Праник "Масленица" самый любимый народный праздник Россиян. В этотм празднике могут прнимать участие и взрослые и дети. Не нужно иметь специального образования, чтобы принимать в них участие. Дети с удовольствием мастерят себе костюмы, маски, сочиняют частушки про свои улицы и друзей, про праздник и Масленицу. Поют народные песни и играют в народные игры. Нароныепраздники благодатная почва для вопитания детей по правилам народной педагогики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Лакомка" - третий день Масленицы. »
МОУДОД «Катав - Ивановская ДШИ»
Катав – Ивановского муниципального района
План-конспект открытого урока - праздника по предмету по выбору «Народоведение»
на отделении ИЗО
«Проводы Масленицы»
10 марта 2011 года.
Составитель: преподаватель 1й квалификационной категории отделения ИЗО Кудряшова С.К.
Пояснительная записка.
«Народные праздники» являются одним из предметов вариативной части общеобразовательной программы и внеклассной работой на отделении изобразительного искусства. Региональный компонент - обязательный элемент образовательного процесса.
Значение народного воспитания трудно переоценить в наш 21 век. Приобщая детей к народному творчеству, знакомя их с народными традициями и обычаями, помогая детям приобрести опыт творческой деятельности на основе жизненного опыта предков – преподаватель даёт ребёнку возможность пробудить и реализовать свои скрытые возможности, генетически заложенные его прародителями.
«Народные праздники» - благодатная почвой для творческого развития ребёнка, для его эстетического роста, глубокого понимания таких понятий как - «Родина», «Россия», «Семья», «Ответственность», «Преданность», «Патриотизм», «Дружба».
Принимая участие в таких мероприятиях, дети в игровой форме изучают традиции своего народа. Готовя себе костюм, знакомятся с законами композиции аутентичного костюма своей местности. Посещают краеведческий музей, изучают литературу, заучивают народные песни, сочиняют частушки, принимают участие в создании сценария и драматургии праздника.
Самое главное, что в этом принимают участие и их родители. Они готовят костюмы вместе с преподавателем, помогают на празднике, делают фото и видео съёмки. В процессе проведения и подготовки праздника они вместе с детьми знакомятся с народной педагогикой.
План – конспект открытого урока – мероприятия
«Масленичная вечёрка»,
по предмету по выбору «Народоведение»
10марта 2011г. Для учащихся первых
классов художественного и эстетического отделения
Цель мероприятия:
1.Познакомить уч-ся с историей праздника «Масленица». 2.Приобщение родителей к жизни учащихся отделения ИЗО ДШИ.
Задачи:
1.С раннего возраста пробуждать у детей любовь и уважение к культуре своих предков, посредством собственного участия в празднике.
2.Совершенствовать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3.Развивать физические качества ребёнка в процессе игры: ловкость, силу, смекалку, речь.
На праздник приглашаются дети 1-го класса художественного и эстетического отделения. Проводится в среду- день «Лакомка» .
Праздник ведут учащиеся изучающие предмет по выбору «Народоведение» и желающие учащиеся под руководством учителя.
Аккомпанирует на гармони уч-ся 5кл. народного отделения.
На баяне – преподаватель отделения народных инструментов.
План занятия:
Организационный момент 5мин.
Основная часть урока: 60-65мин.
А) Рассказ – беседа,
Б) Инсценированное представление,
В) Игры, танци
3. Завершение праздника: 20-25мин.
А). Угощение,
Б). Прощание.
Оформление зала:
Стулья расставлены по периметру, освобождая центр зала для игр и общения выступающих со зрителями.
В стороне от сцены - стол. На столе праздничное угощение.
На заднике сцены оформление на мотив праздника.
Ведущий открывает двери зала и приглашает зрителей занять места
Ведущий приветствует входящих всевозможными шутками. После того как зрители заняли места, начинается урок.
Ведущий:
Здравствуйте гости дорогие!
А кто знает, зачем мы сегодня собрались в нашем уютном зале?
Дети:
Сегодня масленица!!
