Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему: "Религии и экстремизм в Казахстане"»
Круглый стол
Тема круглого стола: Религия и экстремизм в Казахстане
Триединая дидактическая цель:
- образовательная: показать основные принципы внутренней политики Республики Казахстан в вопросе дальнейшего развития и укрепления межнационального и межконфессионального согласия, показать угрозу, которую несут для общества противоправные действия экстремистов, использующих угрозу религиозного учения в политических целях;
- развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (воспроизведение знаний в готовом виде, выделение главного, соотнесение, анализ, обобщение, умение делать выводы);
- воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, увлеченность, настойчивость, любознательность), содействовать воспитанию терпимости и открытости в отношении к другим людям.
Форма урока - круглый стол Информационно-аналитическая передача «Времена»
Вид урока – поисковая работа уч-ся, беседа.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Интердоска, Конституция РК, Декларация прав человека
Ход урока
I.Организационный момент. Объявление темы урока, цели.
II. Активизация мыслительной деятельности.
Анкетирование.
Как вы относитесь к людям, имеющим взгляды, не совпадающие с вашими?
Как вы относитесь к людям другой национальности?
Как относитесь к людям другой религии?
Необходимо ли знать историю и культуру других народов?
Сегодня противодействие терроризму
представляет одно из приоритетных
направлений в обеспечении
национальной безопасности Казахстана.
Нурсултан Назарбаев
III. Объявление темы и задачи урока
Ведущий: Добрый день дорогие учащиеся! Тема нашего круглого стола «Религия и экстремизм».
События, происходящие в мире, постоянно заставляют нас задумываться о терроризме и религиозном экстремизме, сектантах.
В последнее время по телевидению, по радио и в газетах мы постоянно сталкиваемся с материалами об очередных террористических актах. Раньше мы содрогались от громких преступлений, совершенных на почве корысти, в силу психической неуравновешенности и просто в целях самообороны. Нас пугали разбойники и рэкетиры. Теперь же мир буквально "взрывается" от религиозной озлобленности, от желания покорить его исключительно своему вероисповеданию. Обыкновенные преступления отошли на второй план. Сейчас помимо привычных слов "бандит", "убийца" и "преступник" появились новые страшные по своему смыслу и в то же время красивые по звучанию слова "шахиды", "моджахеды", "террористы" и "экстремисты". Ведущий : Прежде чем перейти к освещению нашей темы послушаем журналиста
Журналист: Сегодня Республика Казахстан - это наглядный пример того, как представители более 40 конфессий, а также представители 130 наций и этнических групп могут жить в мире и согласии.
Исторически Казахстан всегда был перекрестком, местом встречи и диалога различных религий, культур и цивилизаций Востока и Запада.
За годы независимости Казахстан обеспечил абсолютную свободу религиозного вероисповедания всем мусульманам, православным, католикам, протестантам, иудеям. Произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня общая численность религиозных объединений составляет 4173, а в 1990 году их было всего 670.
В настоящее время в Республике работает 384 миссионера, более чем из 20 зарубежных стран, а в 1990 году их было всего 12 человек.
Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.
По инициативе Президента Казахстана Назарбаева Н.А. в Астане успешно проведены в 2003, 2006 и 2009 годах три Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Эти форумы показали не только правильность внешнеполитического курса страны, но стали свидетельством эффективности уникальной казахстанской модели межконфессионального сотрудничества.
В советское время религия находилась под жестким контролем государства. Сегодня отношения к религии со стороны государства изменилось, каждый гражданин может свободно исповедовать ту, или иную религию.
Воспользовавшись свободой совести в нашу страну хлынули огромным потоком различные секты западного и восточного толка часто люди вступают в эти секты, не зная ни целей, ни их задач. Многие из этих сект вовсе небезобидные. По официальным сведениям в Казахстане зарегистрировано 4 тысячи религиозных оргнизаций, а сколько еще не зарегистрированных никто не знает. Обычно деструктивные секты закрыты и стараются избегать официальные регистрации. Деятельность некоторых сект угрожаю национальной безопасности. Сегодня Казахстан принимает закон о свободе совести и религиозных организациях, который еще не ратифицирован прецедентом, тем временем все больше и больше появляется охотников за душами затягивая в свои сети доверчивых граждан.
