(разыгрыватся отрывок из произведения С. В. Михалкова "Как медведь трубку нашел")
Медведь: Решил мужик бросить курить. Закинул в лесу в кусты трубку, ки-
сет с табаком и самодельную зажигалку. Я – медведь – их нашел.
С того все и началось.
Ведущий: Стал медведь трубку курить. И так к ней привык, что когда весь
табак в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать
и трубку им набивать, обо всем медведь забыл – набьет трубку,
закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь
прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил лису, увидала
лиса медведя, так и ахнула.
Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Мы не виделись все лето.
Как ты бедный похудел.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь: Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то!
Лезет шерсть в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет сердце, в лапах дрожь.
Лиса: Что ж ты к дятлу не пойдешь?
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Ведущий: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на
зиму готовил. Подошел медведь к сосне, голову задрал кверху:
Медведь: Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел: Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь: Видно, нет.
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Дятел: Верно, куришь или пьешь?
Медведь: Да, курю, откуда знаешь?
Дятел: Больно дымом ты воняешь.
Ну-ка сядь под этот сук,
Дай-ка спину: тук, тук, тук!
Да-с. Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть –
Ты больной, хоть и медведь.
Ну-с, мне все как будто ясно.
Медведь: Не смертельно ли, опасно?
Дятел: Накопилась в легких копоть –
От куренья вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь: Трубку? Бросить? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел: Выполняй ты мой совет!
А не то в берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Ведущий: Как вы думаете, почему на предложение бросить курить медведь ответил: «Не смогу! Не брошу! Жалко!»? ( Ответы)
Плакат
"Зависимый человек – раб своей зависимости»
Ведущий: Сегодня нам предстоит серьезный разговор о коварном враге человечества – курении. Мы поговорим об этой несерьезной забаве. Узнаем о том, как табак попал в Россию, какой вред здоровью приносит курение. Выясним, можно ли оградить себя от этой вредной привычки и что можно ей противопоставить.
Для начала обратимся к знатокам русского языка.
Филолог: Владимир Иванович Даль - знаток русского языка пишет:
«Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово,
сатанинское зелье».
«Табачник – человек, торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали».
Историк 1: Табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гос-
тям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение «петум» - так они его называли.
Историк 2: После второго похода Колумба, семена табака были завезены в
Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению,
с которой трудно совладать человеку.
Историк 3: В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через
Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жесткую борьбу с курильщиками:
уличая один раз в курении – 60 ударов палками по стопам; два раза – резали
носы, уши, ссылали в дальние города.
А вот Петр 1 стал внедрять табакокурение. Во времена Петра 1 считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество. Славный царь простудился, заболел и из-за слабости прокуренных легких умер до срока.
Медик 2: Курение табака, а также применение его в качестве лекарства
( в виде настоек, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.
Ведущий: Добавлю, что в Англии по указанию Елизаветы 1 в 16 веке куриль-
щиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
Математик 2: Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает
12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономическая цифра. Общая
масса окурков – 2,5 миллиона тонн.
Ведущий: Да, страшные цифры мы услышали.
Почему говорят, что «капля никотина убивает лошадь», а люди курят, и их не убивает никотин?
Биолог 1: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до 500 кг каждая. А как же человек?
Биолог 2: В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но
если одновременно выкурить 100 сигарет – смертельный исход неизбежен.
Биолог 3: В лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.
Медик 1: Курение или здоровье – выбирайте сами. Появился термин:
«болезни, связанные с курением». Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Это может быть туберкулез или рак.
Медик 2: Бедные легкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около одного килограмма табачного дегтя (рассматривается пачка соли весом 1 кг, предлагается передать её из рук в руки)
Медик 3: В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель
заскрежетал о камень – это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг
угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.
Медик 1: Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.
Медик 2: Видим пагубные изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов, запах изо рта – все это выдает курильщика (предлагается понюхать смоченные водой окурки и рассказать об ощущениях).
Ведущий: К нам в гости пришла «Сигарета». Послушаем, что она расскажет о себе.
Сигарета: Здравствуй, дружок! Разреши представиться: меня зовут Сигарета. Я не простая палочка, я - целая лаборатория, состоящая из четырёх тысяч элементов, которые, попадая в твой организм превращаются в яды.
Начнём с самого известного - никотина. Представь себе: спустя лишь десять секунд затяжки он воздействует на мозг и возбуждает твою нервную систему. Это в три раза быстрее, чем действие наркотиков и алкоголя! Разве это не замечательно?! А ещё во мне есть угарный газ и разные металлы -железо, хром, цинк и другие. Но самый опасный -никель. Потому что он легко проникает в кровь и накапливается там, а кровь разносит его по всем органам: в печень, сердце, мозг. Никель способствует развитию рака. Но не забивай себе голову - все умирают когда-нибудь. Так какая разница, если ты умрёшь на 10-15 лет раньше своих сверстников, которые не курят.
Не могу не упомянуть про цианид, мышьяк и аммиак - они способствуют возникновению бронхита. А мои любимые свинец и полоний после двадцати закуриваний дадут тебе в семь раз больше радиации, чем дозволено.
Но как изменится твоя внешность: жёлтые зубы, слабое зрение, специфический запах дыма - ты станешь просто неотразим!
(По ходу монолога персонажа «Сигарета» один из учеников раскрашивает «курильщика» и «лёгкие курильщика» ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ведущий: Почему же курят? Это так вредно! Почему пробуют в первый раз?
(Ребята пытаются найти объяснения)
Исследования показывают, что чаще всего подростки начинают курить
за компанию;
ради интереса;
потому что считают себя взрослыми;
или просто не могут отказать…
Как же противостоять натиску «друзей», предлагающих закурить?
Главное правило безопасности гласит:
Опасность надо уметь предвидеть.
При возможности – избегать.
При необходимости – действовать.
Чтобы предвидеть опасность, необходимо мысленно проигрывать опасные ситуации, с которыми вы можете столкнуться. Надо задуматься о том, что вам угрожает и заранее попытаться найти выход из опасной ситуации.
Попытайтесь сделать это на конкретных примерах.
Упражнение "Сигарета"
Упражнение проводится в кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится муляж сигареты, должен предложить соседу справа попробовать покурить; задача второго отказаться; делается 3 попытки, после чего муляж, передается тому, кто отказывается , и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.
Ведущий: Давайте попробуем выразить свой протест курению в виде запрещающего знака. Такие знаки рисуют в круге, по краю идет красная полоска. А что нарисовать в круге и потом перечеркнуть красной линией, вы решайте сами. Подпишите свой знак. ( Подростки работают группами)
Участникам предлагается просмотреть презентацию
«НИКОТИНОМАНИЯ»
Игра «Выбираю жизнь!»
Дети работают в группах и готовят ответы на один из вопросов. Отвечает один ученик творческой группы.
Какие опасности могут подстерегать курильщика?
Как показать свою «взрослость» другими способами?
Как получить удовольствие от жизни иными средствами ? ( спорт и т. д.)
Ведущий: Курение или здоровье – выбирайте сами. А я предлагаю вам примкнуть к движению «Территория без курения», вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.
А тем, кто уже твердо решил, что он вполне может прожить без курения или отказаться от него, я предлагаю подписаться на плакате