показать негативное влияние курения на человека, выяснить воздействие курения на организм человека, вызываемые им болезни и возможные последствия, на доступных примерах рассказать детям о вреде курения;
Развивать умения сравнивать, наблюдать, делать выводы
Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения детей к вредным привычкам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курение-коварная привычка»
ГБОУ "Пестречинская школа-интернат"
Внеклассное мероприятие в 7 классе
Курение–
коварная привычка
Воспитатель: Скворцова С.Е
Апрель 2016 год
Ход мероприятия:
(Слайд 1)
В: Сегодня мы проводим открытое занятие, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, я желаю вам здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.
Ученик: Человек покоряет небо,
Чудо техники изобретает,
Но, приобщившись к дурным привычкам,
О здоровье своем забывает.
В: Как вы считаете, что такое привычка?
Дети: (ответы)
(Слайд 2)
В: Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.
- Какие бывают привычки?
Дети: Хорошие и плохие, вредные и полезные.
В: Какие полезные привычки вы знаете?
Дети: Чистить зубы, делать зарядку, заниматься спортом, собирать грибы, заниматься музыкой и т.д.
В: Какие привычки вредны для человека?
Дети: Курение, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.
(Слайд 3)
В: Как вы понимаете пословицу «Бедность от лени, а болезнь – от невоздержанности»?
Дети: Если человек не привык к труду, он будет беден, а если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.
В: Итак, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.
- Ребята, вы знаете, что на земле тысячи лет назад существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, пирамиды, выполняли самую тяжелую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было продать, унизить, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания. Прошли века, и человечество избавилось от рабства. Но в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами одной из вредных привычек – это курение.
(Слайд 4)
И тема нашего занятия «Курение – коварная привычка». Мы сегодня поговорим о курении, какой вред курение приносит здоровью.
Ученица: Сигаретная страна –
Очень мрачная она.
Кто хоть раз в нее ступил,
Сигарету закурил,
Тот во многом прогадал,
Тот здоровье потерял.
Лучше спорт, компьютер, книжки
Для девчонок и мальчишек.
Научись ответить «нет»
Любой пачке сигарет!
В: А что же такое табак и откуда он появился? Послушайте историю о табаке.
(Слайд 5)
В: 12 октября 1492 года Христофор Колумб приплыл к неведомой земле. Местные жители называли свою землю Гаунахами. Колумб дал ей новое имя – Сан Сальвадор. В числе подарков местные жители подарили Колумбу сушеные листья, свернутые в трубочки. 27 октября этого же года Колумб высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую называли «Сигаро». Матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.
После второго похода Колумба семена табака были завезены в Испанию. И табак, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало своё победоносное шествие по странам и континентам.
Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку. Не во всех странах распространение и употребление табака приветствовалось. В Турции за курение табака сажали на кол. Персидский шах Аббас сжег торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды монахов живыми замуровал в стену.
В России табак тоже был встречен не очень приветливо. (Слайды 6,7) За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей, и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (Слайд 8) В 1634 году царь Михаил Романов издал указ о запрете употребления табака. (Слайд 9) Но царь Петр I, пристрастившийся к курению в Западной Европе, специальным указом от 1697 года отменил запрет на употребление табака.
В: О ботанической справке табака нам прочитает . . . . .
(Слайд 10)
Дети: Табак – многолетние травянистое растение из семейства паслёновых. Ближайшие родственники табака – картофель, баклажан, перец. Ядовитые растения – белена, дурман. Родина табака – Тропическая Америка.
В: В табаке и табачном дыме содержится примерно 5000 химических соединений, причем, 60 из них вызывают рак. Основным веществом, входящим в состав табака, является никотин.
(Слайд 11)
Дети: В чистом виде никотин выглядит как маслянистая, бесцветная жидкость. Никотин – это один из самых сильнодействующих ядов. Он оказывает воздействие практически на все органы человека, и если ввести человеку напрямую в кровь количество никотина, содержащегося всего в одной сигарете, то возможен летальный исход.
В: Давайте посмотрим, какие ещё химические компоненты и вещества содержатся в сигаретах и табачном дыме.
(Слайд 12)
(Рассматриваем иллюстрацию)
В: А также входит мочевина, которую используют для придания аромата, синильная кислота, которая воздействует на дыхательную систему, парализуя её, формальдегид, который вызывает рак у людей и животных, деготь – вызывает рак, повреждает легкие, используется для асфальта дорог и многие другие вещества.
Не следует забывать о том, что все эти вредные вещества, входящие в состав сигареты, поглощают не только сами курильщики, но и те, кто находится рядом с ними: женщины, дети, некурящие соседи и коллеги. Все они являются пассивными курильщиками. Уважайте право людей на чистый, свободный от дыма, воздух!
В: По мнению, ученых, всего мира, курение – это один из способов разрушения организма. К сожалению, эта дурная привычка в наше время широко распространяется. Человек, который курит, медленно убивает себя.
(Слайд 13)
В: Давайте, ребята, посмотрим на эти цифры. Кто нам прочитает?