Ведущий: Что такое секта? Когда и где появились секты? Этот вопрос адресовать историку.
Историк: Интердоска -определение секты «Секта –это отколовшаяся от традиционной церкви оппозиционнаярелигиозная община»
Мы знаем, что в мире существует 3 традиционные религии: буддизм, христианство, ислам. В каждой из этих религий находились люди, которые не соглашались с какими-то постулатами традиционной церкви. Отколовшись от нее, они создавали свою религиозную общину. Обратите внимание на доску.
Интердоска. От буддизма возникли такие секты:
Брахма Кумарис
Сознание Кришны
Ананда Марга
От христианства: откололись и возникли такие секты:
Катары
Вальденсы
Мормоны
Свидетели Иеговы
Молокане
Хлысты
От ислама откололись и возникли такие секты:
Ваххабизм
Исмаилиты
Джадиды
Чтобы лучше понять историю возникновения секты в качестве примера возьмем католическую церковь В середине 12 века католическая церковь была очень богатой и могущественной организацией, ее влияние на общество было очень велико, она контролировала личность от рождения до самой смерти. Папу римского считали наместником бога, ему подчинялись даже короли европейских государств. Католическая церковь была идеологической основой феодального общества. Как невелико было могущество католической церкви, она не могла полностью контролировать духовную жизнь общества. Уже в это время были люди, которые выступали против монополий католической церкви: это философ Абиляр, богослов Турский. В это время появляются тайные религиозные общины катаров, вальденсов, богомилов, которые выступали против дорогих церковных обрядов, пышных праздников, особенно много сект появилось после реформации.
До реформации католическая церковь выглядела так
Интердоска
Бог
Церковь - посредник между человеком и богом
Человек
Ведущий: Что можете сказать о сектах в Исламе? В Исламе также возникли многочисленные секты такие как исмаилиты, ассасины, джадиды, ваххабиты.
Появились новые секты, которые возникли из культурно – духовной традиции Индии, Китая , Тибета: Ананда Марга, Белый лотос, Брахма Кумарис . Давайте остановимся о ваххабизме. Слово историку.
Историк: Первые попытки проникновения и закрепления на территории Казахстана со стороны религиозного течения ваххабитов были предприняты в 1998 году. Секты и группы ваххабитского толка были выявлены на территориях Южно - Казахстанской, Атырауской, Жамбылской, Мангистауской и Кызылординской областей. Усилиями правоохранительных органов республики их деятельность была пресечена.
В основе течения лежит стремление к возврату чистоты ислама, враждебность к иноверцам и иным толкованиям. Конечной целью ваххабитов является установление теократического исламского государства. При этом деятельность ваххабитов охватывает социальные слои населения от служащих до представителей органов власти, свою пропагандистскую работу ваххабиты ведут конспиративно, используя различные методы деятельности.
Ведущий:Давайте дадим слово верующему.
Верующий: Девизом сегодняшней нашей встречи станет высказывание: «Я тот, кто стремится познать истину, отделяющую меня от правды и лжи, подвига и позора».
Оно символизирует поиск ответов на вечные вопросы. Для чего живет человек? И правильно ли он живет? Каждый ответит на эти вопросы по-своему, но от правильности сделанного выбора будет зависеть судьба многих людей. На пути познания истины можно встать на ложный путь.
Давайте познакомимся со словарем религиозных понятий (используется мультимедийный проектор).
Светское государство – это государство, где гарантируется свобода совести и вероисповедания, религиозные объединения отделены от государства, и все религии равны перед законом.
Религиозный экстремизм– это приверженность части верующих крайним взглядам в вопросе того, как они должны влиять на общество. Через подрыв внутриполитической стабильности в стране они пытаются бороться с другими формами религиозного мировоззрения.
Религиозная секта – религиозное направление, возникшее внутри определенного вероучения и отрицающее часть его идейных принципов.
Терроризм – это насильственные акты, совершаемые против граждан и государственных органов управления.
Экстремизм- приверженность к крайним взглядам и мерам (особенно в политике).
