Просмотр содержимого документа
«Кураторский час "Умеем ли мы общаться?"»
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Кураторский час
"Умеем ли мы общаться?"
Дзержинск - 2017
Тема: Умеем ли мы общаться?
Группа: ДО-2Б
Дата проведения: 10.09.2017г.
Цели: продолжить формирование навыков, необходимых в дружбе, в человеческом общении, в умении нравственного самопознания, самоанализа и самооценки; способствовать укреплению коллектива группы.
Ресурсы: цветные квадратики, «лепестки ромашки», вырезанные из бумаги, карточки с пословицами, картонные кружки трёх цветов (синий, жёлтый, оранжевый); для участников стулья в кабинете поставлены в круг.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Студенты входят в кабинет и берут кружок любого цвета и садятся на стулья, поставленные в круг. (Количество кружков равно количеству студентов. Кружков каждого цвета выложено поровну, чтобы получилось три равные группы участников).
Вступление
Куратор показывает студентам картину К.Чюрлёниса «Дружба», не называя автора картины и её названия. Студенты описывают картину:
«В ладонях человека – шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в самой кромешной мгле найдёшь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несёт в своих ладонях солнце».
Куратор: Какие вопросы вы можете задать по содержанию картины?
Студенты: Куда человек несёт сияющий шар? Почему солнце не сжигает человека, а даёт ему силы и спокойствие?
Студенты получают задание дать название картине. После того, когда все варианты названий прозвучат, куратор говорит название картины: К.Чюрлёнис «Дружба».
Куратор: Два года Александр Сергеевич Пушкин жил в имении бабушки, в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей не было рядом с Александром Сергеевичем Пушкиным, только няня Арина Родионовна разделяла одиночество поэта. И вот однажды ранним морозным утром к Пушкину приезжает лицейский друг Пущин.
Друг подобен драгоценному кристаллу или алмазу. Его нужно хранить, как сокровище. Так же, как хранят в тайниках алмазы, храните своих друзей глубоко в тайниках своего сердца. Как настоящие драгоценные камни, их нужно порой доставать оттуда и, любуясь, наслаждаться. И когда вы увидите, как засиял ваш друг в лучах вашей любви, вас наполнят радость и счастье. Такова природа дружбы. К сожалению, люди находят мало алмазов в своей жизни, и потому в сердцах их зияет много пустот.
Куратор: Тема нашего кураторского часа: «Умеем ли мы общаться?»
Куратор: На что может быть похожа дружба? (Цветок, звезда, луч света).
Куратор: Давайте попробуем сформулировать тему нашего кураторского часа
Студенты: Понять, необходимо ли человеку иметь друзей. Определить, умеем ли мы общаться друг с другом, каким должен быть друг.
Чтение рассказа
Куратор даёт задание студентам прочитать отрывок из произведения А.Сент-Экзюпери «Мысли о друге»
«Я так устал от полемики, от непримиримости, от фанатизма! К тебе я могу войти, не надевая никакого мундира, не исповедуя никакого Корана и не отрекаясь ни от чего, что принадлежит моей внутренней родине. Рядом с тобой мне нет надобности ни каяться, ни оправдываться, ни доказывать; наша встреча осенит меня миром… Поверх всех моих неуклюжих слов, поверх всех моих рассуждений, которые могут быть ошибочными, ты видишь во мне просто Человека. И если я не похож на тебя, то этим я не только не оскорбляю тебя, а, наоборот, обогащаю тебя.
И я благодарен тебе за то, что ты принимаешь меня со всем, что есть во мне. На что мне друг, который будет судить меня?
Друг мой, ты нужен мне, как горная вершина, на которой дышится так легко!
Друг в человеке – это его часть, предназначенная для тебя, она открывает тебе дверь, которую, может быть, никому больше не откроет. И твой друг – настоящий, и всё, что он говорит, - правда, и он любит тебя…
Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам»
Задания к тексту:
перечислить качества, которыми, по мнению писателя, должен обладать друг;
объяснить фразу: «Друг в человеке – это его часть, предназначенная для тебя».
Куратор: Давайте рассмотрим ситуацию.
1)В школьные годы со мной вместе училась близкая подруга Эля. Мы давно с ней дружили. В старших классах я стала учиться намного лучше, чем в средней школе. И вот моя лучшая подруга начала искать повод, чтобы выставить меня на посмешище перед всем классом, а иногда Эля просто отказывалась говорить со мной. Причиной всему – её зависть ко мне. Так я рассорилась со своей близкой подругой.
Куратор предлагает участникам, рассказать ситуации, когда они с подругой поссорились и смогли помириться или поссорились с подругой и не смогли помириться. А также ответить на вопрос: нужны ли человеку друзья?
