством чтения.
Задачи:
Узнать, какова роль книги в жизни современного подростка в сравнении с другими источниками информации.
Определить значение в жизни школьников компьютера.
Показать роль и значение книги и чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств подрастающего человека.
Развивать интерес к формированию желания читать, что бы стать всесторонне образованной личностью.
Выяснить, какое место в жизни школьников занимает книга, выявить и оценить роль чтения нынешних школьников, круг их литературной ориентации.
Доказать значимость человека читающего в современном обществе, помочь осознать значимость книги в нашей жизни
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Участники: Учащиеся 9-10 классов, классные руководители, учителя-филологи.
Слайд 1 Читающая нация – культурно-развитая страна
Слайд 2 Человек с раннего возраста …
Ведущий 1. С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.
Книга появилась очень давно и развивалась по мере развития общества. Книга оказывает воздействие на духовный мир человека. Под ее влиянием у нас возникают различные идеи, образы и мысли.
Слайд 3. «Книга дает человеку возможность…»
Ведущий 2.
Как сказал Андре Моруа: «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой".
В современном мире меняется роль книги в жизни человека.
Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку. Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.
Слайд 4. «Книга - зеркало человечества …»
Ведущий 1. Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Ведущий 2. Чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Книга – элемент культуры, который на протяжении сотен лет передавал знания из поколения в поколение.
Слайд 5. Читающая нация – культурно-развитая страна
Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,
а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги — величайший.
Герман Гессе
Учитель. На сегодняшнем круглом столе мы попробуем разобраться: Какую же роль в наше время играет книга? Тема круглого стола звучит: «Читающая нация – культурно-развитая страна».
Для разговора мы сегодня пригласили учащихся 9-10 классов, а в качестве экспертов выступят: филологи нашей школы…., которые будут оценивать ваши аргументы и умения отстаивать свою точку зрения.
И так, вопрос учащимся:
- Как вы понимаете тему круглого стола, согласны ли вы с данным утверждением? (высказывание мнений)
Ведущий 1. Вот что по данному вопросу говорит статистика… Какая нация самая читающая в мире?
Слайд 6. Самая читающая нация в мире
Индия оказалась на первом месте по количеству времени, которое население проводит за книгами. И причина этого, видимо, не только в таланте индийских писателей, но также и в низком уровне жизни. Когда другие развлечения (кинотеатры, заграничные путешествия, телевизор) труднодоступны, книга становится настоящим спасением.
Неплохо также чувствует себя литература там, где ей не приходится выдерживать сильнейшую конкуренцию с телевидением – в Китае. Телевидение в этой стране предпочитает не развлекать, а воспитывать. В результате китайцы читают больше, чем по часу в день.
Впрочем, чтение – необязательно досуг для бедных. Как показало исследование NOP World Culture Score Index, в богатых Швеции и Саудовской Аравии люди также читают много и с удовольствием.
Предлагаю обратить внимание на слайды и сделать свои выводы.
Слайд 7. Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:
1. Индия ‑ 10,7 часа
2. Таиланд ‑ 9,4 часа.
3. Китай ‑ 8,0 часов
4. Филиппины ‑ 7,6 часа
5. Египет ‑ 7,5 часа
6. Чехия ‑ 7,4 часа
7. Россия ‑ 7,1 часа
8. Швеция ‑ 6,9 часа
9. Франция ‑ 6,9 часа 10.Венгрия ‑ 6,8 часа
Слайд 8. Европейский рейтинг по количеству читающих людей
Европейский рейтинг по количеству читающих людей (по исследованиям института социологии образования Российской академии наук) |
Великобритания | 73,5% |
Германия | 66% |
Франция | 61% |
Россия | 30% |
Украина | 27% |
Казахстан | 10% |
Рейтинг по читающим странам СНГ на 1000 человек
Рейтинг по читающим странам СНГ на 1000 человек 2012 год |
Беларусь | 392 человек |
Россия | 375 человек |
Украина | 336 человек |
Азербайджан | 283 человек |
Казахстан | 269 человек |
Ведущий 2. Лидер Нации Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил, «чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией… Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Ведущий 1. И в ежегодных Посланиях Президента РК не раз подчеркивалось, что развитие страны напрямую связано с ростом интеллектуального потенциала нации, подготовкой высокопрофессиональных кадров, что заставляет говорить о возрастающей роли информации, ее качества, в том числе и о повышении уровня грамотности, книжной культуры населения.