Ученик: 1 сигарета сокращает жизнь на 15 минут;
1 пачка сигарет – на 5 часов;
Тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;
Кто курит 4 года – теряет 1 год жизни;
Кто курит 20 лет – 5 лет жизни;
Кто курит 40 лет – теряет 10 лет жизни.
В: Я думаю, что многим стоит задуматься над этими цифрами.
- В настоящее время среди молодежи и подростков табакокурение приобрело широкий размах. Подумайте, почему подростки начинают курить?
(Слайд 14)
Дети: 1. Из любопытства, "просто так".
2. Потому что модно.
3. За компанию. Это происходит из-за того, что некоторые люди не умеют отказать.
В: Сейчас вы сами будете разыгрывать сценки предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Первый диалог подготовили:_______________________
1. Давай закурим!
2. Я не могу.
1. Почему?
2. Родители увидят.
1. А мы отойдем за угол.
2. Мне нельзя, у меня сердце болит.
1. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
2. Да я спички забыл.
1. У меня есть зажигалка.
2. Соседи из окон увидят
1. А мы пойдем в подвал.
2. (молчит).
- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре? (1ученик)
Как это ни странно, -----, ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы друг от него отстал. Ведь если они друзья, то они должны уважать желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки 2 ученика сумбурны и случайны. Когда человек не обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится.
- Теперь послушаем диалог _____________
1. На, кури!
2. Я не хочу и тебе не советую.
1. А что тогда сюда пришел?
2. Просто так.
1. Ну, тогда иди отсюда.
2.(уходит). - Кто оказался сильнее в этом диалоге? (В этом диалоге сильнее оказался 2 ученик). Не бойтесь потерять отношения с таким другом. Вы будете делать выбор, зная, что побеждаете в этой ситуации, а не попадаете беспомощно на крючок сигареты!
- Как вы думаете, каким качеством обладают победители?
Дети: Смелостью, сам принимает решения - ни от кого не зависит, упорно идет к своей цели и не позволяет вредным привычкам разрушить себя.
4. Чтобы похудеть.
5. Из-за влияния рекламы. Красивые пачки в кино, на витринах, плакатах приобщают людей к курению.
6. Чтобы казаться взрослее. Я хочу казаться взрослее в глазах своих сверстников, хочу казаться независимым, самостоятельным.
В: А сейчас мы с вами посмотрим небольшую сценку.
В этом маленьком городе каждый знает друг друга в лицо. Здесь солнце робко освещает своими лучами окна домов. Здесь живет девушка, похожая на тебя и меня. Она каждый день проходит по этим улицам. В свои 15 лет она еще не знает, что ее ждет впереди.
(Выходит девушка)
Девушка: Как мне все это надоело! Каждый день одно и то же. Как достала эта школа! Почему они все на меня орут, что я им сделала? Не хочу я учиться – вот и всё! А дома опять проблемы: папа кричит на маму, мама – на папу, а потом они все вместе - на меня. Я не хочу так жить: мне плохо, меня никто не любит, никому я не нужна! Скорее бы стать взрослой, тогда уже никто не сможет меня обидеть.
(Сзади подходит Сигарета)
Сигарета: Привет! Закурить найдется?
Девушка: Да я не курю.
Сигарета (ухмыляясь): А я сейчас тебя научу!
Девушка: А ты кто?
Сигарета: Ты меня еще не знаешь? Сейчас познакомимся!
Мое имя сигарета
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Скажем просто – слабакам.
Здоровье ваше забираю,
Удачи, счастье и покой!
(Сигарета уводит девушку)
В: Прошло две недели.
(Сигарета тащит за собой упирающуюся девушку)
Девушка: Хватит, у меня уже дым из ушей.
Сигарета: Да ты чего, подруга, такая хилая?!
(Девушка достает из кармана зеркало, рассматривает свое отражение)
Девушка: Ой, морщины! И кожа какая-то желтая! А волосы тусклые. Что, это со мной? (Плачет)
Сигарета: Ты же хотела быть взрослой! Вот тебе и морщины, и выглядишь ты уже лет на пятьдесят! (Смеется)
В: Зачем мы вам рассказали эту историю? Пожалуй, в назидание. Может, вы задумаетесь, и не повторите ошибки нашей героини? А могло бы быть еще хуже.
- Курение особенно опасно для подростков: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях. Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств. Подростки – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину - такова плата за детское и подростковое курение.
(Слайд 15)
– Ребята, перед вами пословицы о вреде курения? Давайте их разберем.
Дети: 1. Курить – здоровью вредить.
2. Курильщик – сам себе могильщик.
3. Табачный дурман с разумом не ладит.
4. Полюбил табак – впереди рак.
В: Какой же вред организму человека приносит курение. Давайте с вами выясним.
(Слайд 16)
Ученик: Ой, мы бедные, сожжённые совсем
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам страшный яд.
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь,
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
(Слайд 17)
В: Курильщик, который выкуривает пачку сигарет в день, за год вбирает в легкие литр смолы. Это грозит сначала хроническим бронхитом, а затем развивается рак.
(Слайд 18)
Ученица: Мне так плохо, я так устало
И нет уж, больше сил стучать.