Ведущий:
Правильно ребята. Она длится 7 дней. Сегодня третий день масленицы, «Лакомка». В этот день масленой недели, или как её ещё называли «Сырной недели», с утра выставлялись столы со сладостями для ребятишек, по всей деревне. А вечером зять со своей молодой женой ходил в гости к своей тёще, т.е к матери своей жены. Там его тоже кормили самыми вкусными блюдами. «Зять на двор – пироги на стол!» - говаривали в старину. А кто знает, как люди узнают, что наступила масленая неделя? - Наступает день весеннего равноденствия! - И что значит: « день весеннего равноденствия»?
Ответы детей:
Это когда день равен ночи (могут быть и другие ответы).
Ведущий:
Какие вы молодцы ребятишки!
Весною, 23-24 марта, в природе совершается великое событие: день и ночь уравновешиваются. 12 часов длится день и 12 –ночь. А после этого день станет прибывать все быстрее и быстрее. Весна окончательно победит зиму. Вот по этому случаю люди устраивали праздник, который назвали «Масленица».
Такое вкусное название праздник получил не случайно. Люди в старое время верили, что солнышком кто-то управляет. Некоторые в наше время считают, что им управляет бог. Своими обрядами, песнями, играми, люди хотели показать Богу, что они очень рады весеннему теплу, рады тому, что солнышко не спешит спрятаться за леса. Свет и тепло им нужно на всё лето, чтобы уродились хорошие хлеба, чтобы было много ягод, травы, овощей, фруктов, чтобы можно было запастись на следующую зиму вкусной пищей для себя и кормом для скота. Многое в их жизни зависело от солнышка - пусть оно ярко светит на небе! Для этого на Масленицу люди везде изображали солнце. Выводили круги на снегу - во дворе, на поляне. Катались на конях, гоняя их вокруг деревни. Упряжь и сани украшали яркими лентами и цветами, чтобы они тоже напоминали солнце. На шесты надевали старые тележные колёса, смазывали их смолой и поджигали, высоко поднимая над землёй. И вот на улицах, во дворах зажигались маленькие солнышки – пусть видит Бог, чего хотят люди! А в домах стряпали вкусные масленые блины! Блин ведь тоже похож на маленькое солнышко. Только его можно в руки взять и даже съесть. Пусть солнышко светит, тогда весь год люди, взрослые и дети, будут сытыми.
Главное на масленице – гостевание. Родственники, друзья, соседи, знакомые ходили друг к другу. Хозяева с удовольствием принимали гостей, угощали их, выставляя на стол всё, что только могли.
Стук в двери. Входят гости. Ряженые в масках. Они поздравляют всех с праздником. С собой они ведут или несут чучело ряженое в масленицу и поют частушки:
Девки масленка идёт, Кто нас покатает? У Петруни за двором
Сивка пропадает.
Я на Масленку катался
Трое саней обломал
Ворона коня замучил,
Но милашку покатал.
Как на маслену неделю
В потолок блины летели
В потолок блины летели
Мы ловили их и ели!
Мы с друзьями всю неделю
Блины масленые ели Масленица погоди
Пост великий впереди!
Ведущий:Здравствуйте, гости дорогие! Заходите, заходите, только пол не проломите!
Гости тоже отшучиваются: Пол не стопчем, от блинов лопнем……
После шуточной перепалки гости запевают «Величальную масленице» и постепенно всех зрителей приглашают в круг.
Наша Масленица,
Наша масленица,
Масленица годовая.
Масленица годовая.
Она гостика, да
Она гостика, да
Она гостья дорогая,
Она гостья дорогая.
Она пешею, да,
Она пешею да,
Пешею она не ходит, Пешею она не ходит.
Всё на комонях да,
Всё на комонях да,
На комонях разъезжает,
На комонях разъезжает.
Чтобы кони были,
Чтобы кони были,
Кони были вороные, Кони были вороные,
Чтобы слуги были, Чтобы слуги были,
Слуги были молодые,
Слуги были молодые.
Масленица или гость с чучелом находится в кругу.
Ведущий:
Широкорожая Масленица, Мы тобою хвалимся,
На конях катаемся,
Блинами объедаемся.
