Крымские Татары, с давних пор проживавшие на полуострове Крым, как и все народы с многовековым прошлым, имели свой быт, традиции и культуру. Свадьба – это наиболее значительное в жизни крымских татар событие, которому уделяется особое внимание. Свадебные обряды крымских татар отличаются необычайной красочностью и богатством, имеют древнюю традицию. В наши дни свадебные обряды крымских татар претерпели некоторые изменения, однако они продолжают сохранять ключевые элементы.
К выбору жениха и невесты подходят очень ответственно. Раньше, в старые добрые времена, невесту или зятя предпочитали выбирать из своей деревни. Из круга возможных брачных партнеров были исключены все родственники до седьмого колена. Очень часто родители договаривались о свадьбе детей, когда те еще были новорожденными. Но самой распространенной формой был брак по сговору, сопровождающийся комплексом традиционных обрядов.
Почти неизменным остался предсвадебный период, который включает в себя несколько этапов: первое сватовство – «сез кесим», то есть дать слово, договориться, второе сватовство – «нишан».
Спустя две-четыре недели после “сёз кесым” проводился “нишан”. На этот раз сватов приходило человек пятнадцать-двадцать. С собой они приносили узел (бохча), в котором лежали подарки как для невесты, так и для всех ее родственников, включая и грудных детей. Невесте обычно приносили подарки из золота. Родные невесты, в свою очередь, готовили подарки жениховой родне. Бывало, что о подарках договаривались заранее, то есть определяли круг одариваемых. Как во время первого, так и во время второго сватовства девушка к гостям не выходила. На стол накрывали ее сестры, тети или мать. Во время второго сватовства решался вопрос о сроках предстоящей свадьбы, которая могла состояться через шесть месяцев или даже спустя несколько лет. После нишана как со стороны девушки как и со стороны жениха начиналась подготовкак к свадьбе.
предсвадебный этап –окончательный договор между сватами, который совершается обычно за две недели до свадьбы. Два-три представителя жениха приезжают к невесте с подарками для нее и ее близких. Родители невесты
предварительно готовят свои подарки для другой стороны. Происходит обмен подарками, который сопровождается молитвами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура и традиции крымских татар »
Культура и традиции крымских татар
Сватовство и свадьба.
Крымские Татары, с давних пор проживавшие на полуострове Крым, как и все народы с многовековым прошлым, имели свой быт, традиции и культуру. Свадьба – это наиболее значительное в жизни крымских татар событие, которому уделяется особое внимание. Свадебные обряды крымских татар отличаются необычайной красочностью и богатством, имеют древнюю традицию. В наши дни свадебные обряды крымских татар претерпели некоторые изменения, однако они продолжают сохранять ключевые элементы.
К выбору жениха и невесты подходят очень ответственно. Раньше, в старые добрые времена, невесту или зятя предпочитали выбирать из своей деревни. Из круга возможных брачных партнеров были исключены все родственники до седьмого колена. Очень часто родители договаривались о свадьбе детей, когда те еще были новорожденными. Но самой распространенной формой был брак по сговору, сопровождающийся комплексом традиционных обрядов.
Почти неизменным остался предсвадебный период, который включает в себя несколько этапов: первое сватовство – «сез кесим», то есть дать слово, договориться, второе сватовство – «нишан».
Спустя две-четыре недели после “сёз кесым” проводился “нишан”. На этот раз сватов приходило человек пятнадцать-двадцать. С собой они приносили узел (бохча), в котором лежали подарки как для невесты, так и для всех ее родственников, включая и грудных детей. Невесте обычно приносили подарки из золота. Родные невесты, в свою очередь, готовили подарки жениховой родне. Бывало, что о подарках договаривались заранее, то есть определяли круг одариваемых. Как во время первого, так и во время второго сватовства девушка к гостям не выходила. На стол накрывали ее сестры, тети или мать. Во время второго сватовства решался вопрос о сроках предстоящей свадьбы, которая могла состояться через шесть месяцев или даже спустя несколько лет. После нишана как со стороны девушки как и со стороны жениха начиналась подготовкак к свадьбе.
Следующий предсвадебный этап –окончательный договор между сватами, который совершается обычно за две недели до свадьбы. Два-три представителя жениха приезжают к невесте с подарками для нее и ее близких. Родители невесты
предварительно готовят свои подарки для другой стороны. Происходит обмен подарками, который сопровождается молитвами.
Сама свадьба состоит из двух дней, в первый день, обычно в пятницу, празднование проходит на стороне девушки, а в субботу продолжается на стороне жениха.