Религиозный фундаментализм – это движение, направленное на отстаивание основ религии.
Конфессия – религиозное учение, объединяющее граждан в общины на добровольной основе.
Толерантность – это проявление уважения к различным вероисповеданиям.
Межконфессионное согласие – взаимное доверие, толерантность между различными религиозными направлениями в государстве.
.Деструктивная религиозная организация (миссия, церковь, религиозное объединение, далее – ДРО) - это тоталитарная организация, которая путем различных методов контроля
сознания несут разрушающее воздействие на психическое и физическое состояние личности, а также разрушение семьи, общества и государства.
: У нас в Казахстане на регулярной основе проходят съезды лидеров мировых и традиционных религий. В 2003, 2006, 2009 годах у нас в стране прошли съезды лидеров мировых и традиционных религий.
На съезде неоднократно подчеркивалось, что Казахстан – единственная страна, на территории которой не было пролито ни одной капли крови по религиозному принципу, что религиозная терпимость и уважение – не просто «визитная карточка» страны, а уникальная многовековая социальная модель, сформированная в казахской степи и сохранившаяся до наших дней.
Ведущий: Кого привлекают в секту?
Религиовед: Кого угодно. Независимо от расы, цвета кожи, религиозных убеждений, от возраста
Ведущий: Кто особенно подвержен влиянию секты?
Религиовед:
1. Потерянные несчастные люди
2.Молодые люди, у которых не решены проблемы
3.Пожелые люди, они одиноки, заброшены и требуют к себе особого внимания
4.Иногда люди попадают в руки сектантов по незнанию, в поисках бога, ведь человеку свойственно во что-то верить.
5.Экономический кризис может быть очень хорошей почвой для распространения деятельности сектантов
Ведущий: Есть ли методы и способы привлечения в секты?
РелигиоведМетодов привлечения очень много
1.Это показная материальная помощь,( плата за учебу, лечение) до тех пор, пока не привлекут
2.Навязчивое миссионерство, сектанты часто пристают на улице, раздают литературузовут на свои семинары, лекции с безобидными названиями» Нарконон», «Кримино» , « Молодежь за мир»
3.Бомбардировка любовью, человека, который в первый раз попал в секту окружают вниманием и любовью, внушают что он не один , что в их лице обрел «братьев и сестер».
4.Приглашают на собрание, написанное детской рукой, ведь детям трудно отказать
5.Приглашают на групповые психологические тренинги, якобы для снятия стресса.
6.Реклама через телевидение, не секрет сегодня частное телевидение, что угодно покажет, лишь бы заплатили за услугу.
Ведущий: Что такое деструктивная секта ?
Интердоска
Определение что такое деструктивная секта
Деструктивная секта
- это группа, характеризующая специфическим ритуалом поклонения Богу или личности, изоляцией от « враждебной» социальной среды и наличием харизматического лидера.
-манипулятивная, подрывающая здоровье и психику человека организация, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей ее основателей.
2.После исповеди религиовед объясняет поведение сектанта:
А) бомбардировка любовью
Б) закрытость секты
В) разрушение личности
Вывод: деструктивные секты разрушают личность.
Ведущий: Почему эти секты называют тоталитарными?
Религиовед: Члены секты попадают под полный контроль общины, они не могут самостоятельно вступить в брак без разрешения общины, сменить место жительства, завести новое знакомство, поступить на работу, т.е. человек выпадает из нормального социума становится роботом.
Ведущий: Почему человеку попавшего в секту трудно выйти из нее?
Религиовед: Интердоска – видио- ролик Послушайте музыку, звучит «интервью с богом». Музыка имеет огромное эмоциональное воздействие на человека, поэтому сектанты на своих собраниях, тренингах, используют музыку. Под музыку проводят медитацию, дыхательные упражнения якобы для снятия стресса, или под музыку монотонно читают лекцию. С помощью музыки, лекции, тренинга подвергают человека к гипнозу. Перепрограммируют его сознание. Ведь мозг человека это биокомпьютер. С помощью психотренинга убирают и стирают прошлое и будущее сознание, загружают новым сознанием, которое нужно сектантам. Человек становится послушным орудием в руках сектантов и готов, что угодно выполнить по приказу лидера или общины. Стать рабом, или надеть пояс шахида, взрывать дома и самолеты, или как АУМ Синрикё отравлять газом токийское метро.