но, исследования последних лет показывают, что в современном Казахстане, как и во всем мире, наблюдается кризис чтения.
Слайд 9. Читающий город
Ведущий 2 . Изучение общественного мнения проводилось с 8 по 13 июня 2012 года в 16 городах (в 14 областных центрах, Астане и Алматы). Количество респондентов – 2307 чел.
Слайд 10. Рейтинг по уровню читаемости в городах КАЗАХСТАНА
Институт политических решений (ИПР) по результатам республиканского исследования вывел рейтинг самых читающих городов Казахстана.(АСТАНА. 14 июля. КАЗИНФОРМ) Список возглавил Петропавловск, на долю которого приходится 22,5% от общего количества книголюбителей по стране.
«Взяв за критерий ответ респондентов «читаю ежедневно», социологи определили «самые читающие» города: Петропавловск (22,5%), Алматы (19%) и Астана (18,9%).
САМЫЕ ЧИТАЮЩИЕ | «НИКОГДА НЕ УВЛЕКАЛСЯ ЧТЕНИЕМ» |
Петропавловск | 22,5% | Тараз | 19,9% |
Алматы | 19% | Костанай | 18,2% |
Астана | 18,9% | Атырау | 16,7% |
С противоположной стороны рейтинга расположились города с распространенными ответами «никогда не увлекался чтением»: Тараз (19,9%), Костанай (18,2%), и Атырау (16,7%)», - говорится в сообщении института.
Четверть опрошенных казахстанцев не читают книги. Такие результаты показал соцопрос Института политических решений, проведенный в июле 2012 года с участием более двух тысяч казахстанцев.
Слайд 11. Как читают подростки в разных странах
В списке лидируют Казахстан, Албания, Китай (Шанхай) и Таиланд — в этих странах более 90% подростков заявили, что регулярно читают. Похожие результаты в Индонезии (88%) и Перу (86%). Россия по количеству читающих подростков уступает Франции, Австралии, Италии, однако обгоняет Великобританию, Японию, США, Германию и Испанию.
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) составила рейтинг стран, отражающий интерес к чтению у подростков. ОЭСР изучила интерес к чтению у 15-летних подростков в 65 странах.
В среднем в развитых странах 63% 15-летних подростков уделяют чтению не менее 30 минут в день. При этом мальчики читают на 40% реже, чем девочки.
Представитель ОЭСР Андреас Шляйхер отметил: «Те, кто лучше читает, не только добиваются более высоких результатов в школе, они потом становятся взрослыми, которые используют свои навыки чтения, чтобы разобраться в мире вокруг себя и продолжать учиться в течение всей жизни».
Слайд 12. Возрастной рейтинг читающих –
периодически или регулярно.
Как читают подростки в разных странах |
Регулярно читают | более 90% | Казахстан, Албания, Китай и Таиланд |
Регулярно читают | 88% | Индонезии |
Регулярно читают | 86% | Перу |
Россия по количеству читающих подростков уступает Франции, Австралии, Италии, однако обгоняет Великобританию, Японию, США, Германию и Испанию |
В среднем уделяют чтению |
не менее 30 минут в день. | 63% 15-летних подростков | В развитых странах |
Мальчики читают на 40% реже, чем девочки. |
Результаты свидетельствуют, что казахстанские школьники в значительной мере уступают своим сверстникам в умении работы с текстом, демонстрируют недостаточный уровень сформированности читательских умений и навыков (в 2009 году 59 место из 65 стран-участниц, в 2012 году – 62 место). Доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5 % от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР –28,6 %)
Отметим, что опрос был проведен в июне 2012 года в 16-ти городах Казахстана, опрошены 2307 человек.
