развитие мотивации обучающегося к познанию и творчеству в области электротехники; развитие нравственных качеств личности – настойчивости и достижения цели, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия; создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей;
использование межпредметных связей при создании учебных проектов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок «Занимательная электротехника»»
СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Кружок «Занимательная электротехника»
Разработчик:
Федотова А.А.,
преподаватель спецдисциплин
Пояснительная записка
Цель работы кружка: развитие мотивации обучающегося к познанию и творчеству в области электротехники.
Задачи кружка:
- ознакомление обучающихся с правилами безопасности при работе с электрическими приборами, основами электротехники, материаловедения, с устройством и работой простых электрических приборов, с принципиальными электрическими схемами;
- привитие обучающимся элементарных навыков проводить измерения с помощью электроизмерительных приборов.
В ходе организации занятия в рамках кружка реализуются следующие общедидактические принципы и принципы воспитания:
Принцип научности состоит в том, чтобы преподаваемый и изучаемый учебный материал соответствовал современным успехам и достижениями электротехники, не расходился с объективными научными фактами, теориями, закономерностями. Осуществление принципа научности при изучении электротехники в рамках кружка означает, что информация, сообщаемая учащимся должна быть доказательной.
Принцип системности предполагает, что изучаемый материал преподносится в конкретной последовательности и логистике, которые дает конкретное описание об учебной дисциплине. При этом осуществляется взаимосвязь разнообразных теорий, определений и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть организованны и структурированы. Изучаемый материал разделяется на логические подразделы и темы, далее устанавливается устройство и методику работы с ними, в каждой теме выделяются толковые центры, основные цели, идеи, складывается материал урока, устанавливаются нити связи между теориями и действительностью.
Принцип единства рационального и эмоционального. В основе обозначенного принципа обучение может быть эффективность только в том случае, когда обучающиеся понимают необходимость получения знаний в рамках кружка, демонстрируют постигнутый интерес к знаниям.
Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Электротехника как изучаемая дисциплина в рамках кружка включает большую особенность по сравнению со всеми другими изучаемыми предметами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое справедливое предметное содержание, так же как другие технические и гуманитарные изучаемые дисциплины. С одной стороны, дисциплина этой изучаемой науки значима для всех студентов. Выполнение принципа единства в этом отношении предполагает значимое сохранение необходимого равновесия предметно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания занятий в рамках кружка.
Принцип единстватеоретического и эмпирического значения. Данный принцип является детализацией дидактического принципа единства определенного и философского. В соответствии с этим принципом в изучении электротехники должны наилучше сочетаться, с одной стороны, изучении теоретических мыслей, их логические доказательства и, с другой стороны, конкретные опытные пути, на которых они держатся, которые их изображают.
Принцип доступности основывается в неизбежности соотнесения содержания принципов и методов преподавания с типом обучающихся, их образовательными целями, возрастными особенностями, уровнем их подготовки. В соответствии с правилом этого принципа нужно переходить от очень простого изложения материала к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при изучении дисциплины в рамках кружка. Главнейшее значение имеют визуальные образы. Во-первых, визуальный анализатор у значительной части обучающихся оказывается ведущим. Во-вторых, визуальное представление информации является очень объемным и, поэтому, способствует более качественному изучению материала. Несомненно, использование образов других отношений: (слуховой, осязательной, кинестетической) также может улучшить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и устного содержания конкретная психологическая основа восприятия и усвоения учебного материала.
Принцип активности в обучении заключается в том, что оперативное усвоение знаний обучающимися реализуется только в том случае, когда они проявляют самостоятельность в обучении.
Принцип связиисследования и изучения электротехники с жизненной ситуацией и с практикой. Этот принцип очень важен при изучении и преподавании электротехники в рамках кружка. Суть данного принципы состоит в том, что электротехнические определения и закономерности должны преподаваться и изображаться не только научными исследованиями, но и примерами в конкретной жизни, с которой встречаются студенты колледжа.
Дополнительная образовательная программа кружка технического творчества «Занимательная электрика» является углубленной программой обучения электротехнике студентов колледжа и обеспечивает разностороннее развитие и формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков владения электротехникой.
Программа кружка технического творчества «Занимательная электрика» относится к профильным программам, объединяющая в себе знания из области математики, физики и БЖД.
Программа кружка носит авторский характер и разработана на основе типовой программы, реализуемой в ходе изучения дисциплины «Электротехника».
Степень целесообразности программы кружка определяется следующими факторами. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что студенты получают основные знания и умения в области электротехники, а именно: умение самостоятельно пользоваться литературой, умение планировать порядок рабочих операций, умение производить пайку, делать необходимые измерения и вычисления, умение постоянно контролировать свою работу, умение собирать несложные электрические схемы, умение пользоваться простейшими инструментами, знания основных понятий из черчения, знание основных терминов из электротехники и условных графических обозначений в электротехнике. Занятия в кружке позволяют студентам познакомиться с огромным миром электрических явлений, простыми бытовыми электрическими приборами, правилами безопасности при работе с ними.