Ряженые:
Дорогая наша гостья, Авдотья Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, трёхаршинная
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький
Брови чёрные, наведенные,
Шуба синяя, глазки ясные
Ты зачем пришла?
Масленица:
Чтобы Вас повеселить,
Молодых поженить
Ряженые:
Масленица, а ты с чем пришла?
Масленица:
С пирогами, да блинами,
Песнями, да плясками,
С весёлыми сказками!
Расскажу я вам ребята
«Как Пахом на святки невесту искал».
На заднем плане изба.
Гости расположились на сцене. Там же Пахом и его мать.
Ведущий:
Как у нашего соседа была с матерью беседа
Пахом:
Мать, а мать! Я жаница хочу!
Мать:
Не вырос ишо!
Пахом:
А я всё равно хочу!
(Берёт палочку - лошадь и скачет по кругу мимо групп девушек. Мать,
всполошившись, бежит за ним.
Подъехав к одной группе девушек, Пахом заигрывает с одной из них. Мать в это время беспокойно бегает вокруг парочки.
Пахом:
Девка, а девка, выходи за меня?
Девка:
Кабы, кабы, да кабы, На носу росли грибы.
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися!
Что же это будет-то
Больно рано будят-то, По утру, по холоду
Посылают по воду.
(потягивается)
Мать в испуге тащит сына от девушки:
Не надоть нам таку! Не надоть.!
Едут дальше. Останавливаются у другой группы девчат.
Пахом:
Девка, а девка! Выходи за меня?
Девка: Посылала меня мать загонять гусака, А я вышла за ворота и давай плясака!
Плясать пойду, головой кочну,
Своими карими глазами завлекать начну!
Говорят я боевая, боевой остануся!
Горе, горе тому будет, кому я достануся!
Мать оттаскивает влюбившегося почти сына.
Мать:
Не надоть нам таку!! Ой не надоть!!
(мать с сыном уезжают со сцены)
На середину сцены выходит девушка, а за ней семенит мать. Что-то бормоча
ставит скамеечку, на которую усаживает плачущую дочь!
Дочь: Маманя-я-я-я! А, Маманя-я-я-я-я-я! Все мои подружки замуж повыходили, а я никому не нужна-а-а-а!
Мать:
Да что ты, радость моя! Красавица ты наша! Феклушенька, доченька, сердешная ты моя!! А давай, мы тебя за нашего, за соседского Ивана отдадим! Он давно сватает.
Феклуша:
(кричит и топает ножкой) Не хочу за Ивана, за деревенского-о-о-о-! За городского хочу, за богатого!!
Мимо пробегают девушки и кричат:
Феклушенька пойдём с нами гадать!
Мать:
А ведь, ныне, Феклуша, святки! Давайте у нас гадать будем. Зови подруженек, доченька! Дед,а дед! Тащи сюда оглоблю!!
Феклуша зовёт подружек на двор.
Дед появляется на сцене с оглоблей:
Вот старая карга, замучила меня до смерти! В праздник и то покою не даёт!!
На, возьми свою оглоблю!
Дочь с матерью ловят оглоблю. Прибегают девушки.
Феклуша:
А зачем нам оглобля?
Мать:
Вот поставим мы её так(показывает),потом отпустим. Куда оглобля упадёт оттуда и жених будет!
Девушки все вместе берутся за оглоблю и на счёт «три» отпускают её. В это время на сцене появляется Пахом на своей лошади. Мать бежит за ним. Оглобля падает на Пахома и придавливает его. Падает в обморок подружка, вокруг суматоха. Мамаши пытаются поднять оглоблю, но без успеха!
Феклуша:
Отойди! Мамана! Я сама!
( отстраняя всех и засучив рукава, поднимает оглоблю!)
Жених лежит на полу.
Подружки переговариваются между собой:
Феклушкиного жениха-то убило!
Мать Пахома голосит возле своего сына, а мать девушки причитает и бегает возле доченьки:
Как же это ты доченька сумела? Рученьки белы не сломала? Животик не надорвала?
Феклуша:
Хватит мамана причитать! Лучше жениха спасайте!
Мамаши вместе поднимают жениха.
Подружки в страхе кричат: Ожил!!