Слайд 13. Возрастной рейтинг читающих
– периодически или регулярно
ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ ЧИТАЮЩИХ – ПЕРИОДИЧЕСКИ ИЛИ РЕГУЛЯРНО. |
Большинство опрошенных | 40,1% | Прочитывают несколько книг в год |
Каждый пятый | 21,6% | 1-3 книги в месяц |
Остальные | менее 13,3%. | Читают книги ежедневно |
Читающая часть населения | 15,1% | Не прочитали ни одного произведения за год |
Нечитающая четверть населения, | 9,9% | Чтением не увлекались никогда |
18-19 лет | 75,3%. | Читают достаточно много, в том числе наверняка студенты: даже если не нравится, то надо. |
30-39 лет | 72,6% | Меньший процент, вероятно, работа на первом плане. |
40-49 лет | 76,5% | Интерес к книгам возвращается. |
50-59 лет | 78,7% | Максимальный процент. |
60 лет и старше | 77,2% | |
Слайд 14. На чем читаем
ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ ЧИТАЮЩИХ – ПЕРИОДИЧЕСКИ ИЛИ РЕГУЛЯРНО. |
женщины | 77,6% | Читают регулярно |
мужчин | 71,7%. | Читают регулярно |
женщины | 15,8% | За последний год не прочитали ни одной книги |
мужчин | 14,3% | За последний год не прочитали ни одной книги |
женщины | 12,4% | Никогда не увлекались чтением |
мужчин | 8,1%) | Никогда не увлекались чтением |
НА ЧЕМ ЧИТАЕМ |
www.ipr.kz | 75,2% респондентов | |
Качают книги из Сети и читаю т их с монитора или дисплея гаджета | 18,9% | Практически каждый пятый |
Слушают аудиокниги | 5,9% | |
Чаще остальных выбирают «е-книги» | По результатам опроса оказалось около трети | От 18 до 29 лет |
Отдают предпочтение традиционным бумажным носителям | 90,3% | Респонденты в возрасте от 60 лет и старше |
Слайд 15. Что читаем?
ЧТО ЧИТАЕМ? |
Детективы | 16,1% |
Исторические романы – | 11,5%. |
Женские романы | 10,6% |
Книги по хобби | 7,4% |
Деловая литература | 7,4% |
Казахская классика | 7,3% |
Научная и справочная литература | 6,4% |
Зарубежная классика | 6,4% |
Биографии (мемуары/публицистика) | 5,4%. |
Фантастика | 4,1% |
Детские книги | 3,7% |
Русская классика | 3,4% |
Поэзия | 3% |
Ведущий 1. 18-19 апреля 2007 г. городе Астане состоялся международный Конгресс чтения “Читающее общество – основа конкурентоспособной страны”, ставший событием большой значимости в культурной жизни Казахстана. Мероприятие прошло под эгидой ЮНЕСКО и Международной федерации библиотечных ассоциаций (IFLA).
Участниками Конгресса выступают крупнейшие ученые, писатели, представители педагогической общественности и духовенства, распространители печатной продукции, руководители и представители библиотек и музеев, представители международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА) и ЮНЕСКО, представители культурных центров, аккредитованных в Казахстане, руководители и ответственные сотрудники государственных структур, работники сферы культуры, образования и науки из различных стран мира.
Учитель. Такое широкое представительство объясняется всеобщей озабоченностью катастрофическим падением интереса к чтению у граждан всех возрастов, особенно у детей и подростков, крайне низкими тиражами книг, газет и журналов, резким сокращением библиотечных фондов.
Книга – довольно редкий атрибут в руках казахстанцев. К сожалению, это факт. Наших сограждан чаще можно видеть разговаривающими по сотовому телефону, общающимися в соцсетях или даже фотографирующими местные достопримечательности, нежели что-либо читающими на любом носителе. Чтение нынче не модно?
Как вы думаете, почему это происходит?
Сейчас мы послушаем ваше мнение по этому вопросу.
Учащиеся 9-х классов попробуют привести аргументы, доказывающие, что чтение и книга сохраняют актуальность в наши дни.
Вторую точку зрения представят учащиеся 10-х классов и приведут аргументы, которые убеждают нас, что чтение и книга изживают себя, и на смену им приходит компьютер.