Ведущий: Мне кажется, что меня никто не сможет привлечь в секту?.
Психолог: Не зарекайтесь, некоторые секты как саентология, муна владеют психологическими приемами на уровне спецслужб. Эти секты самые опасные, деструктивные т.к. разрушают личность
Ведущий: Часто они стучатся в дверь, приглашают на свои собрания, раздают литературу. Как вы думаете, не нарушают ли они тем самим наши права?
Представитель по правам человека:
1.Они нарушают декларацию прав человека ст.18
2.Нарушают Конституции республики Казахстан «О свободе совести» ст.22
3.Их деятельность направлена против общественной безопасности
4.Нарушают Конституцию РК ст.5
Свобода совести означает, что каждый человек сам определяет верить в бога, или оставаться атеистом, и никто не имеет право помимо его воли затягивать в секту или другую религиозную организацию.
Ведущий: Почему они охотятся «за душами» , какую цель преследуют.?
Представитель по правам человека: Цели бывают разные, одни преследуют экономические цели
Интердоска- выдержки из «Сторожевой башняи» - 15 февраля 2000г. Здесь явно видно, что сектанты преследуют экономические цели.
Некоторые секты преследуют политические цели, например, свидетели Иеговы запрещают служить в армии, сдавать кровь, выступают против института государства, тем самым они нарушают Конституцию. ( выдержки из « Сторжевой башни»)
Ведущий: Мы знаем, что существует 3 мировые религии. Население Казахстана в основном исповедует ислам и христианство. Почему люди, минуя хр. церкви и мечети попадают в секту?
Представитель по правам человека: Многие секты нарушая закон, затягивают с помощью обмана в свои общины.
Ведущий: Что должно делать государство оставить как и есть, или принимать какие-то меры против сектантов.?
Представитель по правам человека: Государство не должно оставаться в стороне и пускать на самотек вопрос совести. Сейчас принимается новый закон о свободе совести ( он еще не ратифицирован.), так как закон о конфессиях1992г устарел. После выхода этого закона государство возьмет под контроль многие религиозные организации. Государство должно больше освещать о деятельности деструктивных сект через СМИ, тем самым защищать своих граждан от их тлетворного влияния. Если граждане будут грамотны в вопросе религии, то они никогда не попадут в секты.
Ведущий: Что делать с теми гражданами которые уже попали в секту?
Психолог: Государство должно создавать центры психологической адаптации, которые могли бы помочь человеку поверить в себя, в свои силы и возможности. Государство должно оказывать всяческую помощь: психологическую, социальную и материальную.
Помните! Все сектанты боятся критически мыслящих людей Больше задавайте вопросов, требуйте конкретных ответов на заданный вопрос
Ведущий: Привидите моральный облик религиозного экстремиста.
Психолог
Ненависть к другим конфессиям.
Стремление унизить людей, исповедующих другую религию.
Непринятие аргументов даже в пользу достижения согласия с другими конфессиями.
Фанатичное убеждение в своей правоте.
Стремление заставить других принять свое религиозное мировоззрение силой.)
Ведущий:Крайним проявлением религиозной нетерпимости является терроризм. Назовите последствия терроризма.
Историк:
Гибель тысяч невинных людей.
Разрушает экономическую систему государства, порождая нищету и невежество.
Уничтожаются культурные и исторические памятники, разрушается культурное многообразие общества.
Наносится угроза национальной безопасности и территориальной целостности государства.
Ведущий: Если каждый гражданин самостоятельно будет решать вопросы совести без чьего- либо давления, тогда наступят хорошие времена.
Мне хочется напомнить вам слова Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «Никто не вправе забывать известную истину: Создатель - один, Вселенная – одна, небо безбрежно, значит, всем нам – как детям одного отца и одной матери – завещано жить в мире и согласии друг с другом». Давайте делать все от нас зависящее, чтобы мы могли жить в мире.