Пахом подходит к Феклуше:
Ты, Феклушенька, меня спасла, не дала оглобле меня придавить, значит и невестой моей быть тебе!
Ведущий :
И жили они долго и счастливо!!
Выступающие снимают себя маски , встают в линию и кланяются зрителям. Гармонист играет масленичную песню. Ведущие снова заводят хоровод и прощаются с Масленицей.
Дети и ведущий:
Прощай Масленица!
Масленица, прощай, на другой год приезжай!.
Ведущий начинает песню и все её подхватывают:
Масленица, Кукошейка
Кукошейка люли, Кукошейка.(повторять после каждого двустишья)
Встретим тебя хорошенько,
Хорошенько люли, хорошннько
С блинцами,
С каравайцами, С варенничками.
А мы масленицу, устречали,!
Мы сыр с масельцем починали,!
Мы блинками гору, устилали!
Сверху масельцем поливали!
Как от сыра гора крута!
А, от масла гора ясна! А на горушке снеги сыплют! А нас мамочки домой кличут! А нам домой не хотится!
Нам хотится прокатиться!
Масленица, Кукошейка! Встретим тебя хорошенько!
Ведущий:
Ну что, понравилась вам наша сказка? А теперь давай те с вами играть, да плясать да ваши выступления смотреть. Кто чему научился за это время у своих педагогов.
Идут выступление детей эстетического отделения и игры во время отдыха выступающих.
Игра «Растяпа».
Игра «Анюта-я тута»,
Игра «Воротца»,
Игра «Ручеёк».
Танец «Улочка».
Игра «Ищу, ищу ремешок».
Эстафета.
В завершении праздника дети – ведущие праздника и администрация школы, угощают гостей блинами.
После угощения все выступающие выходят на сцену.
Ведущий:
Вот и закончилась наша вечёрка в честь масляной недели. Масленица будет ещё гулять по нашей стране 4 дня и закончится прощёным воскресением. В этот день все просят у своих родных, друзей и близких прощения. Но самое главное каждый из вас должен в первую очередь просить прощения у своих родителей.
И пусть ваше утро воскресенья будет самым добрым и весёлым.
Всытупающие:
Любите и уважайте своих родных и близких, соседей, друзей, учителей! И дай вам бог здоровья и счастья, удачи, терпения, много друзей, полного стола, и полного кошелька!! Да только отличных успехов в учёбе.
Все кланяются.
К
убок России
VIВсероссийский фестиваль детско-молодежного творчества и педагогических инноваций
(Москва, 14 ноября – 18 декабря 2011 года)
Конкурсная программа «Педагогические инновации»
В рамках Всероссийского фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России – Ассамблея Искусств» проводится конкурсная программа «Педагогических инноваций в области творческого развития детей и подростков».
Главной целью проведения данной программы является выявление инновационных подходов и методик в области развития детско-подросткового творчества, популяризация лучшего педагогического
опыта и методик, создание и аккумуляция инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике направлениям.
Участники конкурса «Педагогические инновации»:
Любой индивидуальный заявитель или группа авторов, работающие в учреждениях среднего и дополнительного образования или сотрудничающий с такими учреждениями,
Студенты педагогических вузов;
Участниками конкурса могут быть как граждане России, так и граждане других стран, приславшие свои разработки на русском языке;
Возраст участников не ограничен;
Cрок подачи заявок: до 20 ноября 2011 года
Экспозиция конкурсных работ: 05-18 декабря 2011 года
Церемонии награждения: 11 декабря 2011 года
Номинации конкурса «Педагогические инновации»:
Искусство;
Литература;
Языкознание (русский и иностранные языки);
Информационно-коммуникационные технологии;
Социальные науки;
Туризм и краеведение;
Технология;
Исторические науки;
Вдохновение (собственные произведения):
- литература (поэзия)
- литература (проза)
- публицистика
- изобразительное искусство
- промыслы и декоративно-прикладное искусство
- фотоискусство
Тезисы.