Итог: именно в дружбе человек приобретает навыки общения, учится понимать других людей, а без этих умений невозможно быть полноценной, успешной личностью.
Куратор: А теперь давайте сыграем в следующую игру.
Условие игры: на некотором расстоянии стоят двое участников, повернувшись друг к другу лицом. Каждый по очереди должен говорить что-то приятное для другого человека, и после того, как прозвучит комплимент, играющие делают шаг навстречу. Комплименты игроками говорятся до тех пор, пока участники игры не окажутся рядом друг с другом.
Разыгрывание сценки.
Итог:
Куратор: Легко ли говорить комплименты? Нужны ли комплименты?
Студенты высказывают своё мнение.
Куратор: Не надо забывать, что добрые слова, сказанные искренно, от чистого сердца, сближают людей.
Куратор: А сейчас давайте выполним задание в группах.
Студенты объединяются в 3 группы, в зависимости от цвета картонного кружка (синий, жёлтый, оранжевый) читают и разыгрывают ситуацию, также нужно разыграть продолжение истории так, чтобы подруги помирились.
Ситуация:
«Ольга с Аллой были дружны с первого класса. Конечно, за эти годы между ними было много ссор, но обычно они длились недолго. После очередной размолвки девочки делали шаг навстречу друг другу. Но недавно произошло событие, которое развело подруг в разные стороны. Ольга летом отдыхала на даче, а родители жили в городе и не интересовались тем, с кем дочь проводит время. Но когда девочка вернулась в город, вдруг оказалось, что родителям не нравятся новые друзья дочери. Родители угрожали, что на новых друзей Ольги заявят в полицию. (Хотя, право же, ничего плохого ребята не делали. Они только отличались от прочей публики стилем одежды да причёсками. А по сути они замечательные, добрые ребята).
Как-то раз в разгар этой истории Ольга сидела у Аллы дома и «плакалась в жилетку». И тут как бы невзначай Алла спросила Ольгу: «А где вы собираетесь?» Ольга, не чувствуя подвоха, ей всё рассказала. А когда на следующий день я пришла к своим новым друзьям, они не захотели меня знать. Оказалось, что любимая подруга Алла всё рассказала родителям Ольги, а те к ребятам привели знакомого полицейского. У друзей Ольги образовалось множество проблем.
Прошло время, все уже забыли про эту историю. Алла пыталась подойти к Ольге, заговорить.»
Разыгрывание ситуации.
Куратор: Почему подруги помирились? Что даёт умение прощать?
Если мы умеем прощать, то это приносит нам свободу общения с очень широким кругом людей. Помимо освобождения нашего собственного сердца прощение даёт успокоение другому человеку. Мучительны угрызения совести, когда обидел кого-то, а потом понял свою ошибку; как трудно найти в себе мужество подойти и извиниться. Если мы дорожим нашими дружескими связями, то нам необходимо понять, что никто не застрахован от ошибок, и уж если возникли проблемы, то нужно понять их причины, спокойно во всём разобраться, а потом – простить.
Задание в группах.
Каждая группа получает карточку с цитатой о дружбе. Студенты приводят примеры из литературы или из жизни, подтверждающие мудрость той или иной цитаты.
Первая группа. Дружба – соучастие в благих делах и в испытаниях (Платон).
Вторая группа. Другом является тот, с кем я могу быть искренним, в присутствии кого я могу думать вслух (Р.Эмерсон).
Третья группа. Другом считай того, кто желает помочь, даже если и не может (Ф.Александрийский).
Куратор: Что значит бескорыстная дружба?
Студенты высказывают своё мнение.
Задание в группах.
Каждой группе выдаётся карточка с пословицей о дружбе. Студенты каждой группы изобразят памятник дружбы или разыграют пантомиму. Вслух пословица не произносится. Участники других двух групп должны угадать пословицу по вашему изображению.
Первая группа. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Вторая группа. Старый друг лучше новых двух.
Третья группа. Нет друга, так ищи, а нашёл – так береги.
Куратор: Приведите свои примеры пословиц о дружбе.
Подведение итогов
Студенты садятся в общий круг.
Куратор: Мы говорили, что дружба может быть похожа на звезду, луч света, цветок. Сейчас на доске появится цветок «дружбы». Каждый из вас на «лепестке ромашки» напишет слово, которое обозначает качество человека, помогающее ему быть хорошим другом и иметь много друзей.
Студенты выполняют задание.
А теперь давайте ответим на вопрос: «Является ли тема сегодняшнего кураторского часа важной и полезной?» Студенты поднимают сигнальную карточку. Если обсуждение данной темы считают полезным, то студенты поднимают квадрат