Линейка, посвященная открытию декады филологических наук
Линейка, посвященная открытию декады филологических наук
Романенко Н.В.
Торжественная линейка, посвящённая открытию
Недели Русского Языка в начальной школе.
(2015 -2016 учебный год)
Цель:
развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе.
повысить общую языковую культуру;
привить любовь к русскому языку;
воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову.
Во время построения звучит песня «Русский язык» с презентацией.
Оборудование:
Мультимедийная установка, слайды для сопровождения праздника; костюмы для героев сценок.
Ход мероприятия
Учитель:
- Здравствуйте, ребята!
Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе недели русского языка.
Ведущий 1:
Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян.
Ведущий 2:
Русский язык - это язык национальной гордости и достоинства!
Ведущий 1:
Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель Алексей Николаевич Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
Ведущий 2:
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
Ученик:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Просмотр содержимого документа
«Линейка, посвященная открытию декады филологических наук»
Романенко Н.В.
Торжественная линейка, посвящённая открытию
Недели Русского Языка в начальной школе.
(2015 -2016 учебный год)
Цель:
развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе.
повысить общую языковую культуру;
привить любовь к русскому языку;
воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову.
Во время построения звучит песня «Русский язык» с презентацией.
Оборудование:
Мультимедийная установка, слайды для сопровождения праздника; костюмы для героев сценок.
Ход мероприятия
Учитель:
- Здравствуйте, ребята!
Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе недели русского языка.
Ведущий 1:
Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян.
Ведущий 2:
Русский язык - это язык национальной гордости и достоинства!
Ведущий 1:
Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель Алексей Николаевич Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
Ведущий 2:
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
Ученик:
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч.
Встретила я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделась и спрашиваю!
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Ведущий 2:
К сожалению, таких «нормальных» людей в последнее время становится всё больше. Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
Ведущий 1:
Самые интересные чудаки, живущие на свете, – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, фантики. А есть такие, которые собирают слова.
Сценка 2.
Ведущий 2:
Давным-давно, когда еще не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.
Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок».
Няня:
Пошла бабка, по коробу помела, по сусеку поскребла, наскребла горсть муки, замесила тесто на сметане и испекла колобок.
Володя.:
- Нянюшка, а что такое короб?
Няня:
- Короб – это сундук или лубяной ящик, где хранили муку.
Володя:
- А сусек?
Няня:
- Сусек - ящик для ссыпания зерна.
Володя:
- Нянюшка, а колобок – это что?
Няня:
- Колобок – это небольшой круглый хлебец.
Ведущий 1:
Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронес через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».
В этом словаре содержится толкование около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок и загадок.
Ведущий 2:
Читать толковый словарь одно удовольствие. Это настоящая кладовая языковых богатств. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение слов, которые слышали или встречали в книге, а порой и вообще они могут явиться для вас открытием.
Ведущий 1:
Толковый словарь Владимира Даля, это не единственный словарь русского языка.
Семья их огромна. А пользу, которую они приносят людям, не оценима!
Парад Словарей:
Ведущий 1: Словарь Ожегова.
Ученик:
Этот словарь считается самым универсальным. В нём огромное количество слов, к которым дано толкование.
Если вы будете пользоваться этим словарём Ожегова, то обогатите свой словарный запас.
Ведущий 1: Орфографический словарь.
Ученик:
Орфографический словарь нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.
Ученик
Как правильно сказать? Щавель – щавель? Звонит или звонит, творог или творог?
Для того чтобы проверить, правильно ли вы поставили ударение, нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Он всегда поможет Вам в трудную минуту.
– Назвать весь ряд родственных слов вам поможет школьный словообразовательный словарь.
Ученик
Используя школьный словообразовательный словарь на уроках и дома для приготовления домашнего задания, вы сможете подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.
Ведущий 2: Словарь синонимов и антонимов.
Ученик
При написании сочинений, выступлений вы можете пользоваться Словарём синонимов,
и тогда ваши работы будут ярче, красочнее.
Пользуясь словарём антонимов, вы найдете огромное количество противоположных слов.
Давайте попробуем:
Близко ли... (далеко), Низко ли... (высоко), Не на небе – на... (земле) Жил старик в одном селе.
Ведущий 1: Существует ещё и Словарь иностранных слов.
Ученик:
Оказывается в обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис.
Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни.
Например, слово библиотека – греческое, футбол – английское, диктант – немецкое.
Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарем иностранных слов.
Ведущий 1:
Научившись пользоваться этими словарями, вы обязательно полюбите их.
Уважаем Государь,
По прозванию Словарь!
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Ведущий 2:
Русский язык необычайно красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Именно на русском языке говорили и писали свои великие творения Толстой и Пушкин, Чехов и Михалков.
Ведущий 1:
Могуч и прекрасен русский язык. Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!
Послушайте отрывки высказываний разных писателей о русском языке.
Пожалуйста, ребята, вам слово.
Ученик 2 класса
Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Ученик 4 класс
Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Ученик 3 класс
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»
Ученик 1 класс
Иван Сергеевич Тургенев просил:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ведущий 1:
Вот сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке!
Ведущий 2:
А вы знаете, что многие пословицы и поговорки вошли в нашу речь еще в ХVII веке.
Знаете ли вы их? Сейчас мы это проверим.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.
Презентация:
Век живи – ... (век учись).
Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
Язык мой – ... (враг мой).
Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
Делу время – ... (потехе час).
Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
Собирай по ягодке – ... (наберешь кузовок).
Ведущий 1:
Молодцы! Какие вы еще знаете пословицы и поговорки, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему?
- Что написано пером, ….. не вырубишь топором.
– Язык ….. до Киева доведет.
– От учтивых слов … язык не отсохнет.
– Слово не воробей: …..вылетит – не поймаешь.
Ведущий 2:
Игра «Вопрос – ответ»
У кого глаза велики? (У страха.)
Чем горю не поможешь? (Слезами.)
Кого по осени считают? (Цыплят.)
Что красит человека? (Скромность.)
Чем не кормят соловья? (Баснями.)
В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
Что надо беречь смолоду? (Честь.)
Ученик
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья.
Ученик
Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут.
Ученик
Огромным богатством владейте все дети!
Ведь русский язык — самый лучший на свете! Он самый великий и самый богатый, И много секретов хранит он, ребята!
Ученик
Вы эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать. Тогда очень грамотным станет ваш класс, И русский язык станет другом для вас!
Учитель:
Ребята, освоить родной язык – трудное дело.
Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».
Как будет проходить наша неделя?
Ведущий объявляет план работы
На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.