Наверно, жить осталось мало
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд не победим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете,
Мы от куренья пропадем!
В: Никотин заставляет сердце работать быстрее, оно крутится, как белка в колесе. Оно может не выдержать, может быть, инфаркт.
(Слайд 19)
Ученица: Иссушил меня проклятый злодей
Нет уж больше светлых идей.
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет.
В: Курение забирает по одной клеточке, клетки не восстанавливаются. Со временем клеток становится мало, мозг не может обеспечить организму полноценную жизнь. Наступает кислородное голодание.
- Какие вы еще знаете органы человека, которые страдают от курения?
Дети: Желудок(слайд 20) – никотин тормозит выделению желудочного сока. Мышцы спазматически сокращаются, пища задерживается, возникают боли в животе, тошнота, рвота. Затем появляется язва. Печень(слайд 21) – она выполняет в организме фильтрующую функцию, очищает кровью. Если будешь курить, то клетки изменятся, и она не сможет помочь организму.
(Слайд 22)
В: Посмотрите видеоролик о вреде курения.
- А сейчас мы вместе составим схему основных доказательств против курения. Чем же так опасно курение для человека?
(Слайд 23)
ОТНИМАЕТ ЖИЗНЬ - Курение отнимает жизнь, курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
ОТРАВЛЯЕТ ОРГАНИЗМ – В табаке содержится много ядовитых веществ. Самый страшный из них НИКОТИН – смертельный яд.
ДОБАВЛЯЕТ БОЛЕЗНИ – Курение добавляет болезни, так как все органы человеческого тела страдают от табака.
УХУДШАЕТ ВНЕШНОСТЬ - Внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
ОТНИМАЕТ ДЕНЬГИ - Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-то полезное. Ученые подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 20 000 рублей в год на сигареты.
ОТРАВЛЯЕТ НЕКУРЯЩИХ - Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
МЕШАЕТ РАБОТЕ – Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курящих людей.
ПРИЧИНА ПОЖАРОВ – Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
ЭТО НЕМОДНО – Курение – это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы.
ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ – В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на курортах и транспорте.
В: Я приготовила для вас викторину. Слушайте мои вопросы внимательно, старайтесь отвечать правильно.
1 вопрос: При курении человек вдыхает тот же газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
Дети: Угарный газ.
2 вопрос: Какой орган наряду с легкими больше страдает от последствий курения?
Дети: Сердце.
3 вопрос: Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающих гибелью людей?
Дети: Сигарета.
4 вопрос: Верно, или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание?
Дети: Верно.
5 вопрос: Что такое пассивное курение?
Дети: Некурящий вдыхает сигаретный дым.
6 вопрос: Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает на его легких?
Дети: Около 1 литра смолы.
7 вопрос: Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы навредить здоровью?
Дети: Достаточно одной сигареты.
В: К, счастью, многие, даже длительное время курившие люди, сознательно приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и совершенно делают это по собственному желанию. Сейчас мы с вами решим кроссворд.
(Слайд 24)
Кроссворд: 1. Втягивание дыма тлеющих растений – это….(курение)
2. Человек, предложивший тебе закурить, должен услышать твой….(отказ).
3. Курение плохо влияет на все внутренние….(органы) человека.
4. Растение, которое используют для курения….(табак).
5. Курение – это вредная….(привычка).
6. Яд, содержащийся в табачном дыме….(никотин).
(Слайд 25)
- Ну, а для тех, кто не курит наши советы:
• Избегай курящих компаний.
• Объединяйся с теми, кто не курит.
• Не обращай внимание на предложение закурить.
• Занимайся физкультурой, спортом. Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, которые запрещают курить подросткам. А день 31 мая объявлен как Всемирный день без табака.
(Слайд 26)
Дети: Мы вам наглядно показали:
Куренье– зло, куренье – яд!
Подарит рак оно однажды –
Нам все об этом говорят!
(Все вместе: «Но есть выход!»)
"Курение вредно", - знаем мы.
Мы быть здоровыми должны.
Мы выбираем танцы, спорт-
Футбол, хоккей, бег и скейтборд.
"Курить нельзя", - скажи и ты.
И сигарету на цветы
Смени на воздух, на друзей,
На красоту планеты всей.
Мы будем в чистом мире жить,
Творить, смеяться и дружить.
Пусть счастье будет нам на всех,
Любовь, здоровье и успех!
В: Вот и время быстро пролетело, и наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего с вами занятия. Как вы считаете, был ли полезным наш сегодняшний разговор? Что он вам дал? Что вы узнали?
Дети:- курение – это вредная и опасная привычка;
- узнали, как отказаться от предложения закурить и не обидеть друзей своим отказом;
- узнали, что курение – это коварная ловушка, и ни в коем случае нельзя в нее попадать.
В: В заключении хотелось бы еще раз сказать вам, если вы хотите:
(Слайд 27)
сохранить свое здоровье;
состояться в жизни как личность;
выглядеть молодо и привлекательно;
всегда быть в хорошей спортивной форме;
быть самостоятельным человеком;
не быть рабом вредной привычки
не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – не начинать! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь, нет всему, что может принести тебе вред.