(выступление учащихся)
Выступление учащихся в группах:
9 «А», «Б» - Чтение и книга сохраняют актуальность в наши дни. 10 «А», «Б» - Чтение и книга изживают себя, и на смену им приходит компьютер
Роль книги (точка зрения учащихся)
Актуальность книги
Книга теряет актуальность
Выводы.
Слайды 15-17 Книга или компьютер
Учитель. Делая выводы из ваших выступлений, мы пришли к тому, что с одной стороны:
Книги – наши надёжные друзья и спутники.
1 аргумент: сегодня к уровню образования человека предъявляются высокие требования. Необходимо пополнять беспрерывно свои знания. Самообразование невозможно без книг. (Пример: Д.Карнеги «Язык убеждения»).
2 аргумент: в формировании нравственных качеств личности большую роль играют книги (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
3 аргумент: общество утрачивает нравственные ценности. Это ведёт к разобщённости, равнодушию, жестокости. Нужно прививать любовь к чтению мировой классики.
С другой стороны, в современном мире в данное время очень популярными становятся электронные книги. Конечно, они очень удобны, не надо выходить из дома, идти в библиотеку, брать книгу, а потом возвращать ее обратно. Но и у печатной книги есть свои плюсы: во-первых, в библиотеке ты можешь познакомиться со многими интересными людьми, и тем самым расширяешь свой круг общения; во-вторых, библиотека является одним из самых тихих и спокойных мест, где ты можешь отдохнуть от шумящего города; ну и, в-третьих, своим посещением библиотек ты подаешь хороший пример детям. И, таким образом, что выбрать - печатную книгу или электронную, решать тебе самому.
Слайды 19 – 24. При подготовке к круглому столу мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы на предмет отношения к чтению и книги, и вот что мы выяснили
Ведущий 1. Оказывается…
На вопрос «Сколько примерно книг у тебя дома?» из 126 респондентов – 75 имеют от 10 до 50 книг в домашней библиотеке.
Менее 10 – 28;
От 10 до 50 – 75;
Очень много – 23
Ведущий 2. На вопрос «Как часто ты берешь в руки книгу для чтения?» большая часть респондентов читает 1 раз в неделю
Каждый день – 46;
Один раз в неделю – 49;
Не помню, когда брал – 31
Ведущий 1. На вопрос «Сколько времени ты проводишь за компьютером?» большинство опрошенных проводят за компьютером более 1 часа, что может представлять угрозу их здоровью.
20-30 минут – 22 человека;
Около часа – 34 человека;
Более часа – 68 человек.
Учитель:
- А сейчас я предлагаю вам порассуждать на тему: «Что дают нам книги и чтение?» и высказать собственное мнение, оформив его в виде кластера. На подготовку группе даётся 3-4 минуты
(вопрос для обсуждения в группах)
Работа со зрителями (залом).
- А сейчас, пока команды работают с кластером, я предлагаю в нашем разговоре поучаствовать зрителей. Для вас мы приготовили следующее задание: вы получаете карточки с высказываниями выдающихся людей о чтении и роли книги. Ваша задача - прокомментировать эти высказывания, согласны ли вы с ними?
Карточки и презентация «Мудрецы советуют»
Слово предоставляется группам. Представление кластеров. (Выступление учащихся)
Выводы
Слайд 25. В чём мне помогают книги?
Учитель:
Итак, что нам дают книги:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Ведущие 1. Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный.
Ведущий 2. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности.
Слайд 26. Мозг читающего человека
Учитель: Оказывается, что малограмотность ежегодно обходится бизнесу и налогоплательщикам в 20 млрд. долларов в виде потерянной заработной платы, упущенной прибыли и сниженной производительности.
Ведущий 1:
Чтение формирует качества, как умения адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Чтение формирует сознание человека, закладывает основы мировоззрения, образования и получения профессиональных навыков.
Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим.
Книга – элемент культуры, который на протяжении сотен лет передавал знания из поколения в поколение.
Слайд 27. Современные возможности доступа к книге.
Сегодня у современного читателя есть три возможности доступа к книге:
книжные магазины, на которые приходится 80% всего книжного оборота страны,
библиотеки, обеспечивающие 10% оборота,
интернет-магазины, на долю которых приходится 10%
Слайд 28. Читающая мама – читающая нация.