Сегодня многими забыт обычай, когда невесте красят хной кончики пальцев рук, а в некоторых районах и пальцы ног, а также волосы. Остатками хны красят пальцы всем присутствующим девушкам с пожеланиями скорейшего замужества. Кроме того, сегодня является редкостью обычай, когда жениха торжественно бреют под особую мелодию.
В день, когда невесте красили пальцы хной, в доме жениха проводили обряд, который назывался “той траши”. Друзья жениха приходили к нему в дом и готовили его к предстоящей свадьбе. В доме жениха накрывался стол, полон угощений а так же устраивалось гулянье со всевозможными играми и танцами. Затем из дома невесты приносили уже приготовленную хну и красили пальцы жениху и желающим гостям.
Так же можно добавить то, что в доме у жениха гости были исключительно парни, мужчины, а в доме невесты девушки и женшины, по этому на обоих сторонах гулянье проходило во всю силу.
На следующее утро жених посылал сопровождающих за невестой и приданым. В некоторых районах, никях(венчание) проходило в доме невесты. В этом случае на подводах вместе со свахами приезжали имам, представитель от жениха и его свидетели. После никаха начиналось проводы невесты. Во время расставания невеста и родственники плакали. После прощания дочери с отцом в комнату заходили ее близкие и родственники (эмдже, братья), выводили ее и усаживали в разукрашенный фаэтон. Рядом сажали маленького мальчика с Кораном в руках. (Стоит заметить, что традиция с Кораном осталась и до наших времен, но мало кто знает, что это делалось для того, чтоб молодожены строили новую семью на основах, предписанных в Священной Книге). Далее, за фаэтоном невесты двигались подводы с ее близкими родственниками и подвода с приданым. В таком составе свадебная процессия торжественно выезжала к жениху. Впереди посылали верховых с известием, что невеста выехала из дома. По дороге свадебная процессия останавливалась для проведения различных соревнований, танцев, сопровождаемых музыкой; свадебную процессию мог остановить и потребовать выкупа каждый. Сам свадебный обряд (той) проходил в доме жениха. Все ждали приезда невесты. И когда процессия подъезжала к дому жениха, у самых ворот ее встречали музыканты, исполняющие встречный марш.
Близкие родственники вели невесту в дом жениха. У дверей ее встречали родители. Мать жениха обсыпала невесту пшеницей, сладостями, орехами, монетами. У приехавших с невестой выкупался Коран. Мальчику, привезшему Коран, давали большой подарок. После приезда невесты начиналась свадьба. Гостей сажали за столы, на которые подавали плов, чебуреки, сарма, долма, шашлыки, отварное мясо, сладости, курабье, печенье и т.д
После свадебного вечера, разговоров, песен, музыки и танцев гости начинали расходиться по домам.
После двенадцати ночи жениха с песнями и музыкой вели к невесте. У дверей их встречала одна из близких родственниц невесты, она раздавала всем сопровождающим жениха по полотенцу. Далее в комнату невесты его провожал эмдже. Войдя в комнату они начинали молиться. По окончанию молитвы жениха оставляли одного. Через некоторое время в комнату вводили невесту. Постель молодым стелили две тетки (со стороны жениха и невесты).Утром молодых будили музыканты. Невеста с женихом вставали, совершали омовение. Затем жених уходил к молодежи. А к невесте приходили свахи, переодевали ее в другое платье. Невеста ждала прихода родственников мужа. Свахи снимали простынь и передавали ее свекрови, а та, если невеста была “честной”, дарила ей ценный подарок.
Через некоторое время приходили родственники мужа посмотреть на молодую. Невеста подходила сначала к свекрови, затем ко всем гостям и целовала им руки. После этого устраивали угощенье, подавали кофе, за то, что видели молодую. После этой процедуры свахи, сопровождавшие невесту все это время, уезжали к ее матери. На третий день после свадьбы подружки невесты ходили проведывать ее. Мать невесты жарила чебуреки, готовила различные угощения и все это вместе с разукрашенным веником посылала дочери. Считалось, что до этого обряда невеста гостья, но с приходом веника она становилась хозяйкой и отныне чистота в этом доме спрашивалась с нее. Разукрашивали же веник для того, чтобы работа не была ей в тягость. Через некоторое время родители невесты приглашали молодых в гости (чагъыртув). А еще через несколько дней родители невесты приглашались со стороны жениха. Это делалось для того, чтобы родственники обоих сторон познакомились поближе. Для этого готовились всяческие угощения.