Программа кружка технического творчества «Занимательная электрика» рассчитана на один учебный год. Общее количество часов, отводимых на реализацию настоящей программы, – 36 часов. Процесс обучения в кружке рассчитан на 1 занятие (1 час) в неделю.
Форма занятий: групповая форма.
Все работы в области электротехники проводятся обучающимися с безопасным напряжением (не выше 42 вольт).
Материально-техническое обеспечение работы кружка предполагает наличие необходимого технического оборудования.
Тематический план и содержание программы
№;
п./п.
Темы занятий
Число часов
всего
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1.
Введение
Организация труда и техника безопасности.
2
1
1
2.
Основы электротехники
Измерительные приборы
Измерение электрических величин.
4
2
2
3
Элементы радиотехники.
2
1
1
4.
Детекторный приёмник.
4
2
2
5.
Антенна и заземление
2
1
1
6.
Основы цифровой техники Полупроводниковые приборы
4
2
2
7.
Различные транзисторные усилители и их применение.
2
1
1
8.
Транзисторные приемники
4
2
2
9.
Основы цифровой техники
2
1
1
10.
Конструирование различных электротехнических устройств, приборов, моделей станков и механизмов.
4
2
2
11.
Подготовка к выставке.
2
1
1
12.
Заключительное занятие.
4
2
2
Итого:
36
18
18
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
История развития электротехники Место электротехники в современном мире Пути развития электротехники.
Тема 2. Основы электротехники.
Электрические заряды, электрическое поле, электрическая ёмкость, конденсаторы, электрический ток, напряжение, электрическое сопротивление, резисторы Закон Ома Действия электрического тока: нагрев проводников, электромагнетизм, химическое действие тока, биологическое действие тока Электромагнитная индукция Переменный электрический ток Выпрямление переменного тока.
Тема 3-5. Элементы радиотехники, Детекторный приёмник, Антенна и заземление.
Измерения напряжения, электрического тока, сопротивления Устройство амперметра, вольтметра, омметра, мультиметра Правила безопасности при работе с электроизмерительными приборами.
Тема 6-8. Основы цифровой техники, Полупроводниковые приборы, Различные транзисторные усилители и их применение, Транзисторные приемники.
Основные физико-химические свойства металлов Применение металлов в электротехнике Провода, припои Диэлектрические материалы (изоляторы) Пластмассы, стёкла, керамика: свойства, применение Магнитные материалы: свойства, применение.
Тема 9-10. Основы цифровой техники. Конструирование различных электротехнических устройств, приборов, моделей станков и механизмов.
Лампы накаливания, люминесцентные лампы, светодиоды, выключатели и переключатели, выпрямители, трансформаторы, электродвигатели, Электрические цепи Правила безопасности при работе с электрическими приборами.
Тема 11-12. Подготовка к выставке. Заключительное занятие.
Телеграф, телефон, радио Запись звука и изображения. Указатели и индикаторы напряжения Приборы контроля напряжения и силы тока, преобразователи напряжения Автоматы защиты от перегрузок и низкого напряжения в сети Изготовление моделей машин и механизмов Основы устройства и работы цифровой техники Микросхемы, логические элементы Изготовление приборов и устройств, содержащих микросхемы (автоматы управления освещением, усилители звуковых колебаний, тепловое реле, реле времени, электронные преобразователи напряжения, блоки питания на напряжение 9-36 В, и др.).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
1. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / - Волгоград: Учитель, 2014. - 174 с. ISBN 978-5-7057-3244-9
3. Ишков, А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах: монография / А.Д. Ишков; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит, ун-т». - М. : МГСУ, 2011. - 216 с. (Б-ка научи, разработок и проектов МГСУ). ISBN 978-5-7264-0570
4. Контроль и оценка результатов освоения программы
Входной контроль:
Диагностика
Собеседования
Тесты
Текущий контроль:
Анкеты
Тесты
Контрольные задания по теме
Мероприятия по тематике кружка.
Викторины, КВНы.
Составление кроссвордов
Итоговый контроль:
Компьютерные презентации исследовательских работ.
Подведение итогов за год
К критериям, подлежащим оценке в ходе кружковой деятельности обучающихся относятся: полученный в процессе освоения образовательной программы опыт практической деятельности в области электротехники; ориентация обучающихся на творческое решение проблем; самостоятельность в социально и личностно значимых ситуациях; осознание и развитие личностных смыслов учения; готовность и способность к самообразованию, к планированию совей деятельности; к выбору способов деятельности; самоконтролю и самооценке.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности
Повышение уровня воспитанности, самооценки, творческих способностей.
Развитие исследовательской, краеведческой работы.
Увеличение доли активных участников в мероприятиях (научно-практических конференциях, выставках, олимпиадах).
Умение реализовывать свой творческий потенциал через проектно-исследовательскую и краеведческую деятельность.
Результаты мониторинга
- включенность обучающихся во внеурочную деятельность повысилась на 18%;
- результативность участия в мероприятиях различного уровня повысилась на 14%;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности) увеличился на 15%;
- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления) повысился на 11%;
- уровень развития и сплочения студенческого коллектива, характер межличностных отношений повысился на 8%;
- сформированность рефлексивных навыков повысилась на 11%;
- произошло качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью техникума составила 100%.