Цели: расширить представления уч-ся о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу, добрые чувства к животным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КТД "Прогулка в зимний лес" »
Прогулка в зимний лес
(Внеклассное мероприятие для учащихся 4-6 классов)
Цели: расширить представления уч-ся о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу, добрые чувства к животным.
Ведущий 1: Ребята, сегодня мы приглашаем вас на прогулку. А куда? Догадайтесь сами. Ответ вы найдете, если разгадаете загадку: Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой- снимет шубу с плеч долой? (Лес)
Ведущий 2: Правильно. Мы отправляемся в гости в зимний лес. В лес, от которого исходит упоительная свежесть летом, а зимой- это кружева инея на деревьях, это гулкий ночной треск деревьев, встретивших жестокий мороз, и, как вера в завтрашнею весну, негромкий голосок желтогрудой синицы, не покинувшей свой лес даже в холодную зимнюю пору. У каждого леса свои краски, своя музыка, свои голоса. Они меняются от весны до зимы, но они остаются для нас на всю жизнь именно такими, какими мы их запомнили с детства.
Слова на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года»
Есть просто храм,
Есть храм науки
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов
Ведущий 1: Лес наш русский лес… мы с гордостью произносили это слово. Лес… Простое, привычное и вместе с тем такое объемное, многогранное по содержанию и значению слово.
Мы отправляемся с вами в зимний лес. Что вы знаете о лесе? В этом нам поможет викторина.
Викторина
По календарю зима начинается 1 декабря. А в природе зима начинается каждый год в разные сроки. Когда начинается зима в природе?
(Когда температура воздуха устанавливается ниже 0. Замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля)
Какой месяц самый суровый из всех зимних месяцев?
(Январь. Все покрыто снегом, лес стоит в сугробах)
Самый снежный месяц зимы? (Февраль. В этом месяце бывают сильные метели и вьюги)
Какая птица прилетает к нам зимой из леса и украшает зимнюю природу? (Снегирь)
Как образуется иней на деревьях? (Когда температура ниже 0, на деревья оседают не капли, а кристаллы воды. Это иней.)
Когда раскрываются шишки сосны и ели? (Когда их пригревает яркое февральское или мартовское солнце)
Эту ягоду ходят собирать, как только сойдет снег. Она слаще новой. Какая ягода зимует под снегом? (Клюква)
Какие птицы не покидают зимний лес? (Рябчики, глухари, тетерева, дятлы, сойки, клесты, синицы, поползни и другие)
Какую птицу называют лесным доктором? (Большой пестрый дятел)
Птенцы какой птицы зимой легко переносят холод? (Клест)
Какая птица в лесу зимой прячется под снегом? (Тетерев)
Когда заяц отдыхает и спит зимой в лесу? (Днем, ночью выходит на кормежку)
Почему заяц легко передвигается по глубокому снегу? (Ноги к зиме обрастают шерстью, они становятся шире, как будто заяц надел лыжи)
Как долго в холодную зиму белка спит в своем гнезде? (20-22 часа в сутки)
Почему медведь залегает в берлогу еще до снега? (По следу очень легко отыскать берлогу)
Откуда берутся медведи-шатуны, которые зимой бродят по лесу? (Это медведицы, выгнанные из берлоги и нагулявшие мало жира)
Какое значение имеет снег зимой в жизни растений? (Снег спасает растения от вымерзания. В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Погибает много растений)
Почему медвежата рождаются зимой? (Только зимой у медведя есть свой дом-берлога. Летом он бродит по лесу и ночует где придется)
Почему зайца называют косым и трусишкой? (Косым зайца называют зря. Глаза у него на выкате. Большие, темные. А трусишкой называют потому что он пуглив)
Какие животные меняют шубку два раза в год? (Лиса, белка, заяц)
Ведущий 2: Теперь настало время немного поиграть.
Игра «Узнай меня зимой»
Участнику завязывают глаза. На руки необходимо одеть варежки. На ощупь он должен угадать кто перед ним.
Игра «За зверями в зимний лес»
От каждой команды по одному участнику. С завязанными глазами нужно собрать как можно больше мягких игрушек «звери леса»
Ведущий 1: Зима-прекрасное время года. Давайте все вместе и расскажем о ней.
Декабрь
С большой охотой вступаю во владенья
Миром игры, света и тени
Ударю морозом раскину снега
Повсюду отправятся иней, пурга
Все заморожу, все успокою
Все одеялом пушистым накрою
Пусть отдыхает земля от трудов
Даже и праздник на случай готов.
Январь
Тепло я укутал пригорки, холмы
Дела мои, правда, достойны хвалы
Все теперь спит, видит добрые сны
Все доживет до счастливой весны.
Февраль
Белокрылые метели
Завывают в феврале
Звери сильно похудели
В тесно норке и дупле
Ведущий 2: Невозможно представить зиму без снега. Ребята расскажите, каким бывает снег? Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
Ведущий 1: Снег состоит из снежинок. Какими бывают снежинки? Снежинки: легкие, воздушные, ажурные, падающие, кружащие, резные, тающие.
Ведущий 2: а сейчас давайте послушаем самих лесных зверей, они нам расскажут о том, как они зимуют в лесу.