Здравствуйте дорогие устроители ассамблеи! Пишет Вам преподаватель детской школы искусств, родом из маленького Уральского городка, который стоит на реке « Катав». Зимой и летом бежит, торопится речушка, как и много лет тому назад. Словно шепчет о чём-то и манит, манит за собой, зовёт заглянуть в прошлое.
По желанию купцов, двух братьев Твердышевых, да указу Петра третьего, Царь батюшки,
На Урале, на земле, племён башкирскиих, был завод заложен, для железоделанья.
И со всех сторон России матушки, для работы на заводах на, купеческих,
Крепостной, работный люд скупался сотни лет, семьями, и порознь, и деревнями.
С Астраханской, и Московской, и из Пензенской, Ставропольской, Арзамасской да из Муромской,
Из Симбирской, и Калужской, и Архангельской, а ещё Нижегородской, да Владимирской.
И раскольники, и каторжники беглые, с Малороссии казаков войско целое,
Находили здесь себе прибежище.
Стой поры, как город наш построен был, 256 лет уж, люди, минуло.
На работе барской-то намаявшись, подневольного народа много сгинуло.
Пусть летят года, и жизнь меняется, но традиций старых не нарушила,
Силу духа наших дедов, прадедов здесь, сегодня юность обнаружила!
Гляньте круг, как в зелени лесных просторов, в воздухе озёр, что солнцем напоённые,
Оживает «Стрефил-птица» поднебесная, в образе простых катавских девушек,
В красны сарафаны обряжённая
Так восславим же далёких наших пращуров за работу да за жизнь из зело трудную,
Всей своей любовью и твореньями.
(юбилею города посвящается)
Давным - давно, ещё в 1980 году, по мимо уроков черчения и ИЗО, начала я в кружке преподавать роспись по дереву. Затем прибавился факультатив «Древние корни народного искусства», «Народоведение». А, потом, после одних посиделок, столько желающих стало, что пришлось «сортировать» по возрасту, да только какой возраст на празднике? И стар и млад дурачится!. Вылилось всё в общешкольные мероприятия. «Масленица», «Рождество», поездки на «Божовский» фестиваль. Нашили себе сарафанов, головных уборов. Сами сценарии писали, сами играли, сами пели, сами декорации рисовали, гримировались, сами костюмы шили, всё сами. Первый свой костюм по правилам и выкройкам, я сшила как наглядное пособие для уроков ИЗО, в младших классах. Все годы собирала литературу по аутентичному костюму. А как выросли мои уже самые маленькие девочки, начали мы сними ещё и поисковой работой заниматься, уже в ДШИ. Тут-то мои книги и девчатам пригодились. В конкурсах да фестивалях участие принимать стали. На пример фестиваль «Уральские прикрасы». Проходит он в палаточном городке на озере «Тургояк», что возле города Миасс. Вот где ликует сердце! Вот где начало зарождения того главного, что делает из ребёнка человека. Как же детям интересно всё знать, обо всём спросить, всё потрогать. Как сияют глазёнки! Какое удовольствие на лицах когда они летят в танце по кругу, как рдеют щёчки девочек, когда парень выбирает её на весь вечер подружкой. А как поют эти озорные непоседы! Песня отражается от глади озера к самым облакам и возвращается в души слушателей, что бы на всегда влюбить их в себя! Да прекрасное в любом возрасте у детей воспринимается естественно и счастье в том, что у истоков этих знаний стоишь ты, простой учитель, отдавший всё тепло своей души, все свои силы и умение своим ученикам. А, самое главное, это не напрасно и я вижу это в своих учениках. И это самая высокая награда мне. За 36 лет жизни всё уже ясно видно.
Да, я счастливый человек! Всю свою жизнь проработала с детьми и никогда не пожалела. Столько ещё хочется сделать, успеть. И пусть рядом будет человек, который понимает тебя без слов, который всегда может помочь. А этот конкурс, ещё одна возможность проверить себя, узнать чего ты стоишь.
На сим заканчиваю.
С уважением, преподаватель изобразительного искусства и народоведения. МОУДОД «Катав-Ивановская детская школа искусств», г. Катав – Ивановск, ул. Ленина д.12»А». Челябинской области, Кудряшова Светлана Кирилловна.