Беседа:
- А сейчас я хочу спросить вас:
Какую книгу вы читаете сейчас? Какая книга является вашей любимой? (настольной) Какую можете рекомендовать для чтения вашим друзьям? Посмотрите на статистику жанров, которые для чтения предпочитает молодёжь (слайд по жанрам)
Слайды 29 - 30. А сколько книг прочитал ты?
Слайд 31. Процентное соотношение жанровых предпочтений учащихся
Слайд 32. Выпуск социально-важных по различной тематике в республике Казахстан
- Как вы думаете, какие книги должен прочитать современный человек, чтобы называться цивилизованным? Я предлагаю вам проанализировать следующий слайд. На нём вы можете познакомиться с самыми популярными книгами в США, России и Великобритании.
Слайд 33 Жителей трёх стран – России, Великобритании и США, просили назвать книги, которые должны быть в каждой домашней библиотеке
Американская версия:
Британская версия:
Российская версия:
Чем различаются пристрастия в чтении в этих странах. Какие проблемы волнуют людей в этих странах?
Американцы и англичане сходятся в одном, что нужно прочитать серию книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере.
А теперь давайте познакомимся со статистикой в нашей стране. На протяжении двух месяцев, сайт ArtInfo.kz проводил опрос по выявлению любимых книг казахстанцев среди пользователей популярной сети Facebook. И вот что он показал. В общей сложности было собрано более 1600 голосов.
Наряду с выдающимися произведениями зарубежной и русской литературы, в число обязательных к прочтению книг, вошли произведения отечественных авторов: «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, «Кочевники» Ильяса Есенберлина и «Кровь и пот» Абдижамила Нурпеисова. Одной из любимых своих книг, казахстанцы также назвали роман киргизского писателя Чингиза Айтматова «Плаха».
Слайд 34 Книги, которые должны быть в каждой домашней библиотеке казахстанца
Итак, ТОП 30 выдающихся книг, которые должен прочесть каждый казахстанец, выглядит следующим образом:
2 место - Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
10 место - Лев Толстой «Анна Каренина»
30 место - Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
Казахстанцы и англичане сходятся на том, обязательно нужно прочитать книгу Джей Остин «Гордость и предубеждение», отличие только в том, что у Казахстанцев эта книга стоит на 30 месте.
Россияне и казахстанцы имеют приоритетное сходство в двух книгах: Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» и Лев Толстой «Анна Каренина»
- А с какими из этих книг вы уже знакомы? По вашим высказываниям, я понимаю, что большую часть этих книг вы не читали. А ведь они есть в нашей библиотеке. Поэтому я вас приглашаю почаще заходить к нам.
- На этом я предлагаю закончить наш разговор. И подключить к разговору наших экспертов, что они думают по вопросу нашего круглого стола. Кто из выступающих оказался более убедительным.
Выступают наблюдатели (учителя-филологи) со своим мнением по данной проблеме
(слово экспертам: вручение номинаций «Лучшая команда» и «Лучший оратор»)
Подведение итогов.
Слайд 35 Выводы
Ведущий 1. Таким образом, заканчивая наш разговор, хочется сказать, что книга - лучший и самый надёжный друг человека на все времена. Книга никогда не предаст. Книга всегда скажет правду и покажет верный путь к истине, даже если она содержит лож. Конечно, для этого надо уметь читать и между строк, уметь видеть истинные ценности в вещах и оценивать события с разных точек зрения.
Ведущий 2.
Книги сопровождают человека всю его жизнь, начиная с младенчества. Они являются нашими верными спутниками и помощниками, учителями и наставниками. Книги учат нас, что такое хорошо и что такое плохо, учат нас быть смелыми и отважными, сильными и гордыми. По книгам мы учимся любить и жить, так как это подобает настоящему человеку.
Все необходимые знания каждый может найти именно в книгах, которые были и остаются нашими верными друзьями!
Учитель. И в заключении я хочу вам рекомендовать (Слайды 36,37 Рекомендации)
- Благодарю всех за интересный разговор. До свидания.
3