Медведь
Я в берлоге крепко сплю
И меня нельзя будить
С осени свой жир коплю
Много ем и много пью
Медведю зимой одна работа-
Крепко спать и весны ждать.
Заяц
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел
Очень трудно зимой бывает
Когда сильный мороз и еды не хватает
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет- все ему впрок пойдет.
Лиса
Я зимы не боюсь
В шубу теплую ряжусь
Хвост красивый какой
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю
А затем охотиться начинаю
Ищу мышку полевую или живность какую
Об этом наверно мало кто знает
Но и мне зимой трудно бывает
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Ёж
Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору
Готовил к осени запас: грибы и ягоды припас
Трудился-не ленился.
Белка
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок
Но зимой я меняюсь в шубку серую одеваюсь
Мне приходится прыгать скакать
Силы надо беречь, сохранять
Я всю осень дупло утепляла
Пуха, соломки туда натаскала
К зиме готовила запас- орехи, ягоды, грибы
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Волк
А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу
Вол зимою очень злой
В одиночку не ходит: волки стаями бродят
Серые, худые, голодные, злые
Лучше нам не попадаться, надо нас остерегаться
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает
А сейчас пляска лесных зверей
Ведущий 1: с жизнью животных лесу мы с вами познакомились. Зима- суровое, холодное время года. Очень много стихотворений и рассказов написано о зиме.
Конкурс «Узнай поэта» для тех, кто любит стихи о зиме, снеге, вьюге, метелях.
1.Поет зима-аукает
Мохнатый лес баюкает
С трезвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. (С. Есенин)
2.Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои
Глядит- хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли. (Н. Некрасов)
3.Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромой
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)
4.Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То как зверь она завоет
То заплачет как дитя. (А. С. Пушкин)
5.Под голубыми небесами
Белоснежными коврами
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин)
6.Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С. Есенин)
7.Здравствуй, гостья-зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям
Есть раздолье у нас
Где угодно гуляй
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай (И. Никитин)
8.Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно… (И. Суриков)
Ведущий 2:
Вот сколько стихов есть о зиме, но о ней и песни поют. Давайте споем и мы.
Исполняются песни «Раз морозною зимою», «У меня на опушке жила зима в избушке»
Ведущий 1: Сейчас мы проведем конкурс «Лучший знаток природы»
Какое дерево используют для изготовления лыж? (Береза)
Какие дрова самые жаркие? (Дуб, береза)
Что можно получить из хвои и сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть)
Из каково дерева делают спички? (Осина)
О каком дереве сказано: «В этом дереве четыре угодья: больным на здоровье, дряхлым на пеленанье, от тьмы-свет, людям колодец» (Береза)
Какое животное наших лесов имеет самый громкий голос? (Лось)
Какое дерево в нашем лесу дает все, чтобы одеть и обуть человека? (Ель)
У каких животных зубы каждый месяц вырастают на 3 см?
(Белка, заяц)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Что делает зимой еж? (Спит)
Какое дерево символ нашей Родины? (Береза)
Какая птица из наших мест имеет самый длинный хвост? (Сорока)
Почему дятла называют «березовой птицей»? (Из-за окраски. Брюшко белое с черными крапинками)
Косой ли заяц? (Нет)
Национальное дерево нашей Родины? (Лиственница)
Ведущий 2:
Декабрь год кончает, зиму начинает
Январь- году начало, зиме середина
Про февраль говорят: «Морозы и метели под февраль налетели»
О каждом зимнем месяце я рассказала поговорками. А какие поговорки знаете вы?
Зимой снег глубокий- летом хлеб высокий
В зимний холод всякий молод
Зимой съел бы грибок, да снег глубок
Снега надует- хлеба прибудет
Зима без снега- лето без хлеба
Снег на полях- хлеб в закромах
Январю морозы, февралю метели
Зима морозная- лето жаркое
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе летом
Зима снежная- лето дождливое
Ведущий 1: Сейчас мы приглашаем ребят показать свои домашние задания, которые они приготовили. Инсценировка стихотворения «Заячья любовь»
Заяц гордо шел по лесу
Вел зайчиху, как принцессу
До верхушек длинных ушек
Заяц был в нее влюблен
Но собраться ей признаться
Все не мог решиться он
Правда заяц понимал
Что в пути молчать неловко
Просто он слова искал
А когда нашел сказал:
- Ты такая, ты такая,
Ты такая, как морковка!
Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Русский лес… редко человеку не дарит он радости! И никто не может сказать, что он знает лес- так велико это чудо природы.
Ведущий 1: Русский лес с его красками, музыкой и голосами всегда будет источником нравственной чистоты нашей жизни, поэтому так важно беречь лес, заботиться о нем, охранять его. И возвращаясь с лесной тропы в свою обычную жизнь, мы будем хранить память о величии и чарующей красоте русского леса.
Ведущий 2: Услышу ль сосен шум полдневный час
Журчанье струй средь камушков у брода
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени природа!
У нее для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навек в душе
Поля, луга, леса, моря и реки
Три капли у природы есть
Вода, земля и воздух
Какая бы не грянула беда
Все возвратится снова
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, что это «если» значит
О, человек!
Природа- мать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет, ни росных трав, ни голубых морей